Контрольные тесты
1.Главный политический трактат Древней Индии (IV-III вв. до н. э.), содержащий данные о государственном устройстве, методах управления, политике царя, системе судопроизводства, экономике и культуре в период империи Маурьев - это: а) Веды (II тыс. до н. э.); в) законы Ману (II в. до н. э.); б) Артхашастра (IV-III вв. до н. э.); г) «Индики» Мегосфена.
2.Из предложенных вариантов выберите один или несколько источников, на которые опиралась идеология брахманизма: а) Веды; г) Джаммапада (IV-III вв. до н. э.); б) Упанишады (IX-VI вв. до н. э.); д) эдикты Ашоки (III в. до н. э.); в) законы Ману; е) Артхашастра.
3.Главная цель буддизма - это избавление человека от страданий земной жизни, которое может быть достигнуто с помощью: а) учения о праведности (восьмеричном пути); б) учения о нирване; в) отрицания существования богов; г) отрицания йоги и излишних физических упражнений; д) все варианты верны.
4.«Когда в стране много запретных законов, народ становиться бедным. Когда у народа много острого оружия, в стране увеличиваются смуты. Когда много мастеров, умножаются редкие предметы. Поэтому если (правитель) не действует, народ сам будет исправляться». Это высказывание принадлежит: а) Лао-Цзы; б) Конфуцию; в) Мо-Цзы.
5.Под искусством управления как «исправление имен» Конфуций понимал то, что: а) каждого человека необходимо поставить на ту должность, на которой он способен приносить наибольшую пользу государству; б) управлять государством нужно в соответствии с пожеланиями Неба как высшего образца для подражания; в) управлять государством нужно на основе «Дао» и принципа «ничегонеделания»; г) править государством нужно на примере великих императоров Поднебесной.
6.Теорию разделения властей на пять ветвей (законодательную, судебную исполнительную, контрольную и экзаменационную) в Китае разработал а) Шан-Янь; б) Сунь-Ятсен; в) Сума-Цянь.
7.Греховность земной жизни человека А. Августин видел: а) в господстве человека над человеком; б) в отречении человечества от бога; в) в разделении человечества на множество наций и наделении его множеством языков для отсутствия понимания между людьми; г) в неизбежности второго пришествия Христа.
8.У истоков современного понимания государства как правового образования, основанного на согласованном правовом общении его члене стоял римский юрист: а) Цицерон; в) Ульпиан; б) Гай; г) Гней Флафий.
9.Римскому праву не было известно понятие: а) естественного права; в) права международного общения; б) позитивного права; г) все варианты верны.
10.Теория конвергенции, популярная в 50-60 гг.XX в., основывалась на идее: а) сближения двух систем - капитализма и социализма, - и создания на их основе некоего смешанного общества; б) слияния двух систем - капитализма и социализма - лишь в области экономики; в) обновления капиталистического общества путем заимствования у социализма научных механизмов управления обществом, экономической планирования и системы обеспечения; г) все варианты верны.
11. Право как результат взаимодействия общественных (организационных) норм, права юристов и государственного права по Е Эрлиху - это а) право I порядка; в) «живое право»; б) право II порядка; г) нет правильного ответа.
12. Политический деятель США периода борьбы за независимость, ставший автором проекта Декларации независимости США - это: а) Т. Пейн; в) Е. Эрлих; б) Т. Джефферсон; г) М. Маритен.
13. Основные принципы современного международного права, а также необходимость правового регулирования международных отношений в области войны и мира были наиболее полно и последовательно изложены учении: а) Т. Гоббса; в) Ч. Беккария; б) Б. Спинозы; г) Г. Гроция.
14.Автором учения о закономерности развития позитивного права разных народов стал: а) Н. Макиавелли: «Государь» (1513 г.); б) Дж. Локк: «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.); в) Ш. Монтескье: «О духе законов» (1748 г.); г) Б. Спиноза: «Политический трактат» (1677 г.).
15.Из всех форм правления наиболее близкой к идеальной форме Дж. Локк считал: а) абсолютную монархию; в) республику; б) конституционную монархию; г) нет правильного ответа.
