Вопрос 19. Обоснование российского абсолютизма в произведениях Феофана Прокоповича и Татищева
Обоснование российского абсолютизма в произведениях Феофана Прокоповича и Татищева. (не лекция)
Появилась новая идея - идея Великой России. Возникает новая интеллигенция, далекая от церковного учения. Сама личность Петра 1 способствовала этому. Феофан Прокопович (1681-36). Отрицал духовенство как учительское сословие, требовал свободного критичного отношения ко всем вопросам и выступал против приоритета духовной власти над светской. По заказу Петра 1 пишет политический трактат "Правда воли монаршей", где теоретически обосновал петров указ о престолонаследии. "Слово о власти и чести царской". Здравый разум побудил человека сменить состояние привольности на государство. Народ 1 раз передал власть монарху и не может требовать ее назад. Наиболее приемлемой для России - наследственная монархия как более стабильная по сравнению с выборной. Но передача по наследству может отдать власть в руки лица неспособного управлять. Это устраняется при монархии, при жизни назначенного наследника. Монарх имеет право высшего суда и издавать высшие повеления. Отмечал, что монарх несет ответственность только перед богом. Не может быть судим подданными, если не будет избран под каким-либо условием. Татищев (1686 –50). Он сторонник теории естественного права. Начальным состоянием человека была свобода, но ей люди пользоваться не умели, пришлось укротит, надев узду. Это может быть в 3-х формах: 1) естественной - власть отца 2) договорной - власть монарха 3)отношения найма между хозяином и слугой. Крепостничество рассматривается как отношения найма. Осуждая крепостничество в теории, оправдывал его на практике – «без мудрого помещика мужик обленится и умрет». Государство - результат общественного договора. Форма правления зависит от места положения страны, размера территории, состава населения. Демократия возможна в малых государствах не подвергающихся нападению, аристократия - в странах, состоящих из нескольких городов, защищенных от нападения. Но большие и не защищенные от соседей государства без монархии не проживут, особенно когда народ недостаточно просвещен и повинуется только из-за страха. Общество должно направляться законом: понятным, выполнимым со стороны лиц, которым он адресован, не содержать противоречий, должен быть известным всем. Он сторонник просвещенного абсолютизма и развития книгопечатания: это должно открыть дорогу к просвещению, за сословные перегородки. Дворянство должно было обучаться в закрытом учебном заведении. Они изучали иностранные языки, историю, философию. Крестьянство обучалось грамоте и закону Божьему. При правлении Анны предложили создать двухпалатный орган: сенат (21 человек), собрание (100дворян) для облегчения монархического управления.
|