Студопедия — Тема 6. Политическая социализация
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тема 6. Политическая социализация

Беременная 25 лет поступила с указанием на увеличение массы тела, увеличение ОЖ, повышение тонуса матки (тянущие боли внизу живота и пояснице), быструю утомляемость. Эти симптомы появились с 25 недель и продолжают нарастать за последнюю неделю беременности. В 1 триместре перенесла ОРЗ с температурой 38,8, лечилась домашними средствами. Срок беременности 32 недели.

Предполагаемый диагноз? Какие методы обследования следует провести для уточнения диагноза? План лечения?

 

Тема 6. Политическая социализация

 

 

1. Понятие политической социализации. Первичная и вторичная социализация.

2. Типы политической социализации и ее функции.

3. О манипуляции сознанием

 

 

1. Понятие политической социализации. Первичная и вторичная социализация

 

Человек как член конкретного общества проходит процесс социализации не только в соответствующей социокультурной, но и политико-культурной среде. Усваивая, как бы впитывая в себя политическую культуру, господствующую в данном обществе, человек включается в многогранный и динамический процесс властных отношений. Участвуя в этом процессе, человек воспроизводит себя в качестве политико-культурного существа.

Вообще социализация (от лат. — общественный) — это процесс активного воспроизводства личностью социального опыта через деятельность и общение, когда из объекта социальной жизни личность превращается в ее субъекта. Он не просто участвует, но выполняет то, что от него требуется, как нечто должное и желаемое с точки зрения его собственных интересов.

Усвоение человеком политической культуры, политических ролей происходит в процессе политической социализации. Это сложный, непрерывный, часто бессознательный процесс, осуществляющийся на протяжении всей жизни человека. Суть политической социализации заключается в формировании качеств, ценностей, необходимых для адаптации к данной политической системе и сознательного выполнения определенных политических ролей.

Можно говорить об узком понимании социализации как сознательном и целенаправленном внедрении в сознание людей политических ценностей, убеждений, навыков и т.д. Эту задачу выполняют официальные и полуофициальные учреждения, институты и организации.

По мере усвоения политической культуры человек все больше адаптируется к существующей политической системе, становится в состоянии активно влиять на нее, т.е. все в большей степени делается субъектом политической жизни.

Таким образом, политическая социализация личности — это всегда двусторонний процесс, в котором личность, с одной стороны, испытывает на себе воздействие различного рода политических субъектов, а с другой стороны, по мере социализации сама становится в состоянии влиять на политическую жизнь общества.

Политическая социализация имеет исторический характер. Конкретно-историческое содержание общественной жизни вынуждает каждое новое поколение по-своему адаптироваться к политической ситуации и реагировать на нее. В стабильном обществе этот процесс достаточно плавный и безболезненный, а в обществе, где происходит резкая смена политических норм и ценностей, политических отношений и форм политической деятельности, часто возникает кризис систе­мы политической социализации, политическая аномия, отчуждение личности от политики. Этот кризис проявляется в том, что утрачиваются или не воспринимаются старые политические идеалы и разрушаются старые механизмы их воспроизводства, что особенно наглядно обнаруживается при смене одного типа общества другим.

Выделяют два качественных этапа политической социализации – первичную и вторичную. В основе их различия лежат такие основания, как возраст, наличие политического опыта вид субъектов, через которых происходит социализация, и уровень политической идентификации личности.

Первичная политическая социализация характерна для детского возраста. Американские политологи Д. Истон и Дж. Деннис полагают, что она начинается уже с трех лет. Базовые детские впечатления играют важную роль в рассматриваемом процессе. Они связаны с началом социальной идентификации ребенка и удерживаются наиболее прочно. Выделяются четыре фазы политической социализации личности с 3 до 13 лет.

1) Политизация — характеризуется непосредственным восприятием политической жизни, осуществляемым в процессе взаимодействия с родителями и близкими людьми. Ребенок формирует свое восприятие на основе их суждений и чувств по вопросам политической жизни.

2) Персонализация — ребенок персонифицирует политическую власть. Политическая система осознается и олицетворяется для ребенка через определенные политические «лица» и фигуры, принадлежащие к власти, например президента страны, милиционера, которых он часто видит на экране телевизора или на улице. В результате социализации на этой стадии у ребенка складывается определенное представление о том, как следует вести себя по отношению к представителям власти.

