Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан.
Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи распространению революционных идей активно содействовали участниц антиправительственных течений, сосланные в Казахстан: Румянцев. Богомолов. Михаэлис, Кочерова, Крушеев и др. Один из первых марксистских кружков был образован в 1902 г. в Оренбурге Революционная деятельность таких известных личностей, как М.В.Фрунзе и В.В.Куйбышев, начиналась в Казахстане. Поводом к началу революционного движения послужило «Кровавое воскресенье» 9 января1905 г. в г. Санкт-Петербурге. Удаленность Казахстана от центральных районов России, попытки местной администрации скрыть от населения правду о событиях в центре, полный контроль властей над почтово-телеграфной службой и местной печатью привели к тому, что информация о событиях в крупных городах дошла до Казахстана с большим опозданием и в искаженной форме. В феврале 1905 г. в Туркестане, Перовске, Жусалы, Челкаре прошли демонстрации протеста против кровавой расправы над российскими рабочими. Выступления казахских шаруа явились проявлением протеста против массового насильственного изъятия земель. В мае 1905 г. поддержали требования крестьян рабочие стачки в Верном, Кустанае, Перовске. Одним из организаторов антиправительственного митинга в Каркаралинске был Миржакып Дулотов. Он был задержан и под полицейским надзором препровожден в г. Омск. Огромное воздействие на усиление революционных выступлений оказала Всероссийская октябрьская политическая стачка На Успенском руднике, в Уральске. Кустанае, Перовске и в Верном были созданы стачечные комитеты. Неоднозначно был воспринят в Казахстане царский манифест от 17 октября 1905 г. Большевики выступили против царской «милости», раскрывая ее подлинную суть. С разоблачением манифеста выступила казахская национально-демократическая интеллигенция в лице таких признанных лидеров, как Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов, Миржакып Дулатов, Мухаметжан Тынышпаев. Они подвергали критике основные положения царского Манифеста, убеждая, что принятие этого документа представляет собой попытку «вбить клин» внутри антиправительственной оппозиции центра и национальных окраин. 18-19 октября 1905 г. в главном административно-политическом центре Западного Казахстана - Оренбурге прошла массовая политическая стачка Особенно обеспокоила правительство политическая демонстрация в Омске 25 октября 1905 г. организованная социал-демократической группой. В Перовске политическая демонстрация носила интернациональный характер. Комитет представителей рабочих города установил связь с рабочими Петербургской железной дороги. 16-28 ноября 1905 г. прошла забастовка почтово-телеграфных служащих в Семипалатинске, участники предъявили политические требования. Самым крупным интернациональным выступлением казахских и русских рабочих в годы Первой российской революции явилась забастовка на Успенском руднике в Центральном Казахстане. Руководил забастовкой комитет «Русско-киргизский союз против капитала». Действия «Русско-киргизского союза» были поддержаны карагандинскими шахтерами. Владельцы рудника частично удовлетворили некоторые требования рабочих. Организаторы Невзоров и Топорнин были арестованы. Забастовка продолжалась 12 дней приняли участие 360 рабочих. Это было одно из крупных выступлений в годы революции 1905-1907 гг., в котором казахи и русские вместе боролись против иностранных капиталистов. В числе событий 1905-1907 гг. Особое место занимает массовая стачка в Семипалатинске. Она явилась крупным выступлением рабочих в начале 1906 г. Рабочие выдвигали в основном экономические требования. 1906 год - период подъема крестьянского движения в Казахстане.. Первая российская революция способствовала возникновению в крае первых групп и организаций РСДРП. На базе ране существовавших марксистских кружков оформились организации РСДРП в Перовске и Уральске, социал-демократические группы в Петропавловске, Казалинске, Туркестане, а несколько позднее в Акмолинске, Кокчетаве, Актюбинске, Павлодаре и других городах края. Революция 1905-1907 гг. в Казахстане потерпела поражение из-за малочисленности главной движущей силы восстания -рабочих. Казахский аул оставался не вовлеченными в политические события в городах, что препятствовало созданию единого фронта борьбы против царизма. Недостаток опыта в организации агитацинно-пропагандистской работы явился одной из причин поражения, к тому же большевики, главные организаторы революционных событий, не пользовались широкой поддержкой народных масс. Значение революции 1905-1907 гг.: способствовала пробуждению политического сознания населения; накапливался опыт совместных выступлений против засилья царизма. 