ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОЛОГИИ.
1. Понятие личности в социологии и ее основные концепции. 2. Социальная структура личности и её типология. 3. Социальный статус и социальная роль. 4. Основные факторы и стадии социализации личности в обществе. 1. Понятие личности в социологии и её основные концепции. Проблема изучения человека и личности в социологии является одной из центральных, каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязи людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни социальных групп и общества в целом. На социологию личности заметно влияют философские концепции и психологические теории. Философия больше оперирует емким понятием «человек», которое включает и его биологическую, и ментальную, и культурную природу. В философии «личность»рассматривается как творение Природы, Бога или Общества, творец, деятель, преобразующий сам себя посредством своей активности. Социологи берут в расчет прежде всего социальные качества, которые формируются у людей в процессе сосуществования с другими людьми. Психология обращает внимание на индивидуальные различия людей: их темперамент, характер, особенности поведения и оценки, изучая, чем и почему они отличаются друг от друга. В психологии «личность» (читай: индивид) – это целостность психических свойств, процессов, отношений, отличающих данного субъекта от другого. Для психолога возможности субъектов различны, поскольку и врожденные, и приобретенные качества людей индивидуальны. Индивидуальность отражает неповторимость биологических и социальных свойств человека, делая его уникальной действующей единицей некой группы или общности. Для социолога «личность» – это, напротив, то, что делает людей похожими друг на друга (т.е. они отмечают в людях социально типическое). Говоря о личности, важно уточнить понятие человек, индивид, индивидуальность, личность. Понятие человек указывает лишь на качественные отличия людей от животных и ничего не говорит о социально обусловленных различиях между самими людьми. Как определил российский социолог Игорь Кон, понятием индивид (лат. Individ - неделимый, конечный) обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности, обладающий своеобразными психофизиологическим особенностями - определенным темпераментом, характером, чувствами, способностями и т.п. Многозначный термин индивидуальность, напротив, означает то особенное, специфическое, что отличает такого человека от всех других, включая природные, социальные, психические и другие свойства, унаследованные или приобретенные им. Когда употребляется понятие "личность", то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой, такие, например, как достоинство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п. Сказанное позволяет дать определение рассматриваемому феномену. Личность - это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития. Все определения личности обуславливаются двумя противоположными точками зрения на её развитие. 1. Каждая личность формируется в соответствии с её врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. 2. Сознание человека при рождении подобно чистой доске (tabula rasa), на которой пишет свой текст окружающая его среда. Человек здесь предстает в качестве продукта или объекта общественных отношений. На самом деле на развитие личности влияют целый ряд факторов: биологическая наследственность, физическое окружение, культура, групповой опыт, уникальный индивидуальный опыт. Психологи и социологи предложили ряд теорий или концепций, объясняющих, каким образом на основе взаимодействия этих факторов происходит формирование неповторимой личности. С точки зрения макросоциологии, для которой важнее целое, а не части, и интереснее групповое взаимодействие, а не межчеловеческое, личность является продуктом общества (культуры, истории и т.п.). Этих взглядов в целом придерживались такие крупные исследователи, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др. Личность в макросоциологии – это социальный тип, отвечающий данной культуре и адаптирующийся в ней. Микросоциология рассматривает проблематику личности в поле межличностного взаимодействия. В микросоциологическом исследовании часто заимствуются психологические концепции.
1. Концепция личности З. Фрейда (1856-1939). Теория развития личности, разработанная Зигмундом Фрейдом основывается на убеждении, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом. Согласно Фрейду, биологические побуждения (особенно сексуальные) противоречат нормам культуры и развитие личности есть процесс обуздания этих побуждений. Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх-Я"). Ид ("Оно") – бессознательное - источник энергии, направленной на получение удовольствия. Это четыре основных влечения - питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности. Ид (Оно) не имеет организации, не обладает волей, не подчиняется логическим законам мышления, а только удовлетворяет инстинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия. Эго ("Я") -сознание и самосознание личности - контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами: рациональности (разумности) и реальности. Эго помогает личности ориентироваться в окружающем мире. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи. Супер-Эго (Сверх-Я) – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.Суперэго формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля и оценки деятельности индивида. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами общества. Если эти три подсистемы личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в соответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться. Таким образом, З. Фрейд рассматривал человека как стремящегося к удовольствию, а общество - как систему запретов, табу.
|