3) Идеализация, когда фигурам, которые наиболее важны и заметны в политической жизни, приписываются только позитивные качества и свойства, т.е. они идеализируются. Поэтому личность готова к добровольной политической поддержке представителей власти.

4) Институционализация — по мере накопления политического опыта и представлений, по мере усложнения образа политической картины мира осуществляется переход от персонифицированного представления о власти и политики к надличностному институциональному уровню. Формируется осознание политической системы как сложного образования, включающего государство, партии, органы правосудия, милицию и т.д.

Представленная модель политической социализации личности относится к направлению, которое получило название политической поддержки власти и которое призвано обеспечить стабильность политической системы. В этой модели политическая социализация ребенка происходит таким образом, что развивающаяся личность без особых проблем «вписывается» в имеющуюся политическую систему.

Однако такая модель может функционировать лишь в стабильной и достаточно однородной социокультурной среде. В действительности политическая социализация осуществляется не только сознательным и добровольным принятием и поддержкой существующего политического строя, но и его критикой, т.е. в конфликтной форме. В таком случае особая роль принадлежит семье и ближайшему окружению личности в опосредовании отношения между ребенком и официальной властью. Причины такой конфликтной формы политической социализации могут носить экономический, социальный, расовый, этнический, религиозный и другой характер.

Семья является самым первичным условием политической социализации, так как первоначально главными агентами социализации являются родители, причем именно они выступают для ребенка первыми фигурами власти. Система поощрения или наказания, используемая родителями, формирует первые представления о системе контроля и санкциях. В семье происходит знакомство с моральными, социальными, религиозными ценностями. Наконец, от родителей дети узнают о партийной принадлежности, о выборах, о политических лидерах. Именно здесь формируется основа политических установок и взглядов личности. Семейный уклад, социальный статус семьи, ее нравственные характеристики играют важнейшую роль в способах и направленности политической социализации личности.

Первичная социализация продолжается в школе. В начальной школе дети продолжают знакомство с системой власти, которая представлена уже новыми ее фигурами (учитель, директор), с дисциплиной, которая предусмотрена самой организацией учебного процесса (например, чередованием занятий и перемен). Подобным способом дети учатся принимать социальный порядок. В школе дети узнают государственные символы, национальных героев, получают уроки патриотизма.

В средней школе прямая политическая социализация осуществляется посредством функционирования органов школьного самоуправления, специальных учебных курсов (история, литература, право, обществознание), которые содержат в себе определенное политическое (идеологическое) содержание, направленное на воспитание "хороших" граждан, т.е. граждан, востребованных этой политической системой. В дальнейшем эту роль будет выполнять вуз.

Помимо семьи и школы в стадии первичной социализации большое влияние на личность оказывают подростковые референтные группы, т.е. группы, на которые человек ориентирует свое поведение. Прежде всего, это сверстники и ближайшее окружение, которые пользуются авторитетом у личности и с которых она берет пример. Если в начальный период развития ребенка первостепенное влияние на его политическую социализацию оказывает семья, то по мере взросления человека значение референтных подростковых групп, как правило, возрастает. Причем ценности и установки, формирующиеся под воздействием этих агентов, могут противоречить ценностям, которые пытаются привить школа и государство. На первый взгляд, группы ровесников не имеют отношения к политической социализации. Чаще всего они используются подростками как фактор, противостоящий родительскому давлению, в том числе для защиты своего жизненного стиля, своей субкультуры, но не политики. Но именно в среде ровесников подростки приобщаются к нормам группового поведения, учатся отстаивать свою точку зрения, приобретают установки на восприятие других групп.

Вторичная политическая социализация начинается с того времени, когда заканчивается базовая политическая идентификация личности. К этому периоду у человека уже складываются основные социально-политические ценности, установки, представления и нормы, которые дают ему возможность самостоятельно и конструктивно выполнять свои политические роли. Личность уже вполне способна выступать сознательным субъектом политики, способна независимо от группового мнения и давления сформулировать собственную точку зрения и действовать в соответствии со своей политической позицией.

