Общая характеристика и оценка экономического учения К.Маркса
Основное направление и значение для современной экономической теории работы А.К. Шторха "Курс политической экономии, или изложение начал, обусловливающих народное благоденствие". Андрей (Генрих) Карлович Шторх родился в Риге, образование получил в Германии (1784-1887). В 1787 познакомился с графом Румянцевым, пригласившим его в Россию. Приняв это приглашение, Шторх с 1787 до конца своей жизни жил в Санкт-Петербурге, где сначала преподавал историю и словесность в Кадетском корпусе. В 1789 оставил преподавание и занял должность начальника департамента иностранных дел. С 1799 в течение 20 лет был преподавателем и наставником детей императорской фамилии. По поручению Александра 1, а затем Николая 1 А. Шторх принимал участие в работе разных правительственных комитетов. Он был членом 21 академии и научных обществ.
В 1815 на французском языке Шторх опубликовал шеститомный «Курс политической экономии или изложение начал, обусловливающих народное благоденствие» (в двух частях, шести томах), который был частично опубликован по-русски только в 1881. Первый том включал «Введение» (Размышления об основании и пользе политической экономии), и три книги «О производстве», «О накоплении» и «О первоначальном распределении годового произведения или о доходах». Второй том включал продолжение книги 3 и книгу «О вторичном распределении годового произведения или об обращении». В третий том входили книги «О деньгах» и «О кредите», а в четвертый – книги «О потреблении» и «Об успехах в увеличении народного богатства» Два следующих тома (5 и 6) посвящены изложению «теории цивилизации». Во введении к курсу, размышляя «о пользе политической экономии», Шторх критиковал «новейших писателей», которые, занимаясь политической экономией, «исключительно направляли свои наблюдения на причины народного богатства и совершенно оставили без внимания причины цивилизации или просвещения. Элементы, из которых слагаются богатства и просвещения, имеют то общее, что состоят из ценностей: этим тождеством их природы они образуют один предмет для умозрения и потому и прилично соединить в одной науке законы, которыми они управляются». Шторх был одним из первых в России пропагандистов экономических идей Смита, хотя и не принял некоторые из них, в частности, теорию трудовой стоимости и положения о производительном и непроизводительном труде. Будучи сторонником теории полезности, он считал, что «ценность предметов состоит в их относительной пользе, признанной лицами, которые употребляют их для удовлетворения потребностей». УЧЕНИЕ О НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ УСЛУГАХ, благах и капиталах как об органической части политической экономии является наиболее оригинальной частью работ Шторха. Он упрекал Смита за то, что тот ограничил политэкономию только изучением богатства (т.е. материальных вещей), не включив в нее цивилизацию (т.е. внутренние блага). Исходной точкой разработанной Шторхом ТЕОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ была ТЕОРИЯ ПОЛЕЗНОСТИ. «Мы понимаем под именем внутренних благ все нематериальные продукты природы и человеческого труда, за которыми мнение признает полезность и которые могут образовать моральную ответственность человека». К первичным внутренним благам относятся способности человека и все то, что служит непосредственно для развития и усовершенствования последних: здоровье, ловкость, знания, вкус, нравственность и религия. Вторичные блага не имеют отношения к способностям человека, но являются совершенно необходимыми предпосылками для сохранения и развития последних; это, прежде всего, безопасность и досуг. Совокупность материальных благ Шторх называл национальным богатством, совокупность невещественных благ – национальной цивилизацией, а совокупность тех и других – народным благосостоянием. Он делал вывод, что труд людей, создающих невещественные блага (учителей, врачей, чиновников и др.), носит производительный характер, как и труд земледельца или фабричного рабочего. Если, по Смиту, все, кто производит услуги, живут за счет крестьян и промышленных рабочих, то, по мнению Шторха, с тем же основанием можно утверждать, что крестьяне и промышленные рабочие живут за счет тех, кто обеспечивает их безопасность, снабжает их знаниями и заботится об их здоровье. В состав народного дохода он включал и продукты «духовного труда». Шторх считал, что источником богатства является не сокращение потребностей («бережливость», о которой писал Смит), а, напротив, возможность их удовлетворения, поскольку сокращение потребностей ведет к одичанию и