90.Место и роль казахской демократической интеллигенции в национально – освободительном движении XX века. Начало ХХ в. в Казахстане ознаменовалось подъемом национального самосознания народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, возникали различные его течения, ядром которых стала национальная интеллигенция.Особое место в истории общественно-политической жизни Казахстана этого периода занимает деятельность видного политика, ученого, публициста, лидера национальной интеллигенции Алихана Букейханова (1866–1937). Назревание политического кризиса в Российской империи в начале XX в., усилившееся в результате поражения в русско-японской войне и вылившееся затем в события «кровавого воскресенья», подтолкнуло либерально-демократическую интеллигенцию, таких известных представителей российской науки и культуры, как П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, П. Н. Милюков, А. И. Гучков, В. И. Вернадский и других создать партию российских либералов.11–18 октября 1905 г. в Москве состоялся учредительный съезд, где была создана Конституционно-демократическая партия. Делегатом этого съезда от Омска был А. Букейханов. В декабре 1905 г. по инициативе А. Букейханова в Уральске прошел съезд представителей пяти областей Казахстана, где было решено создать казахский национальный филиал партии кадетов. Однако эта инициатива не нашла поддержки ни в ЦК партии, ни на ее II съезде партии, так как кадеты считали Россию «единой и неделимой», а создание национальных филиалов якобы противоречило этой концепции. После того как был опубликован царский указ о выборах в I Государственную Думу, А. Букейханов включился в избирательную компанию и стал ее депутатом. Но 9 июля 1906 г. указом Николая II Первая Дума была распущена, а А. Букейханов был в числе подписавших Выборгский манифест против роспуска Думы, за что был арестован.А. Букейханов вынашивал планы создания национально-демократической партии, важную роль в общественно-политической жизни он отводил печати. Так решено было организовать газету, которая стала бы рупором общенациональной связи, возрождения народа, осознания им своей роли. Еженедельная газета, выражающая идеи либерально-демократического направления, была названа «Қазақ». Ее разрешено было издавать в Оренбурге, главным редактором стал А. Байтурсынов. Газета выходила с 1913 по 1918 гг. и имела читательскую аудиторию во всех областях Казахстана, в частности в Тургайской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской, Сырдарьинской, Акмолинской. Кроме того, она поступала в Фергану, Самарканд, Закаспийскую область, Уфу, Казань, Томск, а также в Москву и Петербург.К работе в редакции были привлечены выдающиеся представители национальной интеллигенции. Прежде всего, известный поэт и прозаик М. Дулатов (1885–1935), его первый сборник стихов «Оян, қазақ!» («Пробудись, казах!») вышел в 1909 г. Заголовок книги стал манифестом угнетенного народа и вызвал панику царских властей, конфисковавших весь ее тираж. М. Дулатову принадлежит роман «Бақытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»), вышедший в 1910 г. и посвященный тяжкой судьбе угнетенной казахской женщины. Он также автор сборников стихов «Азамат» (1913) и «Терме» (1915).Редактором газеты «Қазақ» стал поэт, переводчик, лингвист, педагог А. Байтурсынов. Видный представитель казахской литературы, А. Байтурсынов за открытую критику антинациональной политики царизма был заключен в Семипалатинскую тюрьму. Позднее администрация вынесла решение о выселении его из Казахстана. В 1910–1917 гг. А. Байтурсынов жил в Оренбурге. Как редактор газеты «Қазақ» он сыграл огромную роль в разоблачении колониальной политики царизма в Казахстане, в возрождении национального самосознания казахского народа.Инициатором созыва Казахского съезда в Уральске и создания национального филиала кадетской партии, вместе с А. Букейхановым, был потомок Абулхаира Б. Каратаев (1860–1934). Б. Каратаев получил блестящее образование, в 1890 г. окончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он стал депутатом II Государственной Думы от Уральской области. Получив возможность выступить в Думе 16 мая 1907 г., которое он начал так: «От имени киргиз-кайсацкого народа с этой трибуны никто не говорил, между тем, в нашем государстве обострившийся аграрный вопрос хотят разрешить переселением крестьян на территорию степных областей…». В своем выступлении Каратаев со всей остротой поднял аграрный и национальный вопросы, показал антинародность столыпинских планов переселения русских и украинских крестьян в Казахстан.