Вторичный этап политической социализации личности характеризуется формированием собственного отношения к политической системе. Человек непосредственно включен в политическую жизнь, он взаимодействует с политическими и властными структурами (партиями, органами власти, судами). На основе накопленных знаний и опыта человек способен осуществлять отбор определенных политических ценностей, отказываться от прежних и воспринимать новые. Этот процесс будет зависеть от социально-экономического статуса человека, его принадлежности к определенным профессиональным, этническим, конфессиональным группам.

Данный этап продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека, охватывает не только социальную зрелость индивида, но и время завершения активного участия в общественно-политической жизни. Политическая социализация личности на вторичной стадии характеризуется динамическим равновесием. Оно выражается в том, что личность, адаптируясь к новым политическим условиям, вместе с тем активно воздействует на них, не теряя своей политической самоидентификации.

Важнейшими агентами вторичной социализации наряду с государством, партиями, общественными организациями выступают СМИ: газеты, журналы, телевидение, радио. Именно из них взрослый человек получает большую часть информации о политических событиях. Особенно велика роль телевидения. Чтение общественно-политических газет и журналов требует интеллектуальных усилий, предполагает определенный образовательный уровень аудитории. Телевидение в этом плане является более простым каналом передачи информации, позволяющим сочетать и устную речь, и изображение. Телевидение обладает возможностью использовать дополнительные факторы, которые усиливают убеждающее воздействие сообщения: привлекательность и популярность диктора, музыку, видеоряд, сопровождающий сообщение и др.

Научно-техническая революция, новые технологии в сфере коммуникации привели к формированию целой системы каналов связи, охватывающих не только целые государства, но и огромные регионы планеты.Интернет открыли новую эру в области коммуникаций.

Сегодня существенное переустройство претерпели политическое и домашнее сферы жизни, их границы и отношения. Во-первых, буквально в каждый дом вошли самые различные проявления политической жизни, при помощи телевидения каждый человек становится непосредственным участником политических событий. Например, он может участвовать в различных опросах общественного мнения через телефонные опросы, быть зрителем политических церемоний, не только смотреть и слушать выступления политических лидеров, но и задавать вопросы в соответствующих программе. Таким образом, стало реальностью присутствие каждого гражданина в тех или иных проявлениях политической жизни. Произошла, если можно так сказать, демократизация политической деятельности. Избранные депутаты получили возможность напрямую работать с избирателями, а избиратели могут осуществлять личный контроль за работой политических деятелей.

Изменился процесс легитимизации политических элит. Расширяются возможности для «проникновения» в них представителей различных социальных групп. Первостепенное значение приобрела личная популярность. Сформировалась новая модель политической карьеры.

Все это привело к тому, что сегодня средства массовой коммуникации оказывают прямое воздействие на процесс политической социализации самых разных социальных групп общества, определяя в значительной мере их политические ориентации.

В современных условиях объем «опрокидывающейся» на человека информации через СМК столь разнообразен и объемен, что на уровне обыденного восприятия человек не в состоянии рационально осмыслить и осознать ее как систему, выстроенную вокруг определенных мифологем. Человек, таким образом, превращается в объект манипулирования со стороны тех, в руках которых находятся СМК.

Еще в начале 60-х годов канадский социолог М. Маклюэн показал, что средство передачи само по себе не менее важно, чем содержание передаваемой им информации. То есть значение имеет не только содержание того или иного явления, но и способ их передачи широкой аудитории. Причем, словесное выражение не единственно и, более того, не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Все возрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. В результате СМК приобретают роль решающего агента производства и распространения политических мифологем. Так, телевидение освещает события, мероприятия, политических деятелей, партии, программы и т.д. в форме образов и имиджей, способных вызвать в массовой аудитории длительное и желаемое восприятие их объектов. И эти имиджи, наряду с отражением реальных особенностей, присущих конкретным лицам, органам, программам, формируют определенные политические мифы.

Специалисты по обработке общественного мнения, привлекают известных кинорежиссеров, актеров, используют приемы и методы, которые первоначально использовались в коммерческой рекламе, для разработки технологий создания и «продажи» имиджей политических деятелей, максимально соответствующих представлениям общества о желательном типе политического лидера. В качестве руководства служит рецепт коммерческой рекламы: «Если ты не принимаешь меня таким, каков я есть на самом деле, то я буду выглядеть таким, каким хочешь меня видеть».

