Студопедия — Опыт 1. Выявление условной двигательной реакции на неречевые звучания.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Опыт 1. Выявление условной двигательной реакции на неречевые звучания.






Стойкая условная двигательная реакция на звучание выражается в том, что в момент предъявления звукового стимула ребенок реагирует на него каким-то определенным действием: поднимает руку, перекладывает различные предметы и т.д. Ученик умеет ждать сигнал и действует точно на начало сигнала. При этом он может действовать молча или сопровождать движение речью.

При нестойкой реакции на предъявленные стимулы ученик действует неуверенно, часто двигательная реакция не совпадает с началом сигнала, у ребенка наблюдаются межсигнальные ответы [2].

В обучающей части ребенок упражняется в выполнении задания. Сурдопедагог предъявляет звуковой стимул (удары барабана) на расстоянии 0,5 м. и объясняет ученику: «Слушай. Услышишь звук, подними руку». После предъявления звучания педагог спрашивает: «Что звучало?». Если ученик затрудняется в ответе, то педагог поясняет: «Звучит барабан» (при необходимости использует таблички). Таким образом, вырабатывается условная двигательная реакция на звучание.

После того, как педагог убеждается, что ученик задание понял, проводится контрольная часть опыта. В контрольной части опыта ребенок воспринимает неречевые звучания и выполнял аналогичное задание. Для исключения зрительного восприятия используется ширма, за которой располагается музыкальный центр.

Каждый звуковой стимул предъявляется ребенку три раза. Если в ответ на предъявленное звучание ученик не выполняет соответствующее действие, отмечаются межсигнальные ответы или ребенок дает правильный ответ менее чем в двух случаях, расстояние уменьшается на 0,5 м. При правильном выполнении задания в двух и более случаях расстояние вновь увеличивается на 25 см. Таким образом, определяется оптимальное расстояние, на котором у ребенка обнаруживается стойкая условная двигательная реакция на начало сигнала и отсутствуют межсигнальные ответы. Учитывая утомляемость учеников, неречевые стимулы подаются сразу с наибольшего расстояния (5 м.), которое постепенно уменьшается до оптимального.

Результаты опытов необходимо фиксировать в протоколе. Отмечается характер двигательной реакции (стойкая / нестойкая), расстояние, на котором выявлена условная двигательная реакция, словесное определение неречевого звучания, а также знакомость неречевого звучания детям.

Для оценки ответов учеников определены следующие критерии: задание считается выполненным, если ребенок дает два правильных ответа из трех (+).

При проведении опыта нужно соблюдать следующие правила:

1. постоянно менять длительность паузы между сигналами;

2. продолжительность обследования каждого ученика определяется в зависимости от его работоспособности;

3. если ученик не проявляет интереса к выполнению задания, меняется дидактический материал.

Опыт 2. Изучение умения локализовать звук в пространстве.

В опыте используются два музыкальных центра, которые располагаются справа и слева ребенка за ширмами. Сурдопедагог подает сигнал то с одного, то с другого музыкального центра, используя пульт дистанционного управления.

В обучающей части педагог подает звучание барабана сначала с одного музыкального центра и спрашивает: «Где звучит справа или слева?» и сам же отвечает: «Звучит справа (слева)». Ребенок воспринимает звучания, видя экспериментатора и слушая. Затем ребенок учится выполнять задание самостоятельно. После того, как педагог убеждается, что задание ребенком понято, проводится контрольная часть опыта.

В контрольной части опыта ученик воспринимает звуковые стимулы на оптимальном расстоянии для данного звучания. Педагог располагает руки за ширмой, чтобы исключить зрительное восприятие учеником подачи звучания при помощи пульта дистанционного управления. После предъявления звучания педагог спрашивает: «Где звучало?», ребенок отвечает: «Звучало справа (слева)». Каждое звучание подается педагогом 6 раз (по три раза с каждой стороны).

Рассмотрим критерии оценки выполнения задания. Задание считается выполненным (+), если ученик правильно локализует звуковой стимул четыре раза из шести предъявлений, при чем не менее двух раз с каждой стороны.

Вторая серия опытов направлена на выявление умения различать неречевые звучания.

Опыт 1. Различение на слух неречевых звучаний при выборе из трех, пяти, семи.

В обучающей части опыта ребенок располагается за столом на расстоянии, котором воспринимает все предложенные звучания на слух, перед ним лежат картинки и письменные таблички, соответствующие предъявляемым неречевым стимулам (барабан, бубен, гармошка).

Экспериментатор в момент звучания барабана демонстрирует ребенку картинку с изображением данной музыкальной игрушки, показывает на соответствующую письменную табличку и говорит: «Слушай. Звучит барабан». Ученик также показывает соответствующую картинку и повторяет с опорой на табличку: «Звучит барабан».

Аналогично предъявляются звучания бубна и гармошки. Таким образом, дается образец звучания неречевых стимулов.

Затем педагог предлагает: «Слушай. Что звучит? Покажи картинку. Скажи, что звучит».Ребенок выполняет данное задание самостоятельно – показывает соответствующую картинку и отвечает на вопрос: «Что звучит?».

Звучание каждой музыкальной игрушки предъявляется по три раза в последовательности, исключающей догадку.

Независимо от результатов обучения, если педагог убеждается, что задание учеником понято, проводится контрольная часть опыта.

В контрольной части опыта ребенок различает на слух неречевые звучания при выборе из трех – голоса животных, голоса птиц, бытовые шумы, шумы города, природные шумы, звуки, издаваемые насекомыми, физиологические проявления человека. Ребенок слушает неречевые стимулы, показывает соответствующую картинку и отвечает на вопрос: «Что звучало?».

Неречевые стимулы предъявляются в последовательности, исключающей догадку, каждый по три раза.

Задание считается выполненным (при выборе из трех), если ребенок дает не менее шести правильных ответов из девяти; при выборе из пяти звучаний – если ученик дает не менее десяти правильных ответов из пятнадцати; при выборе их семи – если ребенок дает не менее четырнадцати правильных ответов из двадцати одного, при этом правильно узнает каждый неречевой стимул не менее двух раз. Остальные случаи рассматривались как отрицательное выполнение задания.

Литература

1. Кузьмичева Е.П. Методика развития слухового восприятия глухих учащихся: Пособие для учителя. – М., 1991.

2. Кузьмичева Е.П., Шевцова О.В., Яхнина Е.З. Развитие устной речи у глухих школьников. – М., 2001.

 

 







Дата добавления: 2015-10-18; просмотров: 584. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия