Политика и мораль
МОРАЛЬ охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д. Мораль призвана сдерживать человека и не давать ему совершать плохих и недостойных поступков. Если обратиться к истории первобытного общества, в нем именно она являлась основным институтом управления небольшими социальными общностями. Политика- это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования. Общее в политике и морали: 1. Мораль и политика относятся к наиболее ранним социальным регуляторам общественной жизни. 2. Мораль и политика – это нормативные регуляторы жизнедеятельности индивидов. Различия: 1.Политические отношения не призваны выражать индивидуальность каждого, но конкретно выражают групповые интересы. Мораль же выражает духовные и личностные потребности общества. 2. Нормы морали складываются на основе представления людей о добре и зле, совести, справедливости. Они становятся обязательными для всех по мере осознания и признания их большинством членов общества. Политические и правовые норма устанавливаются государством и обычно фиксируются в законах, после их опубликования им должны следовать все. 3. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, а существуют в сознание людей. В большинстве случаев они соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписания, благодаря внутреннему убеждению и силе общественного мнения. Политико-правовым нормам люди следуют добровольно лишь в зрелом гражданском обществе, понимая их справедливость. Однако для их соблюдения государство вправе применять средства принуждения. несмотря на известные различия, политика и мораль дополняют и взаимодополняют друг друга.
Многообразны отношения политики с моралью. В этом взаимодействии важно отметить тот факт, что политика выражает интересы социальных групп, классов, тогда как мораль в своей основе выражает, прежде всего, общечеловеческие интересы и ценности. Жестокая тоталитарная политика, контролирующая все сферы жизни общества и человека, оправдывающая насилие над личностью и нетерпимость к свободомыслию, не может не деформировать мораль. Это особенно наглядно видно, если обратиться к эпохе сталинизма, когда утверждение в сознании людей безграничной веры в государство, Сталина практически полностью вытеснило общечеловеческие ориентиры морали из взаимоотношений власти и гражданина. Политика и религия Политика — сфера отношений между индивидами и социальными группами по поводу государственной власти, государственного устройства внутри общества и межгосударственных отношений, призванных выразить их общие интересы. Религия — это мировоззрение человека, в основе которого лежит вера во что-то сверхъестественное, необъяснимое, желанное. В каждой религии существуют определенные правила поведения, которым должны следовать ее приверженцы, а также цель, ради которой люди и следуют постулатам данной религии. Соотношение религии и политики — одна из наиболее актуальных и острых тем. Политические интересы способствуют объединению и разделению людей. Государственная власть принуждает граждан к повиновению и опирается на насилие. Она располагает для этого правоохранительной системой, армией, государственным аппаратом и другими мощными инструментами навязывания своей воли и подавления возможного сопротивления. Но не менее существенны и различия между ними. Если политика опирается на насилие, то религия обычно осуждает насилие. В религии отчетливо доминирует моральное начало, духовенство обычно заботится об авторитете церкви и избегает непосредственного участия в рискованных для ее репутации политических акциях. Политика возникает значительно позже религии. В архаическом обществе до появления политики религия во многом обеспечивала регуляцию поведения людей и соблюдение нравственных принципов на основе складывавшихся обычаев, норм вероучения и ритуалов культа. Она сакрализовала авторитет вождя племени (часто он был одновременно и жрецом), придавала ореол святости формирующимся традициям. Ряд церквей и религиозных деятелей оценивают политику как небогоугодное, безнравственное дело, другие утверждают, что религия не противостоит политике, а призвана помочь привести праведника к власти, избавить общественную жизнь и властные структуры от правящих грешников и безбожников. Политические структуры втягивают в сферу своей деятельности складывающиеся религиозные институты. Власти втягивают церковь в политику в первую очередь потому, что она имеет огромное духовное влияние на граждан, располагает информацией о них и сильными рычагами психологического воздействия и может влиять на отношение подданных к власти. Политизация деятельности церкви вынуждает ее подчиняться правилам и логике политического поведения. Современное же государство особо не нуждается в религиозной легитимации. Отношения государства и церкви стали менее политизированными, более соответствующими принципам демократии и нормам морали. Отделение церкви от государства, невмешательство светских властей в ее деятельность — необходимая гарантия защиты религии от политизации.
|