Выразителем различных идейно-политических мнений и течений среди национальной интеллигенции, наряду с газетой «Қазақ», был журнал «Айқап» (1911–1915), выражающий аграрно-демократические направления мысли. Он освещал проблемы аграрных отношений, изменения форм хозяйствования, просвещения, развития товарно-денежных отношений в ауле, разоблачал колонизаторскую политику царизма. Издателем и редактором журнала «Айқап» был М. Сералин, в журнале сотрудничали Ж. Сейдалин, Б. Каратаев, С. Торайгыров, С. Сейфуллин, Б. Майлин. Объединяло издания «Айқап» и «Қазақ» то, что они выражали общенациональные идеи, отстаивали интересы казахского народа в условиях его колониального положения. 91.Казахская политическая пресса. Полицейский террор, начавшийся в 1908 г. не смог полностью ликвидировать освободительное движение казахов. Однако теперь оно развивалось в основном по линии политической прессы. Так, в 1911 г. были созданы сразу-два печатных органа. В январе в типографии "Энергия" в Троицке появился ежемесячный журнал "Айкап", издаваемый Мухаметжаном Сералиулы и Еркемом Алимулы. Журнал был крайне модернистского толка, испытывал на себе влияние революционного панисламизма и пантюркизма, открыто и резко выступал против царизма и русского присутствия в степи. В марте 1911 г. вначале в Ханской ставке, затем в Уральске начала издаваться газета "Казакстан", редакторами которой были Батырша Каирнияз, Мухаммед Кураш и Омар Караши (Карашин). Возглавлял редакцию Султан Сагинкерей Бокей (Букеев). Газета была революционного и панисламистского направления, русская цензура запретила ее выпуск после 4 номера. Вновь "Казакстан" появился только в 1913 г. Политический характер имели и многие литературные произведения, увидевшие свет в этот период. В 1909 г. в г. Уфе был опубликован сборник стихов Миржакыпа Дулатулы "Оян казак". М. Дулатову принадлежит роман «Бакытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»), вышедший в 1910 году, посвященный тяжкой судьбе угнетенной казахской женщины. Он также автор сборника стихов «Азамат» (1913 год), «Терме» (1915 год). Стихи были направлены на пробуждение самосознания казахского народа, акцентировалось внимание на колониальной политике России и угнетенном положении казахов. С 1913 г. начинается новый этап освободительного движения, связанный с деятельностью газеты "Казак". Она издавалась в Оренбурге на средства Мустафы Оразаева и с самого начала достигла значительного по тем временам тиража - 3 тыс. экземпляров. Редактором был Ахмет Байтурсынов, окруженньй целой плеядой талантливых казахских журналистов и писателей: Алихан Бокейхан, Миржакип Дулатулы, Халел Досмухамедулы, Магжан Жумабай, Жусипбек Аймауытулы и др. "Казак," противостоял колониальной политике царизма, воздерживаясь однако от призывов к вооруженной борьбе. Вокруг этой газеты на протяжении 1913-1916 гг. сложились актив и сторонники будущей партии "Алаш". Газета раздражала царскую охрану антиколониальным характером публикаций, ее на протяжении 1913-1916 гг. закрывали 26 раз и сам А. Байтурсынов неоднократно арестовывался. Газета сыграла огромную роль в разоблачении политики царизма в Казахстане, в возрождении национального самосознания казахского народа.Несмотря на репрессии со стороны властей, национально-освободительное движение в начале XX в. все более крепло, консолидировалось, приобретало черты политической оппозиции режиму. Период 1905-1914 гг. подготовил появление казахской политической партии и новый подъем освободительной борьбы. 92.