Студопедия — Романтические мотивы поэзии М.Ю. Лермонтова
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Романтические мотивы поэзии М.Ю. Лермонтова






Содержание лекционного курса

№ пп Тематика и краткое содержание лекций Образовательные результаты
  Историческая типология художественного творчества. Многообразие подходов к построению типологии литературы. Понятия о типе творчества (творческом методе), литературном направлении, течении (школе). Литературный процесс. Воспроизводить понятия «тип творчества», «тип литературы», «литературное направление», «литературное течение», «литературный процесс»
2-3 Древнерусская литература. Средние века как историческая эпоха и период в культуре, основные черты средневекового искусства: традиционность, религиозный характер, имперсональность. Важнейшие исторические события и периодизация истории и культуры Древней Руси. Связь древнерусской литературы с историей русского народа. Характеристика важнейших памятников древнерусской литературы: «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Слово о полку Игореви», «Задонщина», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого. Характеризовать: основные черты средневековой культуры и литературы; Знать: периоды истории и культуры Древней Руси, основные исторические события. Воспроизводить: содержание указанных произведений, характеризовать их тематику и идейную направленность, воспитательное значение.
  Классицизм. Эпоха Просвещения в европейской культуре. Рационализм как философская основа классицизма. Возникновение классицизма во Франции XVII века. Система жанров классицизма. Концепция человека, основной конфликт (разума и чувства) в художественной культуре классицизма. Классицизм в России XVIII века: творчество М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина. Жанр оды в творчестве Ломоносова и Державина; жанр комедии в творчестве Д.И.Фонвизина Знать: определение понятия «классицизм», перечислять важнейшие характерные черты классицизма. Воспроизводить систему жанров классицизма. Понимать: исторические условия возникновения классицизма в России. Давать характеристику оде М.В.Ломоносова «На день восшествия… 1747 года», одам Г.Р.Державина, комедии Фонвизина «Недоросль»
  Романтизм. Возникновение романтизма. Философская и мировоззренческая основа романтизма. Романтическое двоемирие. Русский романтизм, исторический контекст его возникновения. Мотивы свободы, борьбы в русском романтизме. Одиночество, изгнанничество, странничество в романтической литературе. Споры «о старом и новом российском слоге» в первой четверти XIX века, роль Пушкина как создателя русского литературного языка Знать: определение понятия «романтизм», перечислять важнейшие характерные черты романтизма.. Понимать: исторические условия возникновения романтизма в России. Давать характеристику основным романтическим темам и мотивам
  Реализм. Понимания реализма в истории искусства. Исторические условия возникновения реализма в России середины XIX века. Черты реалистической эстетики «Натуральная школа» в русской литературы ее вклад в развитие словесности. Воспроизводить: определение понятия «реализм», перечислять важнейшие характерные черты реализма.. Понимать: исторические условия возникновения реализма в России.
  Модернизм. Возникновение модернистского искусства в европейской культуре 2-й половины XIX века. Культурные, социальные и мировоззренческие истоки модернизма. Многообразие течений и школ в модернистском искусстве. Русский символизм, его основные представители; Русский акмеизм, его характеристика. Воспроизводить: определение понятия «модернизм», «символизм», «акмеизм»; перечислять важнейшие характерные черты модернистского типа творчества, представителей символизма и акмеизма в русской литературе.
  Авангардизм Многообразное понимание явления «авангарда» и его взаимоотношений с модернизмом в истории литературы и культуры. Возникновение авангардного искусства в европейской культуре начала ХХ века. Культурные, социальные и мировоззренческие истоки авангарда. Русский футуризм как представитель авангардизма в литературе, его основные представители (Маяковский, Хлебников, Северянин). Обращение авангарда к детскому языку и вклад представителей русского авангарда в развитие детской литературы (Е. Гуро, Д. Хармс, А. Введенский и др.) Давать определение понятия «авангардизм», «футуризм», Выделять черты сходства и различия между авангардизмом и модернизмом. Перечислять важнейшие характерные черты авангардного типа творчества, представителей футуризма в русской литературе.
  Постмодернизм как художественный язык ХХ века, основные черты новой эстетики и нового понимания искусства. Цитатность, «интертекстуальность», как свойства постомедерна. Иметь представление о постмодернизме как главенствующем способе познания мира в ХХ веке., Выделять черты постмодернизма.
 

Содержание практических занятий

 

Тема №1 (4 часа).

Романтические мотивы поэзии М.Ю. Лермонтова

Самостоятельная работа(обязательные формы):

  Пользуясь материалом «Лермонтовкой энциклопедии» (М., 1981; 1999. – С.258-262 или по ссылке: http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/), дайте определение понятия «лирический герой» и краткую характеристику лирического героя М.Ю. Лермонтова. Ответьте на вопрос: В чем отличие позиции лирического героя в ранней и поздней лирике поэта? (Форма работы – письменное эссе, объем работы – 150-200 слов. Работы, выполненные без опоры на «Лермонтовскую энциклопедию», не рассматриваются и не оцениваются) 3 балла
  Выпишите из того же источника определение понятия «мотив» и примеры (список) основных мотивов лирики М.Ю. Лермонтова. http://feb-web.ru/feb/lermenc/lre-abc/ 2 балла
Самостоятельная работа (формы на выбор студента):

  Напишите письменное эссе на тему: «Романтические мотивы в творчестве Ф.И. Тютчева» Отметьте черты сходства и различия романтических миров Тютчева и Лермонтова. Объем эссе – 150-200 слов 3 балла
  Напишите письменное эссе на тему: «Романтические мотивы в творчестве В.А.Жуковского» Отметьте черты сходства и различия романтических миров Тютчева и Лермонтова. Объем эссе – 150-200 слов 3 балла







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 651. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия