Студопедия — История отечественной литературы (Белопольская)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История отечественной литературы (Белопольская)






История отечественной литературы (Белопольская)

Содержание дисциплины

Часть I. История русской литературы к. 1890-х – сер. 50-х г.

Раздел I. Литература конца XIX - начала XX вв. (1890-е – начало 1920-х гг.).

Конец XIX - начало XX вв. как особый, переломный исторический период в развитии общественной и художественной жизни России.

Периодизация литературного процесса конца XIX - начала XX в.

Традиции реалистической классики и новые черты реализма в словесном искусстве. Писатели реалистических течений 1890-1900-х гг. как "наследники" традиций Л. Толстого и А. Чехова. Писатели круга "Среды" и "Знания" (И. Бунин, А. Куприн, М. Горький Л. Андреев, И. Шмелев и др.). Новое понимание проблемы взаимоотношения личности и среды. Общественный подъем и революция 1905 г. Новые социально-исторические идеи в творчестве "знаньевцев".

Формирование первых модернистских течений в литературе и других видах искусства. Русский модерн.

Понятие о модернизме, декадансе и символизме. Символизм 1890-х гг. Философские истоки эстетической теории символистов. Основные манифесты символистов «старшего» поколения. Отношение символистов к реализму. Проблема символа и мифа. Две концепции искусства в символизме 1890-х гг. В. Брюсов и Д. Мережковский о задачах и целях искусства.

Поэзия и проза старшего символизма.

Новые имена в символизме в 1900 г. Младосимволизм. Проблема жизнетворчества. Воздействие на историко-философские и эстетические воззрения символистов идей и поэзии Вл. Соловьева. Концепция всеединства. Поэтическое творчество Вяч. Иванова.

Символизм и И. Анненский.

Революция 1905 г. Ее роль в развитии философской и эстетической мысли эпохи. Проблема «революция и интеллигенция». Сб. «Вехи». Начало кризиса символизма как литературной школы.

1910-1921 гг. Кризис символизма. Дискуссия о символизме. Статья М. Кузмина «О прекрасной ясности». Появление новых литературных школ. Акмеизм как «третья парадоксальная волна символизма» (Б. Эйхенбаум). Возникновение «Цеха поэтов» (Н. Гумилев, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). Литературные манифесты, общественные позиции, поиски в области поэтической формы. Разнородность акмеистического движения. Роль стилизации в творчестве акмеистов. Акмеизм и творчество И. Анненского ("Тихие песни", “Кипарисовый ларец”).

Литературный авангард 1910-1920-х гг. Футуризм как одно из течений русской литературы "авангарда" в предреволюционную эпоху. "Эгофутуризм" (И. Северянин и др.). "Кубофутуристы" (В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, А. Крученых, В. Маяковский и др.). Группа "Центрифуга" (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак). Имажинизм и футуризм. Группа «Мезонин поэзии». Литературные манифесты футуристов, их общественные позиции. Неоднородность футуризма, его внутренняя противоречивость. Проблема "футуризм и культура". Концепция "самовитого слова". Футуризм и изобразительное искусство.

"Новокрестьянская" поэзия 1910-х гг. Творчество С. Клычкова, Н. Клюева («Красная песня», «Братья, мы забыли подснежник…»), С. Есенина, П. Орешина («Я, господи»). Поэзия крестьянских поэтов и символизм. Н. Клюев и "Цех поэтов".

Развитие пролетарской поэзии в 1910 г. Стихи Д. Бедного, А. Гастева, В. Кириллова и др.

Неоклассицистические тенденции в русской поэзии 1910-х и 1920-х гг.. Поэзия М. Волошина, В. Ходасевича.

Синтез принципов реализма и модернизма и его индивидуально-творческое проявление в творчестве Б. Зайцева, Л. Андреева, А. Ремизова.

Феномен прозы В. Розанова.

Война и революция 1917 г. Раскол в писательской среде на почве отношения к Октябрьской революции и Советской власти.

Раздел II. Литература начала 1920-х - середины 1950-х гг.

Революция и судьбы русской литературы. С 1922 г. - третий период развития творчества писателей «серебряного века». Высылка из России писателей, философов, ученых, отказавшихся сотрудничать с Советской властью.

