В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный
Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство. По форме правления эти государства были абсолютными монархиями. Власть в них носила деспотичный характер. Такие государства имели мощный чиновничий аппарат. Экономика основывалась на государственной и общественной форме собственности. Частная собственность была, но она не оказывала существенного влияния на экономику. К основным причинам появления государства следует отнести потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием посевного земледелия; необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий; необходимость единого и централизованного руководства этими массами. Западный путь формирования государства характеризуется классовым разделением общества, интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Теория государства и права традиционно выделяет три основные формы возникновения государств: афинскую, римскую, древнегерманскую. Афинская – это классическая форма возникновения государства. Государство возникает непосредственно и преимущественно из-за классовых противоречий, существующих внутри общества. Римская – родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, несущим обязанности, но лишенным политических прав плебсом. Имущая часть этого плебса (богатые купцы, ремесленники) требовала передела власти и разрушения старой родовой организации. Борьба и победа плебеев взрывает строй, на развалинах которого возникает государство, в котором растворяется аристократия и плебс (реформы Сервия Туллия). Древнегерманская – государство появляется в результате насилия, завоевания дикими германскими племенами (варварами) экономически развитых для того времени территорий бывшей Римской империи. Народам, которые переходили от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно, был свойственен так называемый синтезный путь формирования государства. Расслоение различных групп в первую очередь происходило по их положению в системе властно-государственной иерархии, выполнению определенных управленческих функций. Потребность в объединении значительных масс людей и больших территорий была обусловлена угрозой извне. Длительное сохранение общинной организации, органов племенной демократии было вызвано внешней угрозой, отражение которой было возможно при объединении усилий общинников. Военно-организаторские и управленческие функции в этих условиях закреплялись за военным вождем и его дружиной. Однако в результате завоевательных походов в руках вождя и его дружины скапливались богатства, обеспечивая им единство власти и собственности. Рабский труд не получил здесь широкого распространения в силу прочности общинных порядков, а также своей экономической неэффективности. Одновременное складывание политического и имущественного неравенства стало основой формирования институтов раннефеодального государства. Разорившиеся общинники попали в экономическую зависимость от богатых общинников, которые прибрали к своим рукам общинную землю и становились правящим классом феодалов. Так формировалось государство у германских племен, в Древней Руси, Ирландии и т.д. Следовательно, на процесс формирования государства в данном случае влияли прочность сельской общины, внешняя опасность и завоевательные войны. Однако немаловажное значение имело влияние опыта других государств, который они активно заимствовали. Так, германские племена в государственном строительстве использовали опыт и институты Древнего Рима. А восточные славяне оказались сначала под влиянием варягов, затем Византийского государства, позаимствовав у последнего государственную религию, институты и принципы их строительства и функционирования.
|