Бесспорной остается формула: информационный террор есть форма контроля над поведением больших масс людей.

СМК и связанные с ними новые технологии, могут и должны, с одной стороны, способствовать реальному участию населения в политических процессе, например, для оказания большего влияния на правительство страны, руководство партий, политических деятелей, на процесс принятия решений и т.д.

Но с другой стороны, эти новые технологии могут использоваться и реально используются для нарушения демократических прав граждан, для вмешательства в частную жизнь людей и контроля над их действиями. Все это отражается на установках, ценностях, ориентациях людей и, соответственно, на конкретных составляющих их политической культуры.

 

2. Типы политической социализации

 

Мы уже говорили, что политическая социализация личности происходит в процессе взаимодействия ее с политическими институтами и организациями общества. Характер такого взаимодействия обусловлен соотношением экономических, политических и других интересов человека и общества, гражданина и государства. Различная комбинация интересов обусловливает конкретные типы или модели политической социализации личности.

Тип политической социализации определяется теми стандартами политической жизни общества, которые диктуют личности определенный способ ее политического поведения, соответствующий политической культуре данного общества. В результате обеспечиваются политическая стабильность и преемственность в развитии общества. С большой степенью вероятности можно сказать: какой тип политической социализации личности господствует в обществе, таково и состояние самого общества, и наоборот, каково общество, таков и доминирующий тип политической социализации личности.

В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности: гармонический, плюралистический, гегемонистский и конфликтный.

1. Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической системе в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается взаимное ответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед властью и власти перед личностью. Понятно, что этот тип возможен только в условиях достаточной социальной однородности гражданского общества и правового государства. Такое состояние можно назвать идеальным типом политической социализации, которая обеспечивает бесконфликтное развитие политической системы и личности как субъекта политики.

2. Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются разными, но равноправными.

Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принципах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как равноправный и независимый гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической социализации — защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность гражданина перед законом, т.е. право выступает как основание и как реальность свободы личности. Всеобщая ответственность перед законом является гарантом, что плюрализм не превратится в анархизм или гегемонизм, когда одни имеют привилегии перед другими. Как говорится, все равны перед законом, но одни более равны, чем другие.

3. Гегемонистский тип характерен для общества закрытого типа. Его сущностью является установка на резко отрицательное отношение личности к любым политическим системам и организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, общности. Девиз политического поведения человека: «моя партия (нация, государство и т.д.) превыше всего».

4. Конфликтный тип характеризуется борьбой между различными политическими группировками общества, в основе которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не существует. Данная модель политической социализации формируется при недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации. Главный принцип политического взаимодействия здесь — лозунг «кто не с нами, тот против нас». Сегодня эта модель политической социализации сохранилась в странах, где еще сильны социально-политические элементы традиционного общества, деление людей на кланы и касты, сохраняются агрессивные религиозные объединения.

Политической социализации, как и другим политическим явлениям, присущи определенные функции. В качестве таковых выделяют:

- информационную функцию, она нацелена на решение познавательных задач в области политических отношений. Человеку передаются необходимые знания о государственном устройстве, политических отношениях, правах и обязанностях и т. п.;

- ценностно-ориентировочную функцию, она направлена на приобщение человека к системе сложившихся политических отношений, ценностей и ориентации. Благодаря этому у него вырабатывается своя система ценностных ориентации с тремя уровнями: когнитивным, эмоциональным, оценочным;

- установочно-нормативную функцию, нацеленную на выработку определенных установок по отношению к политическим ситуациям, на выбор своего поведения и т. д.;

- поведенческо-деятельная функция проявляется в конкретном политическом поведении человека. Опираясь на разнообразные каналы и институциональные структуры, политический режим видит свою главную задачу в том, чтобы формировать позитивное отношение граждан к тем или иным аспектам политической деятельности, получить поддержку со стороны масс, сохранить политический режим. Именно политическая социализация призвана выполнить эту функцию, формируя необходимое для властей массовое политическое сознание и обеспечивая соответствующее политическое поведение граждан.