бедности, тогда как с умножением потребностей растет и производительность труда. Шторх полагает, что сбережение, являющееся единственным источником накопления капитала, должно играть такую же роль и в отношении нематериальных капиталов. Особое внимание Шторх уделял услугам государства, связанным с обеспечением безопасности. Шторх был противником крепостного права, которое он отождествлял с рабством, противоречащим естественным законам. Раб или крепостной, считал он, не является объектом изучения политэкономии: «Политическая экономия признает в человеке свободное существо, движимое своей собственной волей». По его мнению, крепостное право отрицательно влияет не только на рост материального богатства, но и на развитие внутренних благ, знаний и наук. Кроме того, рабство оказывает развращающее влияние на нравы как господ, так и рабов. «Отсутствие безопасности, которому подвержен раб, делает его склонным к тому, чтобы становиться ленивым, беспечным, вором, расточителем, пьяницей. С другой стороны, тот, кто может добиться всего, захочет часто зла; при безграничной власти ему трудно будет удержаться в границах справедливости и честности». Доказывая преимущества свободного труда перед крепостным, Шторх вместе с тем считал, что с/хозяйство России может успешно развиваться и при крепостном праве, поскольку в России «многие крестьяне работают в свою пользу, платя господам оброк». По мнению Шторха, торговля была для России той основной движущей силой, которая создала и культуру, и города, и самое русское государство. При этом торговля носила в основном транзитный характер. Будущее России Шторх связывал с развитием пр-ва. Он отмечал, что за последнее столетие («со времен Петра Великого») «капитал России замечательно увеличился». 22. Основное содержание и значение для современной экономической теории работы А.И. Бутовского «Опыт о народном богатстве, или о началах политической экономии». Бутовский А.И. (1814—1890). Свой курс политэкономии Бутовский построил по классической схеме Сэя: в первом томе рассматривалось пр-во, во втором – обращение и распределение, в третьем – потребление. ПРЕДМЕТ ПОЛИТЭКОНОМИИ Бутовский определял довольно расширительно – как «науку о народном богатстве, исключительно посвящающую себя изучению средств, с помощью которых люди, в обществе живущие, достигают возможного благосостояния...» Он относил политэкономию, наряду с философией, эстетикой, нравоучением (этикой) и правоведением, к нравственно-политическим наукам и требовал внесения в нее морального начала. Заслуживают внимания высказанные в книге Бутовского положения о благах внешних и внутренних; о капитале («самобытном, поземельном и нравственном»); о значении промыслов, производящих невещественные блага, к которым он относил здравоохранение, образование, художественные промыслы; о необходимости «применения производительных сил народных к наделению общества благами внутренними». В конце третьего тома Бутовский посвятил несколько страниц критике социализма и коммунизма, выступая против «водворения» равенства «путями искусственными и насильственными». И хотя в последующем в работах других авторов эта критика носила более основательный и развернутый характер, подход А. И. Бутовского, как одного из первых критиков социализма, заслуживает определенного интереса и потому приводится в данной работе. Заслуживает внимания и достаточно взвешенное мнение Бутовского о русской общине, высказанное им накануне реформы 1861г. Фрагменты из его работы на эту тему – статьи «Общинное владение и собственность» – также приводятся ниже. Значение данного труда очень велико в связи с тем, что на долгое время он стал единственным учебным пособием в области политэкономии. Структура «Опыта» впоследствии в целом сохранилась в работах последователей Бутовского. Автор впервые рассмотрел столь основательно многие важные аспекты политэкономии, в том числе понятия о благах внешних и внутренних, а также о роли невещественных факторов производства. А.И.Бутовский последовательно рассматривает производство, обращение и распределение, а затем потребление. Предмет политэкономии, с точки зрения автора – «наука о народном богатстве, исключительно посвящающая себя изучению средств, с помощью которых люди, в обществе живущие, достигают возможного благосостояния...». Бутовский уделяет внимание разновидностям капитала, роли промыслов, невещественных благ (образование и т.п.). Автор не оставил без внимания и оценку социалистических идей, отвергая установление равенства «путями искусственными и насильственными». Неоднократно в своем труде А.