Общественно-экономические формации и типы государств
Первобытнообщинная формация (догосударственная стадия развития общества) Рабовладельческая формация (рабовладельческое государство) Феодальная формация (феодальное государство) Буржуазная формация (буржуазное государство) Коммунистическая формация (социалистическое государство)
Нетипичным для формационного подхода является социалистическое государство, возникающее в результате победы пролетариата над буржуазией и знаменующее собой начало перехода от буржуазной к коммунистической (безгосударственной) общественно-экономической формации. В социалистическом государстве на смену частной собственности на средства производства приходит собственность государственная (общенародная); противоречия между классами перестают носить антагонистический характер; имеет место тенденция к слиянию основных классов (рабочих, крестьян, социальной группы — трудовой интеллигенции) и образованию социально однородной общности — советских людей; государство продолжает оставаться " силовым механизмом принуждения", однако меняется характер: из аппарата порабощения одного класса другим государство превращается в инструмент обеспечения и защиты интересов сообщества на международной арене, гарантий и правопорядка в самом государстве[3].
3. В связи с приобретением Казахстаном независимости и изменением идеологических и политических ориентаций в нашей стране формационный критерий типологии государств стал некоторыми теоретиками подвергаться сомнению. В противовес марксистско-ленинскому формационному подходу к типологии государств в настоящее время выдвигается цивилизационный, который базируется на истории развития цивилизации. Цивилизационный подход (автор – немецкий юрист Рудольф Йеринг) втипологии государства заключается в том, что за основу классификации государства и правовых систем берутся не вышеперечисленные критерии, и в частности принадлежность государств и правовых систем к той или иной общественно-экономической формации, а их причастность к той или иной цивилизации. При этом за основу понятия " цивилизация" берутся не материальные, социальные или иные подобные элементы, а исключительно духовные факторы. Цивилизация (от лат. civilis — " гражданский") — это социокультурная система, включающая, как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. В литературе, исходя из типов цивилизации, выделяют государства первичной цивилизации и государства вторичной цивилизапии. Для государства первичной цивилизации (древнеегипетской, шумерской, иранской, японской и др.) характерны такие особенности, как существенная роль государства и соединение государства с религией в политико-религиозный комплекс. Цивилизация (концепция Н. Я. Данилевского) Египетская Китайская Ассирийско-вавилонская, халдейская или древнесемитская Индийская Иранская Еврейская Греческая Римская Новосемитская (аравийская) Германо-романская (европейская)
Цивилизация (концепция А. Дж. Тойнби) Египетская Китайская Западная Православная Арабская Мексиканская Иранская Сирийская Дальневосточная и др.
Цивилизация (этничсская концепция А.Н. Гумилева)
Фаза подъема (резкий pocт всех видов акгивности. " завоеванис местa под солнцем")
Фаза акмагическая (наивысшее напряжение пассионарносги, пoгaшаемое подчас за счег внутренних конфликтов)
Фаза надлома (рост числа свсрхпассивных сограждан, острые конфликты внутри этнической системы)
Фаза инерции (укрепление государсгвенпой власти, интенсивное накопление материальных и культурных ценностей)
Фаза обскурации (формирование общества потребления, предшествующего гибели этнической системы)
Фаза регенерации (возможное возрождение этнической системы за счет пассионарных окраин)
В государствах вторичной цивилизации (западноевропейской, североамериканской, восточноевропейской, латиноамериканской и др.) появилось отчетливое различие между государственной властью и культурно-религиозным комплексом, правовое положение главы государства было двойственным: с одной стороны, правитель достоин всякого повиновения, а с другой — его власть должна соответствовать законам, иначе она незаконна.
4. Современная наука, опираясь на принцип плюрализма, применяет оптимальное сочетание формационных, цивилизационных и других критериев при типологии государств. Каждый подход имеет свои достоинства, их совокупность позволяет учесть все многообразие типов и видов государств. В соответствии с формационной типологией все государства подразделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские. К последним относятся только социалистические государства. Достоинства данной типологии, как считает А.В. Малько, сводятся к следующему: — во-первых, продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; — во-вторых, она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. В то же время, по мнению А.В. Малько, она во многом прямолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда " вписывается" в начерченные для нее схемы; недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.). Значение цивилизационного подхода состоит в том, что он предоставляет возможность раскрыть сущность любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценности и целях ее собственной деятельности. Цивилизационный подход не только требует познания прошлого через все формы деятельности человека (трудовую, политическую, социальную), но и учитывает также все многообразие общественных связей. При таком подходе человек стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность со всеми ее достоинствами и недостатками. Значение цивилизационного подхода состоит еще и в том, что он учитывает как противостояние классов в общественно-политической жизни, так и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей. Иначе говоря, речь идет не только о выявлении классовых противоречий, но и об общности духовных принципов, которыми руководствуется человек в различных сферах своей жизнедеятельности. Все это позволяет формировать такие нормы взаимодействия людей, которые жизненно необходимы социальной и культурной группам, побуждая их оставаться в пределах (границах) единой целого. Таким образом, цивилизационный подход позволяет видеть в государстве не только орудие политического господства эксплуататоров над эксплуатируемыми. Государство является важнейшим фактором социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения разнообразных потребностей человека. По мнению А.В.. Малько, слабыми сторонами цивилизационного подхода являются: а) недооценка социально-экономических факторов; б) по сути дела, это типология не столько государств, сколько обществ. Современное правоведение применяет для типологии государств оба подхода (формационный и цивилизационный) в совокупности их положительных сторон, выделяя, например, рабовладельческое государство античной цивилизации. Кроме рассмотренных нами разновидностей государств на основе других критериев классификации можно выделить и иные типы. Например, по политическому режиму, господствующему в государствах, их можно классифицировать на демократические и авторитарные. По уровню развития политических систем общества выделяются примитивные, традиционные и современные государства. По особенностям национального исторического развития — государства западной и восточной цивилизации. По тому, как государства связаны с религией, их можно подразделить на светские и теократические, причем среди теократических государств можно выделить различные группы. Так, в шиитских исламских государствах главы государств присягают только на Коране, а в суннитских — на Конституции и Коране одновременно. Развитие теории государства и права может привести и к другим основаниям типологии государств.
|