Казахстан в годы Первой мировой войны. Первая мировая война, начавшаяся летом 1914 г. сразу же показала отсталость царской России в экономическом и техническом отношении. Отдельные победы русской армии не мог ли исправить общего положения на фронте, и Россия за 1915—1916 гг. потеряла значительную часть своих западных вла дений. Неудачи на фронтах требовали новых ресурсов, человеческих и материальных. Нехватка рабочей силы породила кризис во многих отраслях хозяйства. Тяжело пострадала за годы войны и экономика Казахста на. Налоги выросли в 3—4 раза, в отдельных случаях в 15 раз. Был введен специальный военный налог. Продолжались злоупотребления во всех звеньях колониального аппарата. Кроме прямых и косвенных налогов, собирались различные “пожертвования”, в счет которых у казахов собирался скот и юрты. За три года войны только из Туркестанского края была вывезено 70 тысяч голов лошадей, 12,7 тысячи верблюдов, более 13 ты сяч юрт. Казахи должны были бесплатно поставлять мясо, хлеб, скот и юрты войскам, следующим на фронт через территорию Казахстана. Хозяйству казахов был нанесен огромный ущерб, ис числяемый миллионами рублей. Сокращалась площадь обрабатываемых земель как казахских, так и переселенческих, в результате чего резко выросли цены на хлеб. К концу 1915 г. недовольство казахов начало нарастать. Многие волости отказывались платить налоги, участились случаи отказа от “добровольных пожертвований” и конфликтов на этой почве с местной администрацией. Призыв казахов на тыловые работы. В 1915 г. встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Казахская интеллигенция через газету “Казах” предлагала использовать казахов как боевую силу в кавалерийских частях. При этом преследова лись две цели: во-первых, должны были сохраняться от изъятия под переселенческие участки земли казахов, служащих в армии, во-вторых, участие в боевых действиях могло подготовить квалифицированные, закаленные и обученные военные кадры на случай образования армии независимого Казахстана. Кроме того, только таким путем казахи могли получить оружие, необходи мое для борьбы с колонизаторами. Однако русское правительство не собиралось вооружать “неблагонадежных” казахов. Вместо этого было решено использовать нерусское население России на тыловых работах. В годы войны значительно сократились посевные площади, количество скота, усилился национально-колониальный гнет. Усилилась борьба за земельные участки между имущими слоями переселенческой деревни и трудящимися массами казахского аула. В годы войны массовыми стали выступления крестьян – переселенцев, солдат и женщин против дороговизны, злоупотреблений властью должностных лиц, непомерных налогов и повинностей. В эти годы резко ухудшилось положение трудящихся в городах, рабочих на промышленных предприятиях. Иностранные капиталисты и предприниматели, пользуясь бедственным положением рабочих, усиливали эксплуатацию, систематически снижали заработную плату, поднимали цены на товары первой необходимости. Летом 1915 года в ответ на это забастовали рабочие – казахи Экибастузских и Карагандинских угольных копей, Спасского завода. Первая Мировая война по своим масштабам, людским потерям и социально – политическим последствиям не имела себе равных во всей предшествующей истории. Она оказала огромное влияние на экономику, политику, идеологию, на всю систему международных отношений. Война привела к крушению самых могущественных европейских государств и складыванию новой геополитической ситуации в мире. Дальнейшее развитие рабочего, аграрного, в особенности национально – освободительного движения предопределило восстание казахов в 1916 году.
93. Причины, ход и историческое значение национально-освободительного восстания 1916 года. Первая мировая война принесла тягчайшие страдания угнетенным народам России. Усилился социальный и национальный гнет. Уровень экономической жизни населения резко снизился. Все это привело к восстанию 1916 года. Причины восстания: 1.Колониальная политика царизма в Казахстане 2. Массовое изъятие земель казахов 3. Руссификаторская политика царизма 4.Увеличение налогов. Введение военных налогов Поводом к восстанию послужил царский указ от 25 июня 1916 г., по которому все нерусское мужское население в возрасте 19 - 43 лет должно было быть «реквизировано» для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Всего, по предварительным подсчетам, должно было быть мобилизовано около 400 тысяч человек. Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжелое положение. Мобилизация проводилась во время уборки урожая и подготовки скота к перегону на зимние пастбища, сенозаготовки. Мобилизация всего трудоспособного мужского населения подрывала экономическую базу казахского хозяйства и без того расшатанного постоянными изъятиями земель для переселенцев. Все эти обстоятельства спровоцировали волнения местных жителей Казахстана. В аулах и на промышленных предприятиях проходили собрания, на которых выступали противники царского указа и агитировали молодых людей уклоняться всеми способами от мобилизации в царскую армию. Борьба против призыва на тыловые работы началась с уничтожения списков, поджогов канцелярии, расправы с волостными управителями, аульными старшинами, полицейскими, чиновниками. Постепенно стихийные выступления вылились в организованное восстание почти во всех регионах Казахстана, где реководителями восстания стали: в Тургайской области – А. Джангильдин и А. Иманов, в Уральской – С. Мендешев и А. Айтиев, в Семиречье – Т. Бокин и Б. Ашикеев, в Сырдарьинской области – Т. Рыскулов. Несколько иную линию заняли представители казахской интеллигенции, возглавляемые А.Букейхановым и другими. Трезво оценив сложившуюся обстановку, они пришли к выводу, что казахское население не должно уклоняться от мобилизации, чтобы избежать репрессий. Не оказывать сопротивление властям, а в случае успешного окончания войны для России, создать национальную автономию. Подтверждением такой позиции являются материалы Частного совещания казахов Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской областей, состоявшегося 7 августа 1916 г. в Оренбурге. В материалах совещания говорилось о непоправимом ущербе, нанесенном хозяйству казахского народа моболизацией. Восстание охватило всю степь и переросло в национально-освободительное движение, направленное главным острием против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в определенной степени – против феодально-байской верхушки аула. Главной целью восстания являлось национальное и политическое освобождение, тем самым оно подводило итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость. Крупнейшими центрами восстания были Семиреченская и Тургайская области. В Семиречье прошли съезды казахов, на которых принимались решения об оказании властям вооруженного сопротивления. 17 июля в Туркестанском крае было введено военное положение. Сюда направлены крупные военные силы для подавления восстания, которое к концу октября 1916 года было жестоко подавлено. Были уничтожены десятки аулов, более 300 тыс. мирных людей откочевали в Китай, Кульджинский край и Кашгарию. Организованное восстание охватило и Тургайскую область, где руководителем восстания был избран Амангельды Иманов, а Абдигапар Жанбосынов – ханом. В пик восстания повстанческий отряд насчитывал около 50 тыс. человек. В отрядах была введена строгая дисциплина, в кузницах изготавливалось оружие. Осада Тургая повстанцами окончилась неудачей, так как сюда прибыл карательный корпус генерал-лейтенанта А. Лаврентьева. Восстание окончилось поражением, но, тем не менее, продолжалось вплоть до Февральской революции 1917 года. Историческое значение восстания 1916 г.: 1.Продемонстрировало рост классового самосознания казахского народа 2. Стала школой вооруженной борьбы против царского самодержавия 3.Рост национального самосознания народов Казахстана 4. Осознание национальных интересов, пробуждение к активной политической деятельности 5. Осознание себя силой, способной к вооруженной борьбе против колониальной экспансии российского самодержавия Национально-освободительное восстание 1916 г. в Казахстане имело антиколониальную и антиимпериалистическую направленность, способствовало дальнейшему обострению политического и социально-экономического кризиса в Российской империи. Восстание 1916 г. является по мнению видных ученых, составной частью революционной борьбы многих народов. 94. Установление двоевластия Временного правительства и Петроградского Совета явилось главным своеобразием политической ситуации в стране после свержения самодержавия. Во Временном правительстве 5 из 11 министров были представителями партии кадетов. Умеренно-либеральными были и первые шаги нового правительства России. Наиболее главные вопросы программы временного правительства – об Учредительном собрании, о земле и о войне – оказались заранее обреченными на невыполнение. Все они ставились в зависимость от воли Учредительного собрания, но за 8 месяцев своего существования Временное правительство так и не смогло созвать этот орган народного представительства. Февральская революция была встречена в Казахстане с восторгом. Временное правительство вместо прежних структур власти начало создавать областные и уездные комиссариаты. Комиссаром Тургайской области стал Алихан Букейханов, Семиреченской – Мухамеджан Тынышпаев, Уральской – Халел Досмухамедов. 