И. Бутовский рассуждает о важности нравственной составляющей политэкономии – «Можно ли одобрить, например, мнимую политическую экономию, ниспровергающую правила нравственности и порядок государственный?». 23. Основное содержание и значение для современной экономической теории работы И.Я. Горлова «Начала политической экономии». И. Я. Горлов (1814 - 1890). В период с 1856 по 1862 г. ученый в основном работает над книгой "Начала политической экономии", первый том которой был опубликован в 1859 г., второй - в 1862 г. Политической экономии посвящены ряд статей и один из основных трудов Горлова - "Начала политической экономии". В этой работе Горлов, "не предлагая готовых планов действия и конкретных экономических проектов", обобщает проблемы, рассматриваемые политической экономией - наукой, "дотоле находившейся у нас в совершенном забвении". Оказалось, пишет он в предисловии, что "паука эта прежде не была разрабатываема в нашей литературе, но что начала ее были более или менее распространены между многими образованными людьми через университетское преподавание или через изучение иностранных сочинений. Ибо, по первому призыву общественного мнения, возбужденного вопросами о свободе труда в сельском хозяйстве и торговле, о способах владения землею, о монополиях и других предметах, появились не только особые отделы в журналах, им посвященные, но даже основались специальные журналы, назначенные для разработки экономических идей и руководимые людьми весьма сведущими. При таком направлении нашего времени и при таких его потребностях напрасно было бы оправдывать появление книги, заключающей в себе изложение начал государственной экономии" (4). Кроме того, автор "Начал политической экономии" обращает внимание на то обстоятельство, что многое из хозяйственного быта России не объясняется в сочинениях западных экономистов, а также то, что Россия с ее особенным историческим развитием представляет "в своем хозяйственном быте много явлений, ей только одной свойственных или, по крайней мере, в ней только одной представляющих большую важность"(5). Поэтому крайне важной с точки зрения автора является задача вписать эти российские особенности в систему экономической науки. Двухтомное сочинение Горлова "Начала политической экономии" состоят из введения и четырех частей. Первая часть называется "О производстве". В ней автор последовательно анализирует основные факторы всякого производства: труд, капитал и землю. Исследуя труд как фактор производства, Горлов следует за А. Смитом и особое внимание уделяет разделению труда (занятий) как одной из причин, вызывающих рост производительности труда в промышленности и сельском хозяйстве. Всякий капитал, утверждает Горлов, приносит своему владельцу доход двояким образом: в результате употребления его в производстве или передачи другому лицу для пользования. Поэтому, считает автор, следует различать такие понятия, как недвижимый и движимый капитал. При сдаче в аренду земли ее собственник и арендатор как бы делят между собой продукт, который ожидается получить от обработки данного земельного участка. Арендатору достается та доля продукта, которая возместит вкладываемый им капитал и принесет ему среднюю прибыль, такую же, как получают предприниматели в других отраслях народного хозяйства. Вторая часть книги ("Обращение народного имущества") посвящена исследованию третьей стадии процесса общественного воспроизводства. В ней, в частности, изложено мнение автора по поводу трактовки и использования таких экономических категорий, как обмен (мена), цена, деньги, кредит, представлены факторы, влияющие на уровень цен, история развития денежных форм, операции коммерческих банков и т. д. В третьей части работы ("Распределение народного имущества") Горлов пишет, что за каждый из находящихся в их собственности факторов производства "люди заставляют себе платить", а следовательно, каждый из факторов производства приносит его собственнику доход. Далее он анализирует виды факторных доходов: заработную (трудовую) плату, поземельный доход (ренту), доход с капитала. Четвертая часть сочинений Горлова содержит анализ некоторых вопросов, связанных с потреблением произведенного обществом продукта, поэтому она и имеет соответствующее название - "О потреблении". С точки зрения большинства современников профессора Горлова содержание "Начал политической экономии" позволяет сказать, что основные цели, поставленные автором, были достигнуты. Заслуга Горлова как автора этой книги заключается в первую очередь в том, что он смог собрать в рамках одной написанной на русском языке книги и систематизировать экономические знания, пришедшие в Россию из Англии, Франции и Германии.
