Исследования государства и права
историзм плюрализм объективность универсализм конкретность материализм
Исторический подход (историзм) требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна устанавливать причины их происхождения, прослеживать основные этапы развития и с этой точки зрения давать научную оценку современного государства и права. Плюралистический подход учитывает противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, содержит неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Поэтому плюрализм научного познания позволяет теории государства и права создать наиболее оптимальную систему знаний, отражающих объективные данные о реальной действительности. Принцип объективности обеспечивает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение её такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни. Принцип универсализма означает то, что теория государства и права изучает общие закономерности развития государства и права безотносительно к какой-либо конкретной государственно-правовой системе. Принцип конкретности требует от теории государства и права учета условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития. Материалистический подход (материализм) основан на признании обусловленности государственно-правовых явлений объективными (материальными) общественными отношениями относительной самостоятельности и активной роли государства и права в общественных процессах. Согласно данному подходу, производственные отношения составляют экономический базис общества, а государство и право входят в его общественную (политическую) надстройку. Наряду с принципами познания и изучения теории государства и права важное значение имеют сами методы или способы познания. Методы получения, анализа, обобщения и использования научного теоретического знания о государственно-правовой действительности образуют в своей совокупности центральный элемент методологии теории государства и права. Всеобщие методы – это философские, мировоззренческие подходы, выражающие универсальные принципы мышления. Среди этих методов можно выделить метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо с объективным разумом; субъективный идеализм – с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая диалектика – с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями. Для познания и объяснения основных закономерностей государственно-правовых явлений теория государства и права широко использует общие методы, применяемые во всех науках. Среди этих методов особо важное значение имеют логические приемы, посредством которых теоретические принципы переводятся в плоскость реальности, становятся работающей теорией.
|