РАЗНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛОВ
Для развития конфликта нам надо понять, чем заряжен каждый из противников. Чем больше разность потенциалов, тем ярче искра конфликта. Разность потенциалов может быть тончайшей щелью в отношениях. Мы вводим в нее нож анализа и осторожно раздвигаем эту щель конфликтом. Нет такой ситуации, в которой профессиональный рассказчик и режиссер не могли бы развить конфликт. Чем больше разность потенциалов, тем ярче искра конфликта. Один убегает, другой догоняет - тут все ясно. Он заряжен убийством, я заряжен спасением. Один обвиняет, другой защищается в суде - тут заявлены очевидные противоположные интересы. Но вот двое беседуют: — Ты меня любишь? — Я тебя люблю. Есть ли тут конфликт? Чтобы ответить, надо найти, чем заряжен каждый персонаж. Она заряжена любовью. У него есть вещи поважней. Он отвечает, не поднимая головы. Он считает деньги. Именно теперь, когда она хочет сообщить, что у нее будет ребенок!.. Развивайте конфликт в событие, вы дойдете до слез, истерики. А ведь началось с нежного поцелуя. — Ты меня любишь? — Я тебя люблю. Она заряжена страхом. Ей одиноко,она в панике. Он заряжен уверенностью. ''Успокойся, Я тебя спасу", — говорит его заряженность. Конфликт грозит извне. — Ты меня любишь? — Я тебя люблю. Она-то любит. А он — мерзавец и сутенер. Только она не догадывается об этом. Раздвинем тонкий, как волосок, зазор разности потенциалов. Он может превратиться в пропасть события. В конфликте важны не слова, а намерения. Важно то, чем заряжены персонажи на длительный срок. Важно то, что определяет доминанту поведения в конфликте. Конечно, понять поведение в сцене можно, только исходя из всей роли. Каждое событие — часть единого конфликта всего фильма. Но в любой сцене мы можем найти, развить и превратить в событие этот зазор. В развитых отношениях разность потенциалов уже на старте велика. — Ты меня любишь? — Я! Тебя! Люблю! — орет он ей в лицо. На самом деле он ее ненавидит. Но он в капкане, и она его не выпустит. А вот отношения набухают разностью потенциалов. — Ты меня любишь? — Я?.. Тебя?.. Люблю... — вздыхает он. Вроде бы любит. А может, и не очень... Он пожимает плечами. Она плачет. Он утешает... Конфликт покатился. Зазор в разности потенциалов может быть едва заметен, но корни конфликта, как правило, растут из предыдущих сцен. — Тебе нравится Отелло? — Мне очень нравится Отелло. —Тебе егожалко? — Мне его очень жалко. — А Дездемону жалко? — Конечно, жалко. Два человека мирно обсуждают только что увиденный фильм. Им обоим нравятся те же сцены, те же артисты, их восхищают одни и те же моменты. Но один культурнее и хочет показать это другому. Это уже повод для конфликта. Или один хочет понравиться другому, убедить его в душевной близости. Двое влюбленных целуются. Зеленые попугайчики так целуются клювами всю жизнь и счастливы на ветке. Но мальчик хочет больше, чем может предложить подружка. Он добивается, она сопротивляется. Она боится его потерять. А он прет, как танк. Возникает безвыходная ситуация. Теперь характеры проявятся без масок. Люди в машине. Они друзья и едут к общей цели. За рулем лихач — конфликт. Слишком осторожен и медлителен, а время не терпит - конфликт. Двое делают общую работу. Но для одного она смысл жизни, а другой ради нее бросил что-то более важное - конфликт. Если есть возможность столкнуть партнеров в сцене лицом к лицу, мы всегда можем развить их отношения как конфликт. И это лучшее из всего, что мы можем сделать в драме. Главная задача развития конфликта - заставить зрителей вместе с актерами пережить эмоциональный опыт персонажей. Это и есть сопереживание. Вовлечь зрителей в сопереживание не простое дело. Конфликт лучше всего поможет этому. Потому что при конфликте эмоции рождаются в конкретной борьбе на наших глазах. Нашим эмоциям прочерчивается путь развития — мы следуем ему, и эмоции растут. Как только сопереживание достигнуто, сцена состоялась.
|