Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации
· Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами. · Вести постоянное наблюдение за пациентами. · Выполнять назначение врача-реаниматолога.
Лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами включает: 1) Утренний туалет пациентов (Умывание, обработка полости рта, обработка промежности и половых органов, смена белья, обработка пролежней) 2) Кормление пациентов 3) Ежедневную смену наклеек, фиксирующих катетеры в центральных и периферических венах. 4) Санацию трахеобронхиального дерева пациентав находящимся на ИВЛ 5) Уход за трахеостомой(смена повязки, обработка кожи)
Постоянное наблюдение за пациентами включает: 1) Контроль состояния сознания и психики. 2) Измерение пульса АД, ЦВД, температуры. 3) Измерение ЧДД 4) Контроль состояния операционной раны (промокание повязки кровью, нагноение раны) 5) Контроль баланса жидкости, измерение объема поступившей в организм жидкости(инфузии, пероральный прием жидкости, кормление через назагастральный зонд) 6) Измерение контроля жидкостных потерь(диурез, отделяемое по дренажам, желудочное содержимое) Все вышеперечисленные показатели регистрируются в реанимационной карте наблюдения за пациентом. Периодичность измерения показателей для каждого пациента определяется врачом реаниматологом
Медсестра выполняет следующие врачебные назначения: 1) Проведение инфузионной терапии 2) Проведение оксигенотерапии 3) Выполнение инъекций 4) Зондирование желудка 5) Катетеризацию мочевого пузыря 6) Постановка клизм 7) Введение препаратов в центральный периферический катетеры 8) Постановку банок и горчичников Все лечебные процедуры ивремя их проведения отмечаются на карте Наблюдения за реанимационным пациентом.
Медсестра обязана: 1) Владеть методами сердечно-легочной реанимации 2) Знать фармакологическое действие основных препаратов, используемых в повседневной практике отделения реанимации, правила их хранения и использования, возможные осложнения связанные с их применением. 3) Уметь подготовить к работе и подключить к пациенту контрольно-диагностическую и лечебную аппаратуру (кардиомонитор, электрокардиограф, наркозно-дыхательные аппараты, дефибрилятор) 4) Уметь распознать в ЭКГ-картине основные расстройства сердечного ритма и острый инфаркт миокарда. 5) Осуществлять стерилизацию аппаратуры и инструментов используемых в отделении реанимации. 6) Собрать укладку (набор) для катетеризации центральных вен, трахеотомии, люмбальной пункции, измерения ЦВД, пункции плевральной полости, интубации трахеи. 7) Вести соответствующую медицинскую документацию.
Нравственно-психологический аспект профессиональной деятельности медицинской сестры отделения реанимации: На медицинских сестер возложен огромный общественный долг – забота о сохранении здоровья людей и возвращении в строй заболевших, т.е. им поручено физическое здоровье и жизнь человека. Взаимоотношения медицинских сестер с пациентами в отделении реанимации и интенсивной терапии имеют свои особенности. Пациенты, поступающие сюда, как правило, находятся в тяжелом состоянии. Уже сам факт срочной госпитализации большинству пациентов наносит большую психическую травму, вызывает серьезные опасения за жизнь, кажущееся или действительное крушение жизненных планов и надежд. Слово «реанимация» часто действует на больных устрашающе. Кроме того, моральные переживания у них нередко сочетаются с тяжелыми физическими страданиями. Термин «медицинская деонтология» ввел в здравоохранение и раскрыл его содержание известный хирург Н.Н. Петров. В книге «Вопросы хирургической деонтологии» он определяет понятия этики и деонтологии следующим образом: этика, по его мнению, рассматривает вопросы, связанные с личными качествами врача и медицинской сестры, их моральным обликом, а медицинская деонтология касается этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей. Иными словамши, под этикой следует понимать учение о нравственности медработника и нормах его поведения, что же касается медицинской деонтологии, то это – учение о должном поведении медицинского работника в процессе оказания им медицинской помощи. Исходя из этого, медицинскую деонтологию следует рассматривать как часть медицинской этики. Выдающаяся роль в определении основных проблем медицины принадлежит основоположнику научной медицины древнегреческому врачу Гиппократу. Идеи, изложенные им в знаменитой «Клятве», в книгах «О враче», «О благоприличном поведении» и др., не утратили своей актуальности и в наши дни. Лучшие представители мировой медицины считали себя наследниками нравственных принципов этого величайшего врача древности. Современно звучат и сейчас слова, сказанные великим древнегреческим врачом: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости… В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного… Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной». Отечественная медицина, начиная с древнейших времен и до наших дней, всегда утверждала высокие нравственные принципы как непременную основу всей врачебной деятельности. Одним из первых отечественных врачей, отметивших особое значение нравственных принципов во врачебной деятельности, был Данила Самойлович, который подчеркивал, что сама сущность медицинской деятельности предполагает обязательное наличие в характере врача и медицинской сестры таких нравственных качеств, как искренность, правдивость, отзывчивость, простота. Он страстно клеймил скупость и жадность, считая их наибольшим позором для медика, призывал своих многочисленных учеников быть милосердными, сочувствующими, любить своего ближнего, как самого себя. Пропагандистом нравственных принципов в отечественной медицине был известный врач М.