Личность как объект и субъект целостного педагогического процесса
Педагогический процесс как целостное явление характеризуется наличием объекта и субъекта. Его объектом выступает личность учащегося (воспитанника), развитие которой обусловлено всей совокупностью условий организации и осуществления педагогического процесса. Развитие личности охватывает всю полноту ее жизненных отношений, а педагогический процесс, организуемый в целях обучения и воспитания, лишь вводит человека в мир культуры. Он устанавливает специфическое отношение между личностью и культурой, определенным образом трансформирует ее, а также детерминирует деятельность обучаемого или воспитуемого как своей целью, так и содержанием обучения и воспитания, их стратегией, характером и формами взаимодействия педагогов и воспитанников. Педагогическое воздействие, ответственность за развитие определенных качеств личности у воспитанников остаются за педагогами. Другое дело, что педагогическое руководство не должно быть авторитарным. Это означает, что проблема развития личности в педагогике конкретизируется с точки зрения целей и средств педагогического процесса. Однако развитие личности оказывается детерминированным не только взаимодействиями, осуществляемыми в педагогическом процессе. Личность – это неповторимая индивидуальность, обладающая определенными предпосылками, возможностями, которые позволяют ей в известной степени реагировать на воздействия педагогического процесса. Более того, растущая личность характеризуется активным отношением к детерминирующим педагогическим воздействиям (принимает, проблематизирует, отвергает). Другими словами, она включается в педагогический процесс как субъект, как активный его участник, ответственный за его результаты. Принцип гуманистической направленности педагогического процесса в этой связи требует определения такой его образовательной стратегии, которая позволяла бы поставить личность обучающегося в центр педагогического процесса, преобразовать его объектную позицию в субъектную. В самом деле, основным способом бытия личности является развитие, которое, по мнению Л.И. Анцыферовой, «выражает основную потребность человека как универсального родового существа — постоянно выходить за свои пределы, достигать возможностей полноты своей родовой сущности»1. Данное положение справедливо для развития личности в любой возрастной группе. При этом большое значение имеет развитие способностей экстраполировать себя в свое будущее и, наоборот, свое отдаленное будущее проецировать на свое настоящее социальное положение. Будущее существует в личности как направление ее развития. Оно переживается ею как стремление к достижению жизненно значимых целей и идеалов, как желание выразить себя в разных видах деятельности, как потребность в овладении культурой человечества с целью обогащения ценностного «пространства» собственной жизни, приобретения ценностного отношения и собственных взглядов на окружающий мир. В этой связи стремление человека к своему отдаленному будущему и есть стремление к своему развитию. Овладение культурой человечества и проявлениесвоего «Я»,развитие ценностного отношения личности становится возможным в созидательной деятельности (общении, познании, эстетическом переживании и др.). Личность, отмечает Л.И. Анцыферова, это объект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в котором могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции каждого индивида. Гуманизация образования поэтому и предполагает поиск стратегии, позволяющей построить такой педагогический процесс, который бы всемерно способствовала гармоничному развитию личности. Инновации в педагогике последних полутора десятка лет были направлены на изменение представления об обучаемом какобъекте руководства, поучения, формирования, которое было следствием традиционной интерпретации педагогического процесса как односторонне направленного воздействия на него. И хотя сегодня подобные взгляды остро подвергаются критике, однако они упорно сохраняют свое место в педагогических публикациях и сознании педагогов. Причиной этого, несомненно, является сила традиции, но не толькоона ответственна за репродукцию представлений педагогов о своих вocпитанниках только как об объектах педагогического процесса. Дело в том, что в 50-60-е годы ХХ века в отечественной психологии и педагогике стала утверждаться идея неограниченных возможностей управления развитием человека через обучение, заимствованная из кибернетики, теории информатики. В этот период в педагогической психологии разрабатываются условия и показатели формирования умственных действий с заранее заданными качествами. Механизм интериоризации логических образцов, заданных в виде одинаковой для всех «ориентировочной основы действий», обеспечивал в массовом обучении задачу овладения учащимися знаниями, умениями и навыками, формировал ученика-исполнителя, специалиста-исполнителя,ноисключал механизм саморазвития личности. В то же время С.