Роль труда, языка и социальных отношений в развитие сознания.
Трудовую теорию антропогенеза можно свести к след. положениям 1.Оббивая клинок своего топора, человек в тоже время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формировались человек и общество. Труд создал самого человека и его сознание – это первое условие человеской жизни. 2 Вместе с тем как говорил Энгельс, сначала труд, а вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны неизбежно превратился в человеческий мозг. Способность к изготовлению орудий и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков(сначала в виде жестов и звуков), а потом к социальной системе знаков –к языку. 1Труд – процесс совершающийся между человеком и природой, в котором он опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Изменяя внешнюю природу человек изменяется сам и в этом процессе формируется его сознание. 2 Животное пользуется готовыми продуктами природы, человек же благодаря труду заставляет природу служить своим целям, подчиняет ее своим нуждам т потребностям. Тем самым труд есть коренное условие существования людей. 3 процесс труда включает в себя три момента: целесообразную деятельность, предмет труда, средства орудия. 4 Труд изначально носит коллективный, общественный характер. Он не возможен вне общества Труд не только источник, причина возникновения сознания, но и основа его дальнейшего развития. Вне труда и вне труда общества, вне языка нет и не может быть ни человека ни его сознания. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под влиянием труда. Научное понимание языка значительно шире его обыденного понимания как человеческой речи. В научном понимании понятия «язык» и «речь» различаются: под языком понимается система, имеющая характер своеобразного кода, а речь понимается как один из способов реализации этого кода. Способами реализации человеческого языка могут быть речь, жестикуляция, письменность, мимика, образы искусства, имеющие для различных культур определенный уровень сходства и отличий, чем определяется культурная специфика базовых этнических культур, их субкультур и контркультур. Естественно-научное понимание языка выходит далеко за рамки не только обыденного, но и лингвистического понимания языка как того или иного способа осуществления человеческой коммуникации и человеческого миропонимания. После Второй мировой войны возникла семантика– универсальная наука о знаках и означаемом, исследующая свойства знаков и знаковых систем искусственных и естественных языков, распространившая понятие языка на область чисел и структуры, широко использующая структурно-количественные математические методы.
В естественных науках под языком часто понимается та или иная знаково-символическая система, границы которой определяются широтой ее применения. В этом смысле природными языками могут быть названы генетический код (реализующийся в определенном текстовом пространстве молекулы ДНК), система химических элементов Д.И. Менделеева, языки цветовой и звуковой гамм (ряды которых соответствуют между собой в частотном диапазоне, что было обнаружено еще И. Ньютоном), а также универсальный природный язык формы (выражающийся в разных видах симметрии и пропорции). Все это – языки природы, объективно существовавшие и без человека, но осознанные людьми и включенные ими в языковой диапазон человеческой культуры, ставшие доступными нам. А основная задача языка – создание текстов, связанных информационных сообщений. Весь мир является незаконченным текстом, и даже в неживой природе существуют определенные знаковые системы, определенные языки. Но знаки неживой природы не отделены от ее явлений (как, напр., удар грома). И эти знаки называют нежестовыми знаками.
|