Я. Мудров – основоположник отечественной клинической медицины. В своих работах «Слово о благочестии и нравственных качествах гиппократова врача» и «Слово о способе учить и учиться медицине практической или деятельному врачебному искусству при постелях больных» М.Я. Мудров на целую эпоху опередил своих современников, например, в понимании роли психологического воздействия врача на больного. До него никто так образно не писал о «…душевных лекарствах, которые врачуют тело. Они почерпаются из науки мудрости, чаще из психологии. Сим искусством печального утешишь, сердитого умягчишь, нетерпеливого успокоишь, бешеного остановишь, дерзкого испугаешь, робкого сделаешь смелым, скрытого откровенным, отчаянного благонадежным. Сим искусством сообщается больным та твердость духа, которая побеждает телесные боли, тоску, метание и которая самые болезни тогда покоряет воле больного». Дальнейшему развитию нравственных принципов во многом способствовали взгляды выдающегося русского терапевта С.П. Боткина, презиравшего невежество и самомнение, требовавшего от медицинских работников скромности. Он акцентировал внимание на том, что для того, чтобы быть хорошим врачом, «необходимо иметь истинное призвание к деятельности практического врача, чтобы сохранить душевное равновесие при различных неблагоприятных условиях его жизни, не впадая при неудачах в унынье или самолюбование при успехах. Нравственное развитие врача-практика поможет ему сохранить то душевное равновесие, которое дает ему возможность исполнить священный долг перед ближним и перед родиной, что и будет обусловливать истинное счастье его жизни». Именно С.П. Боткин первым в отечественной медицине поставил вопрос о необходимости создания своеобразного нравственного кодекса русского врача. Очень трудной задачей для медицинской сестры является поведение у постели тяжелобольного. В связи с этим трудно переоценить роль медицинской сестры, длительно остающейся наедине с такими больными, в создании благоприятного психологического климата в палате, укреплении веры больных в свои силы и всегда живущей в них надежды на выздоровление. Между тем в отделениях интенсивной терапии, оснащенных разнообразной и все усложняющейся диагностической аппаратурой, при определенных условиях создается опасность ослабления непосредственных контактов медицинского персонала с больным. Внимание к приборам и аппаратуре иногда заслоняет личность больного и его переживания. Сейчас все чаще говорят об опасности техницизма, «дегуманизации» и «деперсонализации» медицины. Иногда даже забывают просто по-человечески поговорить с больным, ободрить его. Известный терапевт В.X. Василенко шутливо заметил, что иногда ленты многочисленных графических методов оплетают медицинских работников, «как змеи Лаокоона и его сыновей». Тяжело больному человеку нельзя дать понять, что состояние его безнадежно. В этом отношении не лишен основания афоризм: «Нет безнадежных больных, есть безнадежные врачи». При установлении контакта необходимо понять переживания больного и сочувственно принять их. Большое значение имеет готовность медицинского работника к состраданию. Сочувственный отклик на жалобы больного, стремление по возможности облегчить его болезненные переживания порой оказывают не меньшее лечебное действие, чем назначение медикаментозных средств, и вызывают горячую благодарность со стороны пациентов. Иногда важно просто выслушать больного, но не формально, а с элементами эмпатийного участия, соответственно реагируя на услышанное. Умение слушать является одним из важных свойств хорошего медицинского работника. Умение выслушать больного помогает получить самую необходимую информацию о больном. Кроме того, во время беседы больной успокаивается, снимается его внутренняя напряженность. В отделении интенсивной терапии больные должны всегда встречать доброжелательное, вежливое и тактичное отношение. Все медицинские манипуляции нужно выполнять с «мягкой настойчивостью», уверенно, без тени растерянности и испуга в глазах, какая бы обстановка ни возникла. Всегда нужно помнить, что больные остро воспринимают любые выражения и отдельные слова относительно их болезни и состояния. Вот почему нужно избегать произносить у постели больного непонятные для него профессиональные термины и суждения. Служебные разговоры следует вести за пределами палаты. Напротив, больному бывает полезно услышать о положительных изменениях в его состоянии, благоприятных сдвигах в объективных данных и даже результатах некоторых анализов. Следует помнить, что больной внимательно следит не только за содержанием разговора, касающегося его заболевания, но также обращает внимание на мимику, жестикуляцию и интонацию, сопровождающие беседу. Поэтому врач и сестра должны быть в некоторой мере актерами, умеющими убедительно внушить больному нужную информацию. Медицинская сестра в отделении интенсивной терапии круглосуточно находится рядом с пациентами. Она должна не только внимательно следить за их состоянием, но и активно интересоваться их самочувствием, их нуждами и быть всегда готовой своевременно обеспечить необходимую помощь. Очень хорошо, если больные ждут и желают прихода медицинской сестры. Чуткость, человечность, простота в обращении, знание дела – вот залог подлинного профессионализма медицинского работника. Это и составляет суть этики и деонтологии медицинской сестры отделения интенсивной терапии. [5. 30 – 35 с.; 6. 267- 280 с.]
|