Социальная аналитика: методологические подходы к изучению социальных аспектов общества
Социальная аналитика: методологические подходы к изучению социальных аспектов общества.
1. Науки об обществе. 2. История развития представлений об обществе. 3. Общество как объект научного познания.
В теории журналистики жанры традиционно делятся на три группы: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Каждый из них имеет свои особенности. Для тех, кто отдает предпочтение аналитическому жанру, важно обладать знаниями в сфере научного изучения общества. Общество изучают многие науки, социология по области своих исследований является одной из наиболее «общих» среди общественных наук. Социология определяется им как наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных общностей, классов, народов. В поисках общих признаков и закономерностей, проявляющихся в различных социальных связях, социология взаимодействует с другими науками. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и преподаванием; экономика изучает хозяйственные механизмы, учение о государстве — политические события и закономерности, психология — психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология. Социология является отнюдь не единственной наукой, область исследования которой охватывает всю сферу человеческого поведения. К таким наукам относятся также философия, история и антропология. Социология имеет тесные связи с этими науками и использует накопленные ими знания в своих целях. Социология стала самостоятельной наукой, отделившись от философии или истории, так что она имеет и теперь естественную связь со своими истоками. Наиболее близкой к социологии представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называемая «социальной антропологией». Общая антропология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменениям в процессе развития человека, а также различным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследованиям социологии. Предмет социальной антропологии — ментальные возможности человека, определенные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей. В этом социальная антропология и социология совпадают. Социология занимает, благодаря своей универсальности, центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализируется и далее, можно сказать, что социология «проникает» во все области жизни, где социальные действия и социальное поведение человека являются ведущим и определяющим.
2. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Среди них выделяются два гиганта — Платон (ок. 429—347 до н.э.) и Аристотель (384—322 до н.э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Поскольку в античности понятия «общество» и «государство» не различали, то они употреблялись в качестве синонимов. В XIX в. возникает эмпирической науки об обществе, которая по самой своей сути была предназначена для аккумулирования высшей рациональности, достигнутой обществом на пути самопознания. Огюст Конт, которого называют отцом социологии впервые попытался выразить рациональный подход к изучению общества, основу которого составили бы наблюдение и эксперимент. Он надеялся, что такой подход, часто называемый позитивизмом, обеспечит практическую основу для нового, более устойчивого общественного порядка. Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие в работах Герберта Спенсера. Спенсер был сторонником эволюционного учения Чарлза Дарвина и применял принципы биологического развития к обществу. Он сравнивал общество с живым организмом. По органической аналогии разные части общества взаимозависимы и стремятся обеспечить выживание и функционирование общей системы. Задачей социологии, согласно Спенсеру, является понимание процессов развития общества с целью достижения максимальной социальной гармонии. Иной взгляд на развитие общества предложил Карл Марк. По общественной теории Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удовлетворению своих основных потребностей определяют надстройку общества, т. е. культуру, духовную жизнь и окружающий мир символов. Маркс поставил своей целью раскрыть взаимоотношения экономического базиса и надстройки общества, а также механизмы исторического развития общества. Это учение, называемое историческим материализмом, утверждает, что материальные факторы лежат в основе общественной жизни и определяют сознание людей. Из этого следует, что общественные перемены происходят при изменении материальных условий. Французский социолог Эмиль Дюркгейм является одним из самых известных пионеров в развитии социологии как самостоятельной науки, имеющей свои предметы исследования, свои методы и понятия. К ключевым понятиям Дюркгейма относится понятие социального факта. Под этим подразумевается, например, принадлежность людей к различным группам, религиозным объединениям и политическим партиям; в этих группах человек находит свою социальную реальность. Психические факты имеются в собственном сознании индивида, зато социальные факты относятся к социальной действительности. По мнению Дюркгейма, именно эти социальные факты составляют основной предмет исследования социологии. Позднее он назвал их «институтами». Основное внимание в своей научной деятельности Дюркгейм придавал изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Социальная интеграция, по мнению ученого, основывается на «коллективном мышлении». Коллективность или коллективный дух — это то, что взаимообязывает членов общности. Коллективное, или общее, сознание означает совокупность тех верований и чувств, которые разделяются средними членами системы. Существующие в общности нормы усвоены и осознаны, результатом чего является унификация социального поведения. Коллективное сознание базируется на существующих в обществе ценностях. Коллективность выражает нормативный характер общества. Согласно Дюркгейму, все аспекты социальной структуры, в частности институты, базируются на нормативной системе общества. Итак, нормы представляют собой, по его мнению, ядро социальной действительности. Состояние общества, которое характеризуется отсутствием социальной сплоченности или ее резким ослаблением, Дюркгейм обозначил термином аномия (безнормативность). Аномия свидетельствует, что общество перестало быть регулирующей силой по отношению к своим членам, а люди перестали верить в ценности общества и тем самым оказались дезориентированы, неспособны понять, «что такое хорошо, а что такое плохо». Аномия определяет состояние многих социальных процессов, в том числе преступности. Макс Вебер пытался разработать объективную и свободную от ценностей социологию, для чего детально и подробно рассматривал в своих основных трудах ценностные системы и их развитие. По мнению Вебера, самым основным понятием социологии является понятие социального действия. Это такое действие, которое соотносится с поведением окружающих людей и учитывает их поведение. При этом имеется в виду действие осмысленное и целенаправленное, действие, которое ориентируется на ценности. Вебер подчеркивает, что только осознание осмысленности чужого действия помогает нам понять его. Содержание действия диктуется его смыслом. С точки зрения научной социологии, смысл действия должен пониматься исследователем, а не исследуемым. Речь идет о методике «понимания». Согласно Веберу, социология представляет собой науку, главным объектом которой является социальное действие, его «ход» и его последствия. Он подчеркивал, что социология разрабатывает типизацию действий и событий, а также их общие закономерности. Идеальные типы, которыми оперирует социология, помогают определить и упорядочить причины действия. Идеальные типы представляют собой некое обобщение, сделанное на основании определенных признаков. Это обобщение не должно быть адекватно действительности, но оно дает исследователю хорошие исходные точки для рассмотрения различных вопросов. На основе «идеальных типов» образуются другие понятия, которые могут быть использованы в исследовательской практике. Анализируя развитие капитализма, Вебер пришел к выводу, что на экономическую ситуацию оказывают влияние религиозные ценности, в особенности протестантизм, и в наибольшей степени кальвинистское направление. Ведь в мире ценностей протестантизма доминируют трудолюбие, предприимчивость, экономическая деятельность, то же в практике капитализма как социально-экономической формации. В свое время теория Вебера привлекла к себе большое внимание. Интересно, что она противоположна теории Маркса, согласно которой производительные силы и производственные отношения определяют все, даже религию.
3. В современном научном обществознании под объектом общественных наук в широком смысле понимают общество как органическое целое, существующее объективно и независимо от индивидуального сознания. Объект всегда есть отражение окружающей нас объективной реальности. Сущностными элементами этой реальности выступают природа и общество. Поэтому и науки в самом общем виде делятся на науки, имеющие объектом природу, и науки, объектом которых выступает общество. Таким образом, в самом общем приближении мы можем констатировать факт разделения наук по отражаемому объекту: науки о природе и науки об обществе. Объект есть то, что отличает науки о природе от наук об обществе. Формирование социологии как науки заложило традицию, согласно которой социологи исследуют общество на двух уровнях: микро- и макроуровне. Микросоциология изучает общение людей в повседневной жизни – интеракцию, их взаимодействие. Исследователи, работающие в этом ключе, считают, что социальные явления можно понять лишь на основе тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены. Социологи сформулировали некоторые теории, чтобы описать и объяснить взаимодействие людей в обществе – теория обмена, символического интеракционизма и др. Теория обмена - взаимодействие людей можно понять на основе принципа поощрения и наказания - люди склонны возобновлять такие модели поведения, за которые они в недавнем прошлом в той или иной форме были вознаграждены (похвала, восхищение, любовь, деньги и т.д.). Символически интеракционизм. Сторонники этого подхода считают, что люди не реагируют на воздействия внешнего мира непосредственно наподобие лягушки, которая автоматически делает хватательные движения языком, когда слышит жужжание мухи. Вместо этого люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки. Сторонники теории символического интеракционизма анализируют поступки людей в повседневной жизни. Они выявляют значения, которые люди придают своим поступкам, и факторы, обусловливающие эти значения. Макросоциология основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые иначе называют структурами, включают такие социальные институты, как семья, образование, религия, а также экономический и политический строй. Люди, с самого рождения, вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают их глубокое влияние. Макросоциологи уделяют основное внимание изучению взаимосвязей между различными частями общества, они стремятся выяснить так же, как изменяются эти взаимосвязи. Исследователи макросоциологического уровня, как правило придерживаются принципов одной из двух конкурирующих теорий: функционализма и теории конфликтов. Представители функционализма – Т. Парсонс, Р.Мертон и др. основываются на идее в определении частей общества, выделении и анализе их функций. Следующие пять пунктов определяют теоретические рамки современного функционализма. 1. Общество – это система частей, объединенных в единое целое. 2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд. 3. Дисфункции (нарушение функции), конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе, или укореняются в обществе. 4. Социальная интеграция формируется на основе согласия большинства граждан следовать единой системе ценностей. В противоположность указанного подхода сторонники существует и иной взгляд на развитие общества, в основе которого лежит конфликт. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт,что одни люди имеют власть над другими. Основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет. Дарендорф сформулировал следующие основные положения теории конфликта. 1. Главными отличительными чертами любого общества 2. Общественная структура основана на власти одних 3. У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; 4. Когда люди осознают свои общие интересы, они могут в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д. 5. Классовый конфликт обостряется, если: а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы. Функционализм и теория конфликта различны по своей сущности. Функционалисты обычно рассматривают общество как совершенно устойчивое и единое целое, а сторонники теории конфликта считают, что в нем/постоянно происходят изменения и возникают конфликты. Функционалисты придают важнейшее значение согласию всех членов общества в отношении общих ценностей, а последователи теории конфликта уделяют основное внимание проявлениям подавления одних членов общества другими. Имея сильные и слабые стороны, все эти теории позволяют по разному анализировать общество.
|