Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные пути происхождения права




Необходимым условием существования любого общества является регулирование отнош его членов. Соц регулирование быва­ет двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое — носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или оп­ределенной его части и не имеют конкретного адресата. Второе — относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связа­ны между собой. Нормативное регулирование в конечном счете приво­дит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего (т. е. норматив­ного) установления прав осуществляющего такое регулирование субъек­та на подачу соответствующих команд.Соц рег-ние приходит в челкое сооб-во от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием чел общ. При первобытнообщ строе основным рег-ром об­щ отношний были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества, варианты по­ведения в опред ситуациях, перед-сь из покол в поко­л и отраж в равной степени интересы всех чл об-ва. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало тем­пам изменения самого об-ва, происходившим в тот период. В более позднее время появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс — мононормы, обеспечивавший достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общ отн. Такими обычаями, одобрен моралью и освящен религией, были в первоб социуме нормы, определ-ие порядок обобществления добытого чл сообщ-ва продукта и его последу­ющего перерас-ия, котор всеми восприн-сь не только как правильные и безусловно справед-ые, но и как единственно возможные.Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержа­нием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» и т. п. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его ре­ализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.Развитие первобытного об-ва, о котор говорилось выше, привело на опред этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая соц группа, состав-ая чиновничий гос аппарат, котор стал фактическим соб-ком средств произ-ва, либо класс, обративший эти средства в част соб-ть. В обоих случаях возникли соц неравенство и эксплуатация чела челом, иногда носящая замаскированный хар-р. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распред-я общ продукта, передача общего дос­тояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Учас­тились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закреплен­ный ими и веками сохранившийся неизменным порядок. Установлен­ная обычаями форма общ отнош пришла в противоречие с их измен-ся содержанием.Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нару­шений, были предс-ли формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только соб-ть (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формир-йся гос аппарат использовал эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуж к лицам, их совершающим. Возникли, т.о., правовые обычаи, т. е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкреп­ляя друг друга.Развитие об-ва с появлением даже зачатков гос-ва резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда прав бычаи не м обес-ть рег-ие соци связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами соц развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм пра­ва: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господ­ствующее положение занимает гос соб-ть, основ­ным источником, способом фиксации правовых норм, становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они, в случае необходимости, др обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его упол­номочию чин-ми гос аппарата.В обществе же, основанном на част соб-ти, котор обус­ловливала необх-ть равенства прав соб-ков. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пере­жило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).Так или иначе, в любом гос-организ об-ве тем или иным способ-м нормы права возводятся в закон, освящ свыше, поддерж и обеспеч гос-вом. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим мето­дом государственного руководства обществом. Но в то же время воз­никает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы толь­ко части (как правило, меньшей части) общества.Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоз­зренческое значение, ориентируя массовое и профес право­соз на понимание того, что прав рег-ие отнош и поступков возможно лишь там, где объективно существуют доказу­емость и исполнимость прав и обяз-тей сре-ми юр процесса, что действие права предполагает опред условия, тре­буемые ресурсы, наличие спец структур, способ применять право и при необ-ти принуждать к его исполнению.Итак, по своей сущности право выражает соглас-ную волю уча-ков регу-мых отнош, приоритеты и цен-ти лич-ти и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности ин­дивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 227. Нарушение авторских прав


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2019 год . (0.002 сек.) русская версия | украинская версия