16. Предметом ИППУ является: а) история теоретически оформленных в доктрины взглядов на государство, право и политику; б) оценка существующих взглядов на государство и политику; в) основанное на гносеологическом методе исследование политико-правовых мыслей различных эпох и народов; г) все ответы верны.
17.К методам ИППУ относятся: а) методы формально-логического исследования; б) системный и диалектический методы; в) методы сравнительно-исторического исследования; г) все варианты верны.
18. Первое политическое произведение на Руси датируется первой половиной XI в., это: а) Русская Правда; б) Слово «О законе и благодати» митрополита Иллариона; в) Повесть временных лет, г) Слово Даниила Заточника.
19. Какие из ниже перечисленных факторов оказали влияние на политическую мысль России XVII: а) «Смутное время»; б) приход к власти династии Романовых; в) уменьшение роли Боярской Думы и земских соборов в политике во второй половине XVII в.; г) внешнеполитические изменения; д) все варианты верны.
20.Идею о том, как нужно развивать экономику России при сильной самодержавной власти, поощряя городское самоуправление, предпринимательство и государственные субсидии в промышленность, развивал: а) Ф. Прокопович; в) А.Л. Ордин-Нащокин; б) Ю. Крижанич; г) С. Полоцкий.
21. Идеология просвещенного абсолютизма, распространенная в России XVII-XVIII вв., была разработана: а) Петром I; в) С. Полоцкими, Ю. Крижанич; б) Ю. Крижанич; г) М.М. Щербатовым.
22. Один из видных деятелей России первой половины XVIII в. И.Т. Посошков, известный как сторонник абсолютной монархии, опирающейся на сильный купеческий класс, обосновал свои взгляды в работе: а) Книга о скудности и богатстве; в) Политика; б) Разные рассуждения о правлении; г) Новоторговый устав.
23. Табель о рангах 1722 г. предусматривал обязательную службу для дворян: а) с 18 лет; в) с 15 лет; б) с 21 года; г) с 20 лет.
24. Порядок несения службы, порядок заседаний коллегий и обязанности канцелярских служащих в первой половине XVIII в. регулировались: а) императорскими указами; б) Табелем о рангах 1722 г.; в) Генеральным регламентом 1720 г.; г) Духовным регламентом.
25. Идею понимания естественного права как «свободы мысли, слова, деяния, защиты самого себя, когда закон это сделать не в силах, право собственности и возможность быть судимым себе равными» в XVIII в. высказал: а) И.Т. Посошков; в) Н.И. Панин; б) С.Е. Десницкий; г) А.Н. Радищев.
26.Проект первой российской конституции разработал: а) князь Голицын; в) А.Н. Радищев; б) Н.И. Панин; г) Петр I.
27. Теорию разделения властей на пять ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную, наказательную и гражданскую), которые не должны пересекаться, высказал: а) М.М. Щербатов; в) Н.И. Новиков; б) А.Н. Радищев; г) С. Десницкий.
28. Конституционная монархия, основанная на принципе разделения властей и всецело подчиняющаяся закону, была положена в основу проектов государственных преобразований: а) М.М. Сперанского; в) Николая I; б) Александра I; г) П.И. Пестеля.
29). Укажите три фактора, которыми Н.М. Карамзин обосновал сохранение монархии в России как самой надежной организации власти: а) обширность территории; б) взяточничество и бюрократизм; в) многонациональность населения; г) политическая безграмотность населения; д) отсутствие достойной оппозиции власти; е) необходимость сохранения крепостного права.
30. В первой половине XIX в. была высказана мысль о том, что крепостное право в России было введено Петром I, который впервые в истории государства утвердил его в законодательной форме; эту позицию принял. а) А.С. Хомяков; в) К.Д. Кавелин; б) И.В. Киреевский; г) П.Н. Грановский.
Вопросы к экзамену
1. Предмет истории политико-правовых учений. 2. Политико-правовые идеи в древнеиндийском трактате «Артхашастра». 3. Основные идеи брахманизма и буддизма. 4. Социально-политические утопии Лао-Цзы и Мо-ди. 5. Политико-правовой и нравственный идеал Конфуция. 6. Теория государственного управления и правового регулирования в учении Гунсунь Яна (правителя области Шан). 7. Политико-правовая мысль в период Древней Греции. 8. Учение Платона о государстве и праве. 9. Ученье Аристотеля о происхождение, сущности и классификации форм государства. 10. Полибий о естественном круговороте политических форм. 11. Цицерон о государстве и законах. 12. Правовые воззрения римских юристов. 13. Политические идеалы раннего христианства. 14. Теократическая теория Иоанна Златоуста. 15. Учение Аврелия Августина о двух градах. 16. Фома Аквинский об элементах государственной власти и праве народа на сопротивление тиранической власти. 17. Политико-правовые идеи в средневековых ересях. 18. Марсилий Падуанский о государстве и праве. 19. Теоретической обоснование независимости Киевского государства от Византии митрополитом Илларионовы в «Слове о законе и благодати». 20. Идея единовластия и сильной княжеской власти в «Молении Данила Заточника». 21. Политико-правовая концепция ислама. 22. Политико-правовая доктрина Н. Макиавелли. 23. Политические и правовые концепции Реформации. 24. Политические идеи тираноборцев (монархо-махов). Э. де Ла Боэси о добровольном рабстве. 25. Теория государственного суверенитета Ж. Бодена. 26. Социальные и политико-правовые идеи Т. Мора и Т. Кампанеллы. 27. Политико-правовые идеи нестяжателей и иосифлян. 28. Учения о верховной власти в теории Филофея «Москва – третий Рим». 29. Политическая программа И. Пересветова. 30. Политические взгляды Ивана IV (Грозного) и Андрея Курбского. 31. Политико-правовая концепция И.Т. Посошкова. 32. Политико-правовая концепция И.Т. Тимофеева. 33. Теории естественного права и договорного происхождения государства Гуго Гроция. 34. Обоснование демократии в учении Б. Спинозы. 35. Т. Гоббс о государстве и праве. 36. Основные политико-правовые учения в годы английской буржуазной революции. 37. Политико-правовая концепция Дж. Локка. 38. Монтескье о происхождении, формах государства и роли географической среды. 39. Ж.-Ж. Руссо о видах и происхождении неравенства. 40. Республиканский политический идеал Ж.-Ж. Руссо. 41. М. Робеспьер о революционном и конституционном правительствах. 42. Проект конституционной монархи в учении Дж. Локка. 43. Политические и правовые идеи германского Просвещения. 44. Ч. Беккариа о видах справедливости и обосновании запрета смертной казни. 45. Политическая концепция С. Полоцкого. 46. Политические и социальные идеи Ю. Крижанина. 47. Учение В.Н. Татищева о государстве и праве. 48. Политические идеи Феофана Прокоповича. 49. Идеология просвещенного абсолютизма. Екатерина II. 50. Идеология феодальной аристократии М.М. Щербатов. 51. Основные политико-правовые положения буржуазного лебирализма в учении С.Е. Десницкого. 52. А.Н. Радищев о государстве и праве. 53. Политико-правовые идеи США в период борьбы за независимость. 54. Теории надклассовой монархии Л. Штейна. 55. Учение И. Канта о государстве. 56. Историческая школа права. 57. Гегель о происхождении государства. 58. Социально-политический идеал Н.М. Карамзина. 59. План государственных преобразований М.М. Сперанского. 60. Основные положения «Русской правды» П.И. Пестеля. 61. Проект Конституции Н.М. Муравьева. 62. Б. Констан о гражданской и личной свободой индивида. 63. Политические взгляды О. Конта. 64. К. Маркс и Ф. Энгельс о революции, государстве и праве. 65. Учение И. Йеринга о праве и государстве. 66. Политико-правовая идеология анархизма. 67. Политико-правовая концепция В.И. Ленина. 68. Нормативистская концепция права Г. Кельзена. 69. Теория солидаризма Л. Дюги. 70. Социологическая школа права. 71. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого.
|