Процесс социализации личности тесно связан с процессом манипуляции сознанием человека. Объективным основанием для успешной манипуляции сознанием человека являются сдвиги в культуре, которые происходят в настоящее время. В культуре все более и более утрачивается личностное начало. Это влечет за собой разрушение личностных характеристик, которые традиционно поддерживали общество. К таким личностным качествам, прежде всего, относятся: ответственность, совесть, забота, чувство долга и другие. Отсутствие личностного начала превращает народ в безликую толпу, которой очень легко манипулировать.

 

3. О манипуляции сознанием

 

В философской, социально-политической и психологической литературе, да и на практике существуют два подхода к манипуляции сознанием человека. Представители первого подхода рассматривают манипуляцию в качестве одного из видов управления человеком (в духе Д. Карнеги), признают ее не только допустимой, но и предпочтительным, «прогрессивным» средством. На данном подходе основываются новые технологии информационно-психологического воздействия на человека с целью развития его интеллектуально-психического и энергетического потенциала. Сюда можно отнести НЛП (нейролингвистическое программирование), методы школы ДЭИР (дальнейшее энергоинформационное развитие), психотронику (область знания, направленную на техническое моделирование феноменальных способностей человека) и другие.

Представители второго подхода считают автономию личности и свободное сознание индивида огромной ценностью, а потому отрицают законность и моральное оправдание манипулирования сознанием. С их точки зрения, физическое насилие менее разрушительно для рода человеческого, чем информационно-психологическое манипулятивное воздействие на человека и осуществление тотального контроля за его поведением. Такую точку зрения на Западе отстаивает известный американский психотерапевт Э. Шостром.

Реально манипуляция сознанием — это целая система, состоящая из сотен тысяч профессионалов, это технологии, которые проникают в каждый дом, но человек может изучить эти технологии и создать «индивидуальные средства защиты».

В чем состоит суть манипуляции сознанием?Этот термин имеет латинский корень manus — рука и ple — наполнять. В новоевропейских языках оно трактуется как обращение с объектами с определенными намерениями и целями. Постепенно это понятие получило переносное значение — ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. В английском словаре, например, это понятие трактуется как «акт влияния на людей или управление ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управлениеили обработка». Таким образом, термин «манипуляция» можно понимать как метафорув том смысле, что ловкость рук в обращении с вещами перенесена на ловкое управление людьми как вещами. Если обобщить точки зрения и подходы к определению манипуляции сознанием, то можно выделить такие ее черты:

1. Это вид духовного, психологического воздействия на психические структуры человеческой личности с тем, чтобы вызвать определенное поведение. Причем, воздействие не только побуждает человека делать что-то, оно заставляет хотеть это сделать.

2. Это всегда скрытоеуправление, которое сам объект манипуляции не замечает.

3. Это воздействие, которое требует определенного мастерства и знаний. Отсюда появились люди-профессионалы, владеющие соответствующими технологиями, требующими подготовки кадров, наличия научных учреждений и научной литературы.

4. Это технология власти, а не партнерских отношений.

Целью манипулированияявляется внедрение в сознание людей определенных ценностей и жизненных ориентиров, определенного образа жизни, а также разрушение традиций, снятие культурных запретов и норм, на которые прежде опиралась личность в своем поведении. Основной задачей является намерение изменить людей с тем, чтобы регулировать и контролировать их, отключить здравый смысл, деморализовать, вызвать сумбур в мыслях, сделать их нелогичными, бессвязными, заставить человека усомниться в жизненных целях и ценностях, которые ему представляются естественными.

Объектом манипуляциимогут быть различные социальные группы (большие и малые), а также отдельная личность.

Наиболее распространенными методами манипуляции являются:

- метод социального убеждения;

- метод психоанализа;

- метод внушения;

- метод сублиминального (ниже порога восприятия) воздействия, который в ряде стран официально запрещен;

- метод создания стереотипов сознания, социальных и политических мифов. Так, миф о правовом сознании Запада сыграл центральную роль во всей программе манипуляции в годы перестройки в СССР. В сознание людей постоянно внедрялись стереотипы: «антигосударственности», «обделенного народа», «страха голода» и др.