Сегодняшний уровень экономических знаний позволяет утверждать, что Горлов был одним из первых российских представителей традиционной (классической) финансовой школы, которая возникла в Германии на основе камералистики - науки об управлении имуществом государства и публичных союзов. Его научная позиция в этой области в целом соответствовала взглядам немецкого ученого Карла Генриха Pay (1790-1870). Можно сказать, что именно эти традиционные постулаты стали исходными для сформировавшейся в 1930-е годы советской финансовой школы(18). В период активного творчества ученого от теории финансов постепенно стала отделяться новая отрасль знаний - финансовое право. И хотя Горлов в 1860-е годы разделял эти понятия, все-таки и в это время, и в дальнейшем мы видим смешение понятий "финансовая наука" и "финансовое право"(19). Финансовую науку ученый считал частью политической экономии. Трактуя основные положения этой области экономических знаний, он придерживался воззрений А. Смита и Ж.-Б. Сэя, отмечая, что им нужно было иметь чрезвычайную силу ума, чтобы во всех промыслах (видах производственной деятельности человека) открыть только три главных фактора производства(20). Серьезное влияние на взгляды Горлова оказал и Т. Р. Мальтус. Однако предлагаемые этими учеными, а также их последователями теории Горлов не принимал за догму, а, напротив, на примере России показывал, что действие законов, открытых классиками, в любой стране может иметь свои особенности. Отдельно следует отметить то обстоятельство, что экономические законы Горлов рассматривал как естественные и вечные, имеющие божественное происхождение, хотя в его трактовке политическая экономия не перестает быть светской наукой. Что касается экономической статистики, то она, по Горлову, служит прагматичным источником данных для отслеживания тех или иных экономических тенденций, подтверждения или опровержения различных гипотез, выдвинутых экономистами, или рассуждений о необходимости проведения экономических реформ. Общая характеристика и оценка экономического учения К.Маркса К. МАРКС – немецкий философ, экономист (1818-1883). По признанию самого К.Маркса методологически он исходил из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита-Рикардо, немецкой классической философии Гегеля-Фейербаха, французского утопического социализма. У первых он заимствовал в числе многих других трудовую теорию стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного и непроизводительного труда и др., у вторых – идеи диалектики и материализма, у третьих – понятие классовой борьбы, элементы социального устройства общества. ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ – политическая экономия - это наука о производственных отношениях, изучающая экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом и потреблением материальных благ на различных ступенях развития общества.Предметом политической экономии этот ученый, как и все классики, считал приоритетное исследование проблем сферы производства. В ОСНОВЕ МЕТОДОЛОГИИ лежал принцип диалектического и исторического материализма. Центральное место в методологии занимает концепция о базисе и надстройке: в общественном производстве люди вступают в определенные, необходимые отношения – производственные отношения. Производственные отношения находятся во взаимосвязи с производительными силами общества и образуют способ производства. Совокупность производственных отношений составляет экономическую структуру общества, базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процесс жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание. ОСНОВНОЙ ТРУД К. МАРКСА – «Капитал» состоит из четырех томов. Первый том (1867) – «Процесс производства капитала», второй том – (1885) – «Процесс обращения капитала», третий том (1894) – «Процесс капиталистического производства, взятый в целом», четвертый – «Теории прибавочной стоимости», содержит обзор экономических теорий с точки зрения трактовки сущности и форм распределения прибавочной стоимости. В первом томе Маркс рассматривает стоимость, лежащую в основе цены; прибавочную стоимость – основу прибыли; стоимость рабочей силы, лежащую в основе ее «цены» – заработной платы. Характеризуются процесс накопления капитала и его влияние на положение рабочего класса. Второй том посвящен анализу процесса движения капитала, его оборота и кругооборота. Согласно предложенной Марксом схеме воспроизводства рассматриваются условия и пропорции обмена между двумя подразделениями: производством средств производства и производством предметов потребления. В третьем томе рассматривается процесс распределения прибавочной стоимости, ее превращенных форм между получателями прибыли, процента, торговой прибыли, земельной ренты. Показан механизм трансформации стоимости товара в цену производства: в капиталистическом обществе равновеликие капиталы приносят равновеликие прибыли; цены формируются в соответствии с капитальными издержками и средней прибылью. Если товары продаются по ценам производства (а не по их стоимости), то тем самым сохраняется действие закона стоимости в несколько измененном виде. С трудами и именем К. Маркса связано новое направление в исследовании экономических и социальных процессов. Его экономическая теория насквозь социологична, что можно рассматривать как силу и как слабость марксистской концепции. Абсолютизируя революционные способы разрешения противоречий, Маркс недооценивал эволюционные, согласительные формы их преодоления.
|