КАРТИНА МИРА
«Мир для Ибн-Хальдуна – это мир «упорядоченный и совершенный, в котором причины связаны со следствиями, вселенные соединяются со вселенными, одни существующие вещи превращаются в другие, и бесконечны его дивности, и нет ему границ». Все предметы представляют собой сочетание четырех первоэлементов (земли, воды, воздуха и огня). Причем, по мнению Ибн-Хальдуна, последние обязательно должны соединяться в разной пропорции, и один из них должен быть господствующим, в противном случае соединения не произойдет. Решающую роль при соединении четырех первоэлементов играет «врожденное тепло»(харара гаризийя), «действующее начало», которое определяет бытие соединения как качественно определенного предмета, сохраняя его форму. «Врожденное тепло» изначально свойственно материи и имеет своим источником один из первоэлементов, а именно огонь. Это внутреннее, имманентное, тепло является главным источником изменений и превращений различных предметов. Частный случай действия «врожденного тепла» – самозарождение живых существ из неживой, но теплой материи; скорпионов из почвы и гнили, змей из волос. «Врожденное тепло» является специфическим для каждого из этапов, которые проходит предмет в своем становлении. Более того, различны и неповторимы пропорции* и свойства составных частей предмета на каждой стадии его образования. Процесс формирования предметов и существ Ибн-Хальдун называет природным действием»(Игнатенко,50-51)
Ибн-Хальдун: «Посмотри на мир сложных субстанций, как он начался с минералов, затем- растения, затем- животные в дивном порядке и последовательности. Наиболее сложные минералы переходят в простейшие растения, такие, как мхи и бессеменные. Высшие растения, такие, как пальма и вьющийся виноград, переходят в низших животных, например в улитку и моллюсков, которые обладают только способностью к ощущению.. Мир животных расширился, и умножились их виды, и он закончился в результате постепенного изменения человеком, имеющим мышление и разумение. Мир животных восходит к человеку от обезьяны, у которой есть ощущение и восприятия, но нет действительного разумения» (цит. Игнатенко А.А. Ибн-Хальдун. М. 1980. С.53-54)
Идея эволюционизма была распространена в арабской мысли
3. КУЛЬТУРОЛОГИЯ (ТЕОРИЯ «УМРАН»)
В основу своих исследований культуры Ибн-Хальдун взял за образец современную ему аристотелевскую физику. Ибн-Хальдун может считаться основателем средневековой традиции «географизма», ибо важную роль в формировании культуры Ибн-Хальдун считал климат, именно температурные зоны Земли.
Ибн-Хальдун так рассматривал страты общества. Он брал за основу формирования общества хозяйственный фактор. На базе этого фактора он строил схему общества: во-первых, для нормальной организации хозяйственной деятельности и сдерживания взаимной агрессивности внутри общества необходимо государство. Организация государства идет по пути «асабийи»- исходной кровнородственной связи между людьми, т.е., если говорить современным языком, то «элит». Общество организуется вокруг этих родов- элит, среди них постепенно выделяются наиболее сильные, которые посредством насилия, берут на себя функции управления обществом. В данном случае он сторонник не теории «общественного договора», а теории «завоевания». Вся система власти у него покоится на двух необходимых основаниях: во-первых, на мощи и «асабийе», во-вторых, на финансах, а в них опора этому войску и осуществление нужд владыки.
Животное пассивно берет то, что дает ему мать-природа. Человеческая же жизнь –это активное освоение мира. Рассуждая об этом, Ибн-Хальдун часто употребляет слово «умран».Данная категория, как и многие другие понятия, употребляемые автором «Пролегомен», многозначна. Во-первых, она обозначает в средневековой арабской географической традиции все места, или районы, заселенные людьми, и в этом значении соответствует древнегреческому «ойкумена», т.е. «населенная часть мира». Во-вторых, «умран»-это освоение людьми природы, возделывание земли, строительство городов, деревень и дорог, а также сами возделанные поля, города, деревни, дороги и т.п. В этом значении «умран» можно перевести как «культура». В-третьих - и в этом значении чаще всего употребляет это слово Ибн-Хальдун,- это сами люди, «возделывающие», «культивирующие» мир. В целом все эти три значения позволяют интерпретировать понятие «умран» как преобразующую окружающий мир деятельность людей, объединенных в общество. Таким образом, категория «умран» характеризует социальную жизнь людей. Умран –антитеза природы(климата, атмосферы, почвы и т.п.)»(1.60)
Ибн-Хальдун: «Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию»(цит.1.61)
ПРОЛЕГОМЕНЫ К «КНИГЕ ПОУЧИТЕЛЬНЫХ ПРИМЕРОВ И ДИВАНУ СООБЩЕНИЙ О ДНЯХ АРАБОВ, ПЕРСОВ И БЕРБЕРОВ И ИХ СОВРЕМЕННИКОВ, ОБЛАДАВШИХ ВЛАСТЬЮ ВЕЛИКИХ РАЗМЕРОВ». Тексты в переводе А.А.ИГНАТЕНКО:
«Человеческое общество необходимо, и мудрецы выражают это словами: человек политическое существо по природе, т.е. нуждается в объединении или в том, что они называют «полисом». Это и есть значение слова «умран».(1.128-129) «..необходимо объединение сил многих сынов рода человеческого для того, чтобы получить пропитание каждому и всем. И так в результате сотрудничества получается достаток в удовлетворении нужд многократно большего количества людей.* Далее,каждый из них нуждается при защите самого себя в помощи себе подобных. Ибо всевышний, наделяя природами всех животных и распределяя способности между ними, наградил бессловесных животных мощью большей, чем сила человека.»(1.127-128) «Если это объединение произошло, как было нами показано, и если осуществилось освоение ими мира, то необходимо сдерживающее начало, отталкивающее одних от других. Это - из-за враждебности и несправедливости, свойственных животной природе людей, Оружие, отвращающее враждебность бессловесных животных, недостаточно для отвращения враждебности людей друг от друга, так как оно имеется у них у всех. Поэтому необходимо нечто иное, сдерживающее враждебность людей друг к другу….Поэтому таким сдерживающим началом является один из людей, У него - верховенство и власть и принуждающая десница, чтобы никто не напал на другого. И в этом смысл слова «владыка».» (1.128-129) «У некоторых бессловесных животных, подобных пчелам и саранче, может существовать, как об этом упоминают мудрецы, [нечто подобное], что связано с подчинение и следованием за руководящей особью, отличающейся от других своим строением тел. Но это существует вне рода человеческого благодаря врожденности, а не вследствие наличия мысли и политики.»(1.129) «Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию. Люди объединяются для сотрудничества, чтобы их получить, и начинают с [получения] того, что приносит пользу или лишено необходимости. Одни занимаются обработкой земли - посадкой и посевом. Другие разводят животных…»(1.131) «Во всем приобретенном и обращаемом в деньги необходимо содержаться человеческие труды,..» (1.152)
|