Характеристика и особенности Нового времени. Модернизация.
Характеристика и особенности Нового времени. Модернизация?- В XV-XVI вв. в эпоху Возрождения, когда мыслители- гуманисты, осмысливая пути развития человеческой цивилизации, предложили деление истории на три “эпохи” – древнюю, среднюю и новую. С развитием светской идеологии, науки и культуры, с борьбой за освобождение человека и т.д. К настоящему моменту под новой историей понимают процесс становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы западной цивилизации. Переход от традиционного общества к современному, от аграрного к индустриальному принято назвать “модернизацией”. Модернизация - это сложный процесс, охватывающий все стороны жизни общества. Она включает в себя урбанизацию, индустриализацию, демократизацию политических структур т.д. 25. Эпоха Возрождения: периодизация, особенности, представители. Эпоха Возрождения занимает особое место в истории западноевропейской культуры. Она знаменует водораздел, который пролегает между двумя качественно различными типами культуры - традиционной, свойственной средневековому Западу, и модерной, присущей современному западному обществу. Реформация в Европе. Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против католической церкви выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен. Эпоха рационализма и Просвещения. XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда и др., во Франции — в ра ботах Ф. Вольтера, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, в Германии — в произведениях Г. Лессинга, И. Гердера, молодого Канта и Г. Фихте. Одной из важнейших характеристик философии эпохи Просве щения являетсярационализм. В прошлой теме мы уже встречались с рационалистическим учением Р. Декарта. В отношении учения Декар та термин рационализм употребляется для характеристики гносеоло гических и логико-методологических установок. Рационализм трак туется как гносеологическое учение, утверждающее, что основным инструментом познания является разум. Ощущения и опыт имеют t познании вторичное значение. В этом смысле рационализм противостоит стоит сенсуализму и эмпиризму. Сенсуализм придает решающее зн& чение человеческим чувствам, ощущениям и восприятиям, а эмгоризм на первое место в познании выдвигает опыт. Однако в истории философии имеет место и более широкий подход к понятию рационлизм. Тогда он рассматривается как широкое идейно-теоретическо течение, выражающее взгляды, потребности, общественные настро» ния определенных социальных классов, слое этапе общественного развития. А на основе рабатывает определенные методологически ции человека в практической деятельности и поз; Формирование колониальной системы. Колониализм. Особенности социально-экономического развития Европы и Северной Америки в Новое время. Московское государство в XVI в. Иван IV. Смута в России. это общенациональный кризис, затрагивающий все сферы общественной жизни. Период Смуты (1598–1613) характеризуется народными выступлениями и мятежами, правлениями самозванцев, польскими и шведскими интервентами, разрушением государственной власти и разорением страны.
|