6 марта 1917 г. всем участникам восстания 1916 г. была объявлена амнистия. Весной 1917 г. во всех казахских областях стали проходить съезды, на которых обсуждалась дальнейшая судьба Казахстана. По кардинальным вопросам общественно-политического развития после февральского периода лидеры национально-либерального движения встали на сторону Временного правительства. В силу этого у них возникло негативное отношение к Советам как органам, оппозиционным Временному правительству. Двоевластие в Казахстане имело специфические особенности, обусловленные социально-экономическим и политическим положением края, его многонациональным и в основном мелкобуржуазным населением, расположением казачьих войск. Советы Казахстана с момента своего возникновения были интернациональными, руководящая роль в них принадлежала мелкобуржуазным партиям, главным образом – партии социалистов-революционеров. Но с весны 1917 г. начался процесс большевизации Советов. Весной и летом 1917 г. в среде казахских трудящихся возникли организации, объединявшие участников тыловых работ, союзы чернорабочих и революционно-демократические молодежные организации, примыкавшие к Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вначале большинство организаций молодежи ставило перед собой культурно-просветительские задачи. Но в процессе поляризации общественно-политического движения они вплотную подошли к решению задач классового, социального и политического значения. Октябрьский переворот 1917 года активисты партии Алаш встретили враждебно, отождествляя его с незаконным актом. 21 ноября 1917 года в газете “Казах” за подписями А.Букейханова, А.Байтурсынова, М.Дулатова и др. была опубликована программа партии Алаш, состоявшая из десяти пунктов. 5-13 декабря 1917 года состоялся Второй Общеказахский съезд. В повестке дня стояли следующие вопросы: отношение к автономии Сибири, Туркестана и Юго-Восточному Союзу, автономия киргизских областей, милиция, Национальный Совет, образование, Национальный фонд и др. Обсудив доклады А.Букейханова, М.Дулатова, М.Чокаева, съезд постановил: Образовать территориально-национальную автономию на территории Казахстана. Автономии присвоить название “Алаш”. Организовать Временный народный Совет - Алаш-Орда” - правительство Казахстана, состоявшее из 25 министров, 10 портфелей из которых предоставить русским и другим народам. Создать народную милицию. К Учредительному собранию правительство должно предоставить выработанный им проект Конституции Казахстана. Таким образом, организационное оформление партии и утверждение ее политических приоритетов произошло почти одновременно с первым актом деятельности новой партии - провозглашением государства “Алаш” и его правительства “Алаш-Орда”. В мае 1918 года Алаш-Орда определилась в выборе союзников, остановивших в качестве таковых на белых, надеясь на их признание автономии казахов. В результате этого союза уже в конце июня 1918 года вооруженные отряды казахов в качестве частей регулярной армии сражались на стороне белых в Семипалатинске, Тургае и Акмолинске. Тогда же очередная сессия Алаш-Орды приняла решение, по которому советские законы не имеют никакой силы на территории автономии Алаш. Было решено предать суду казахских большевиков за предательство. Правительство приняло закон “О временном землепользовании на территории автономии Алаш”, согласно которому институт частной собственности на территории автономии Алаш отменялся. Закон предусматривал, что в казахском обществе все споры о владении землей должны разрешаться аксакалами; земли, отнятые у казахов, должны быть немедленно возвращены. Были также приняты законы о свободе совести, слова, печати, собраний, союзов, о неприкосновенности личности и налоговой системе. В июне 1918 года, через несколько дней после свержения власти советов в Семипалатинске, Алаш-Орда объявила о том, что она, согласно решениям Второго Общеказахского съезда, приступила к исполнению своих обязанностей и находится в союзных отношениях с Сибирской и Башкирской автономиями. В сентябре 1918 года в Уфе, на особом совещании Алаш-Орды решено было, ввиду военного времени и слабости развития путей сообщения организовать “Западное отделение правительства” для фактического управления западной частью автономии Алаш. Управление восточной частью оставалось в руках правительства со столицей в Семипалатинске. По мере того, как гражданская война разгоралась, в белом движении стали отчетливо проявляться тенденции к восстановлению монархии и единой и неделимой России. Последствия не заставили себя долго ждать. А.