Методы манипулирования сознанием дополняются различными приемами и средствами. Так, в области радиовещания и телевидения проводились большие исследования по тому, как действует на подсознание человека голос, образ и даже пол диктора.

Самым мощным средством воздействия является язык слов, символов, жестов. Существуют так называемые языковые диверсии, когда в язык внедряются слова, не связанные с реальностью. Исследователи подчеркивают, что в настоящее время магическое слово начинает доминировать над словом семантическим. Усиливается роль символических словесных игр, при которых не только создается свой род мифологии и реализуется дискурс власти, но и формируется социальный код, служащий языком всего общества. Имитация духовной самостоятельности человека видна и в политических играх при помощи искусственно внедряемых в сознание людей имиджей.

Довольно часто используются такие приемы манипуляции сознанием, как прямая ложь, умолчание, размывание и подмена понятий, разрушение памяти и нравственности, разрушение символов, традиций и др. Для целенаправленного воздействия на массовую аудиторию используются различные коммуникативные технологии. На первых этапах главным средством воздействия выступают всевозможные лозунги.Они позволяют в нескольких словах сконцентрировать основной посыл к массам. Эмоциональный заряд лозунга сообщаетсямассе, которая в свою очередь подзаряжает своей энергетикой лозунг. Телевидение значительно расширяетвозможности информационно-психологического воздействия на аудиторию. Преимущества телевидения по отношению лозунгу проявляются в том, что, во-первых, оно включает в воздействие зрительные образы, во-вторых, превращает людей, находящихся друг от друга на расстоянии нескольких тысяч километров, в единую «психологическую толпу». На этом построены современные информационные технологии, которые превратили телевидение в мощнейшее орудие информационно-психологического воздействия на массы. Так, например, за последние десять-пятнадцать лет оно приучило спокойно взирать на самые жуткие события в стране и в мире.

Но наиболее эффективным средством информационного воздействия на массы являются электронные СМИ.В настоящее время в России бурно развивается Интернет. На Западе считают, что Интернет позволит избежать манипулятивных воздействий СМИ, поскольку в нем заложены возможности диалога как средства защиты от манипуляции. Однако в России, где манипулятивные технологии развиваются стремительно, поскольку востребованы самой политической практикой, Интернет также можно рассматривать как одно из средств информационно-психологического воздействия на массы.

Результат воздействия зависит от вида манипулирования. Выделяют два вида манипулирования: а) рациональный, построенный на власти авторитета должности, компетенции или культурном образце и б) иррациональный, направленный на эксплуатацию и использование бессознательного, и основанный на авторитете харизматической личности.

Основными каналами связи манипулятора и объекта манипуляции являются:

- индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, игрушки, технологии коллективного воспитания, игры и т.д.);

- система образования (школьное, вузовское, послевузовское);

- система государственной идеологии и пропаганды;

- средства массовой информации, формирующие общественное мнение в интересах данного «заказчика»;

- массовые политические движения (партийные и молодежные организации, демонстрации и т.д.);

- система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и т.д.), формирующая в общественном сознании стандарты престижных профессий, стилей жизни, «элитных» образцов;

- индустрия формирования имиджа;

- индустрия досуга.

Каждый из этих каналов связи имеет свое информационное пространство, и каждый человек подвержен манипулированию как в локальных, так и в глобальных масштабах.

Возможно ли защитить себя от подобного рода воздействий, оставаясь автономной самостоятельной личностью? Вывод один — стараться на всех уровнях противодействовать манипуляции. Для этого необходимо:

1. Сохранять человеческие связи как средства защиты своей личности. Важно, чтобы эти связи складывались по типу «человек—человек», а не «человек—вещь»; чтобы в них присутствовал диалог, партнерство, сотрудничество,которые преодолевают отношения отчуждения.

2. Всячески избегать потери своего «Я» и соединения с толпой в любых ее видах.

3. Постоянно усваивать укрепляющие средства духовной культуры.

4. Принять как постулат, что СМИ сегодня — инструмент идеологии, а не информации, и необходимо четко различать информацию о событиях и интерпретацию этих событий, которая представлена в СМИ.

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ И ВЛИЯНИЕ МНОГОВОДИЯ НА ПЛОД | ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ

Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 1945. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия