Опричнина Ивана Грозного: причины и итоги
До начала 1560 года в политическом отношении самовластие Иоанна IV было ограничено "Избранной радой". В моральном отношении - его наставником митрополитом Макарием и женой Анастасией. Она была единственным существом, к которому Иван питал приязнь и любовь. Когда началась Ливонская война, царь вступил в конфликт с деятелями "Избранной рады", которые были за войну с Крымским ханством. В августе 1560 года умерла царица. В декабре 1563 года скончался митрополит Макарий. Из-за военных тягот, в годы Ливонской войны в стране уже чувствуется нарастающие истощение сил и средств. В оборонительных войнах была заинтересована аристократическая верхушка. А за продолжение наступательной войны с западными соседями выступала низшая часть дворянства. Дворяне значительно хуже были обеспечены землей, по сравнению с землевладельцами - аристократами. За счет военной добычи и получения новых земельных участков в присоединенных областях, эта война представляла собой желанный источник обогащения. Крупные завоевательные планы царя совпадали со стремлениями дворянства и поддерживались Русской Православной церковью. Но они противоречили идеям боярства, которое было недовольно усилением налогов и повинностей и не видело смысла в завоеваниях. Это противоречие не было столь очевидным, пока в войне царским войскам сопутствовал успех. Но как только начались серьезные неудачи, стремясь любой ценой сломить сопротивление верхушки, сделать из нее послушное, безгласное орудие, царь перешел к политике репрессий. Воля умного, энергичного, но необузданного государя, вступила в противоборство с волей целого сословия, притом самого могущественного в русском обществе - в этом заключалась трагедия исторического момента. Эта борьбой был нанесен непоправимый ущерб государству.
3 декабря 1564 года из Москвы в Александровскую слободу выехал царь со всей семьей под охраной отряда дворян, где объявил о своем отречении от престола. Из слободы царь отправил две грамоты. Первая грамота содержала обвинения царя князьям, боярам, воеводам в измене, казнокрадстве, нежелании защищать страну. Во второй грамоте говорилось о том, что на москвичей царь не гневается и опалы нет. В январе 1565 года, находясь под угрозой народных волнений, Боярская дума отправила делегацию к царю. Она пыталась уговорить его вернутся на престол. В результате чего, делегаты были вынуждены согласиться на чудовищные условия возврата. Из которого вырос чудовищный эксперимент, называемый "опричниной".
Иоанн IV получал право подвергать изменников опале как ему вздумается. Ему был выделен особый удел из государственной территории, существовавший как бы отдельно (опричь) от всех остальных областей. В нем были свои приказы, царский двор, свое войско, в его пределах власть безраздельно принадлежала царю. Опричная резиденция царя помещалась в замке, который был выстроен в центре Москвы.
Цель учреждения опричнины была такова: для продолжения Ливонской войны необходимо было любой ценой выжать из страны силы и средства, а также подавить любое сопротивление мешавших этому. Опричные порядки представляли собой систему чрезвычайных мер военного времени. Однако, за время существования опричнины, на западном фронте русские войска не добились каких-либо военных успехов.
В 1566 году был созван Земский собор, на котором земские деятели настаивали на отмене опричнины. Летом 1568 года произошло выступление московских посадских людей, направленных против опричнины. Время постоянного раскрытия заговоров и ведения следственных дел - такова была эпоха существования опричнины. Трудно определить, какие из заговоров были лишь видением мнительности царя и его страха перед собственными подданными, а какие были настоящими.
Период опричнины, в течение которого русское общество подвергалось кровавым казням, является тяжкой карой. Без всяких массовых репрессий умели дед и отец Иоанна IV управлять державой. А их внук и сын в качестве боевого топора, обрушившегося на головы виновных и невинных порой без суда и следствия, использовал опричные порядки. Казнили десятками, сотнями, целыми семьями и даже родами. В1567 году царь собственноручно заколол ножом боярина Федорова - одного из богатейших и уважаемого в народе человека, которого он считал виновным в заговоре, вызвав его во дворец, облачив его в царские одежды. По делу, боярина Федорова было уничтожено 370 человек. По приказу царя в 1569 году принял яд его двоюродный брат, князь Старицкий, являющийся вторым по знатности в России после самого царя. Вместе с ним были убиты его семья и слуги. В 1570 году были зверски казнены 116 человек "опальных" человек. Села и деревни, принадлежавших "опальным", подлежали сожжению. Но самой жуткой и кровавой историей опричнины стал разгром Новгорода. Иван IV нагрянул с опричным войском в город и творил расправу полтора месяца. Мертвые тела людей и животных сбрасывались в реку Волхов. По подсчетам историков - число казненных в Новгороде составляют 2000-3000 человек. Именно по эти злодеяния дали Ивану IV название - Грозный.
В итоге всех предпринятых устрашающих мер Ивана Грозного, военная система страны не упрочилась, а расшаталась. Лучшие военачальники были казнены. Другие были запуганы и, опасаясь потерпеть неудачу, чтобы не быть за это казненными, боялись вступить с неприятелем в бой. Опричное войско оказалась практически мало боеспособным. Южные рубежи государства оказались оголенными, бесконечная война поглотила массу сил и средств. В1571 году крымский хан Девлет-Гирей, разгромив опричное войско, сжег весь огромный московский посад. Во время пожара погибли многие тысяч москвичей.
В 1572 году перед лицом неудачи опричной политики, Иван IV вынужден был отменить опричнину.
В результате, положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, судя по его замыслам и начинаниям, по шуму, какой производила его деятельность. Грозный царь очень много задумывал, но меньше сделал. Возможно, московское государства и без Ивана Грозного устроилось бы также, как оно строилось до него и после него. Важнейшие политические вопросы были бы разрешены иначе, без тех потрясений., которые имели место быть.
Царь Иван IV не был государственным дельцом. Направление его политической мысли, при его нервной возбужденности лишало его практического такта, политического глазомера, чутья действительности. Он незаметно для себя самого окончил тем, что поколебал самое основание порядка, заложенного его предками. Царь Иван IV жертвовал и собой, и своей династией, и государственным благом.
|