Колчак категорически отказался предоставить Алаш-Орде право на существование, перечеркнув даже тень надежды на возможность создания даже в отдаленном будущем казахской национальной государственности, хотя бы в пределах автономии. Тогда, после долгих колебаний, группа лидеров Алаш-Орды, во главе с А.Байтурсыновым установила контакт с советским руководством. Этот шаг стал началом конца и партии и государства Алаш. Стремясь к политическому компромиссу, ВЦИК объявили амнистию алашординцам. Его лидеры были даже приглашены на Учредительный съезд Советов Казахстана. В постановлении ВЦИК от 4-го апреля 1919 г. отмечалось «киргизы и трудовое казачество, принимавшие участие в гражданской войне против Советской власти, а также члены и сотрудники «Алаш-Орды» за прежнюю свою контрреволюционную деятельность никакому преследованию и наказанию не подлежат. Но Советское правительство не сдержало своего слова, и почти все алашординцы подверглись в различные годы репрессиям. 95.Образование партии Алаш и ее программа. Весной и летом 1917 года в Казахстане стали возникать рабочие, революционно – демократические организации, политические партии. В частности, в то время образовались Союз мусульманских рабочих в Верном, Рабочий союз в Джаркенте, Союз мусульманских трудящихся в Туркестанском крае. Было создано около 20 организаций и кружков, объединявших интеллигенцию, учащуюся молодежь, учителей, среди них были: “ Жас казах” в Акмолинске, во главе с Сейфуллиным: “Революционный союз казахской молодежи”в Мерке Аулиеатинского уезда, руководимый Рыскуловым; “Жас журек” на Спасском заводе; “Совет демократической учащейся молодежи” в Омске; “Талап” в Петропавловске; “Жанар” в Семипалатинске. 21–28 июля 1917 г. в Оренбурге состоялся I Всеказахский съезд, на который прибыли делегаты от Акмолинской, Семипалатинской, Уральской, Семиреченской, Ферганской областей и Букеевского ханства. Председателем съезда был Х. Досмухамедов. Съезд рассмотрел 14 вопросов: форма государственного управления; автономия в казахских областях; земельный вопрос; народная милиция; земство; просвещение; суд; религия; женский вопрос; подготовка в учредительное собрание депутатов из казахских областей; Всероссийский мусульманский съезд «Шура-и-Иcлами»; казахская политическая партия; о положении в Семиреченской области; о посылке казахов на съезд федералистов всей России, а так же в учебную комиссию. По всем вопросам были приняты конструктивные резолюции национально-демократического содержания. На этом съезде было решено создать казахскую национальную партию «Алаш». Цели партии были определены следующие: 1. Освобождение казахского народа от колониального ига; 2) Создание национальной автономии. Направление — развитие капитализма путем проведения реформ. Социальная основа — интеллигенция, отражавшая интересы степной элиты, взявшая ориентацию на капиталистический путь развития. Программа «Алаш» была составлена А. Букейхановым, А. Байтypcыновым, М. Дулатовым, И. Гумаровым, Т. Жаждибаевым, А. Бирмекановым. Она состояла из десяти параграфов и была опубликована в газете «Қазақ» 21 ноября 1917 г. В программе партии говорилось о том, что Россия должна стать демократической, федеративной республикой. Субъекты федерации «автономны и управляются сами собой на одинаковых правах и интересах». Государственное устройство России должно включать Учредительное собрание, Государственную думу, Президента, Совет министров. Выборы органов государственной власти должны быть прямыми, равными, тайными. Автономия казахов на принципах равенства с другими народами федерации. Провозглашались демократические ценности: равноправие, неприкосновенность личности, свобода слова, печати и союзов. Религия должна быть отделена от государства. Все народы равны перед судом, суд каждого народа должен быть сообразен обычаям. Партия «Алаш» ставила задачи: создания войск для защиты народа, социального партнерства, поддержки не имущих слоев населения, развития народного образования; решения аграрного вопроса. Все это предполагалось сделать на основе демократических, гуманных принципов. Печатным органом партии стала газета «Қазақ», выходившая в Оренбурге до января 1918 г., затем ее сменила газета «СарыАрка», так же издавался журнал «Абай». Лидером партии стал А. Букейханов, в нее входили представители научной и творческой интеллигенции: А. Байтурсынов, М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, С. Торайгыров, Х. Габбасов, Ж. и Х. Досмухамедовы и другие.
|