Л. Рубинштейн весьма лаконично и четко выразил механизм перевода обучаемого в субъектную позицию: «Внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое»1. Активность личности проявляется не просто в интериоризации обучающих воздействий («внешнее во внутреннее»), а в преломлении этих воздействий через субъективный опыт каждого ученика. Утверждению так называемого объект-субъектного подхода в понимании педагогического процесса способствовал и массовый педагогический опыт, который формировал убеждение в том, что данный процесс находится только во власти учителей. Если же обучаемый вдруг переставал быть объектом, то у педагогов возникало чувство неуверенности, тревога по поводу неопределенности ситуации, состояние профессиональной беспомощности. Главная же идея гуманизации образования заключается в том, чтобы обучаемый в целостном педагогическом процессе рассматривался как субъект деятельности, субъект развития. При этом, если он подвергается внешнему воздействию, оказывающему определенное влияние на него, то тем не менее он развивается сам. Внешнее воздействие дает развивающий эффект лишь в том случае когда оно перестает быть только внешним условием, а учащийся воспринимает его внутренне как органичную часть своей жизненной динамики. Определение гуманистической стратегии образования поэтому связано с изучением того, как обучаемый проявляет себя в педагогическом процессе, какими предпосылками располагает для функционирования и развития в нем, каких при этом достигает результатов. Гуманизированный педагогический процесс ориентирован прежде всего на личностные потенции воспитанника, их актуализацию, тем самым способствуя развитию и саморазвитию его личности. Оппонируя модным экзистенциальным концепциям жизни, в которых она сводилась лишь к способам существования, С.Л. Рубинштейн раскрывал жизнь как особый процесс, включающий в себя человека, действиями которого он определяется, изменяется, направляется и т.д. Специфика жизненного процесса человека связана с его осуществлением субъектом, что не исключает и объективной детерминации событиями, обстоятельствами, но и не позволяет понять ее вне субъекта2. Одним из плодотворных следствий такой научной реконструкции оказалась замена дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника в педагогическом процессе личностно ориентированной моделью, утверждающей взгляд на обучаемого как на личность, отрицающей манипулятивный подход к детям. Однако при этом не удалось избежать категоризации, обусловленной естественной для переходного периода реакцией на административный стиль педагогического руководства. Так, во многих педагогических публикациях стали отождествлять любое педагогическое воздействие с авторитарным руководством, построенным на неуклонном исполнении детализированных до мелочей приемов и «мероприятий». Но воздействие не то же самое, что манипулирование, связанное с автократическим давлением на человека и недопустимое в педагогическом процессе. Отказ от жесткого педагогического руководства не означает отказа от педагогического воздействия и руководства вообще. Отношения между педагогом и воспитанником не могут быть только субъект-субъектными. Человек, которого мы обучаем и воспитываем выступает в одно и то же время и как объект, и как субъект педагогического процесса. Не ученик учит учителя, но это не противоречит тому, что он в то же время и субъект учения. Воспитанник – субъект существующих в рамках педагогического руководства эмоционально-ценностных отношений. В.И. Гинецинский поэтому справедливо отмечает, что «объект педагогического воздействия одновременно является субъектом»3. Когда говорят о взаимодействии учителя и ученика в педагогическом процессе, то не имеют в виду равноценность их разнонаправленных отношений. Ученик воздействует на учителя тем, как он учится: в зависимости от его успеха или неуспеха в учении учитель выстраивает свою систему воздействий, не позволяя ему почувствовать, что им кто-то руководит. Будучи объектом руководства, ученик «по-настоящему живет, в то время как для педагога сама «школьная» жизнь воспитанника является средством подготовки его к «большой» жизни, протекающей за стенами школы. Формируя познавательную и иную самостоятельность школьника, хороший педагог делает нити руководства невидимыми, неощутимыми. Но это не значит, что они перестают существовать»1. Выработано по меньшей мере три подхода к взаимодействию между педагогом и воспитанником в педагогическом процессе. В первом подходе воплощена крайняя форма педоцентризма, когда взрослый стремится выполнить любое сиюминутное желание ребенка. Второй подход предполагает заботу об интересах ребенка не только в настоящем, но и в будущем и поэтому не отвергает предъявления определенных требований к нему. Для сторонников третьего подхода цель образования состоит во включении ребенка в определенную социальную группу и формировании его мировоззрения в соответствии с национальной, классовой или религиозной принадлежностью. Баланс межу крайними позициями в отношении объекта и субъекта в педагогическом процессе установлен Законом Российской Федерации «Об образовании», в котором отмечается, что образование осуществляется в интересах человека, общества и государства. Личность – объект и субъект педагогического процесса одновременно. Субъект-субъектные отношения личности развертываются внутри субъект-объектных отношений педагогического процесса. В этом состоит особенность педагогического процесса, не учитываемая в различных социально-психологических актах, применимых к любому общению.
|