"Два потока" русской литературы: литература СССР и русского зарубежья. Их взаимоотношение в 1920-е гг. Понятие «первой волны» русской эмиграции. Темы России и революции, судеб российской и европейской цивилизаций в творчестве поэтов и прозаиков «серебряного века» в эмиграции. Эмигрантские произведения о гражданской войне (Р. Гуль «Ледяной поход», А. Деникин «Очерки русской смуты»), об интеллигенции и революции (М. Осоргин «Сивцев Вражек»), о роли личности в истории (романы М.Алданова «Ключ», «Бегство», «Пещера»).

Литературные группы и объединения в СССР: "скифы", комфуты, Леф, "Серапионовы братья", конструктивисты, имажинисты, обэриуты, "Перевал", Пролеткульт, "Кузница", "Октябрь", ассоциация пролетарских писателей, Всероссийское общество крестьянских писателей, "неокрестьянские" писатели и др. Их философские, политические и эстетические платформы.

Содержание дискуссий о социалистическом реализме, вульгарном социологизме, формализме, литературном языке.

Постановление ЦК ВКП (б) "О перестройке литературно-худо-жественных организаций" и его последствия. Первый Всесоюзный съезд советских писателей.

Гражданская война в прозе 1920-х гг. Особенности публицистики «Окаянных дней» И. Бунина и «Несвоевременных мыслей» М. Горького. Идейно-художественные концепции романа "Голый год" Б. Пильняка, книги «Конармии» И. Бабеля, романа "Белая гвардия" М. Булгакова, "Донских рассказов" М. Шолохова.

Героическая повесть ("Падение Даира" А. Малышкина, "Партизанские повести" Вс. Иванова).

Эпопеи А. Серафимовича "Железный поток", М. Шолохова "Тихий Дон" и А. Толстого "Хождение по мукам".

Героико-романтические романы Д. Фурманова "Чапаев" и А. Фадеева "Разгром".

Развитие реализма в русской литературе 1920-30-х гг. Философское содержание романов А. Платонова "Котлован", М. Булгакова "Мастер и Маргарита", "Белая гвардия", антиутопии Е. Замятина "Мы". Сатира в произведениях М. Булгакова, А. Платонова, Е. Замятина, М. Зощенко, И. Ильфа и С. Петрова (“12 стульев”).

Документально-историческая тенденция в прозе 1920-1930-х гг.

Романтизм в литературе 1920-1930-х гг.

Гражданская война в русской поэзии 1920-1930-х гг.

Поэтический авангард в поэзии первой половины 1930-х гг. (Д. Хармс, А. Введенский, Н. Олейников).

Драматургия 1920-1930-х гг.

Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей.

Литература СССР в годы Великой Отечественной войны. Основные темы. Принципы патриотизма и народность в освещении войны.

Песенное творчество военных лет (М. Исаковский, А. Сурков, В. Лебедев-Кумач, А. Фатьянов и др.).

Лирика «фронтового поколения» (М. Дудин, М. Луконин и др), поэтов, погибших на войне (Н. Майоров, М. Кульчицкий, А. Лебедев и др.).

Развитие стихотворной сатиры.

Лиро-эпос военных лет. «Василий Теркин» А. Твардовского как произведение народно-героического эпоса.

Рассказ, повесть, роман и их жанрово-стилевые модификации в литературе 1940-х гг.

Социально-психологическая проза 1940-х гг. Историческая проза Великой Отечественной войны. Драматургия Великой Отечественной войны. Психологическая драма («Офицер флота» А. Крона, 1-я редакция «Вечно живых» В. Розова, «Метелица» В. Пановой).

Историческая драматургия военных лет. Дилогия А. Н. Толстого об Иване Грозном, стихотворные трагедии И. Сельвинского.

Кинодраматургия 1930-1940-х гг.

Послевоенная поэзия.

Сложность и противоречивость поэтического развития послевоенных лет (нападки на произведения А. Ахматовой, Н. Асеева, Л. Мартынова, М. Исаковского, С. Орлова и др.). Признаки обновления, наметившиеся в поэзии к середине 1950-х гг.

Послевоенные повести о войне («В окопах Сталинграда» В. Некрасова, «Спутники» В. Пановой, «Звезда» Э. Казакевича).

Состояние драматургии во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. Социально-философская драма Л. Леонова «Золотая карета» (1-я редакция) как наиболее значительное произведение послевоенной драматургии.

«Теория бесконфликтности» и первые попытки ее преодоления в начале 1950-х гг.

Роль ХХ съезда КПСС в развитии литературы. Общественно-политическая «оттепель» и художественная литература. Второй Всесоюзный съезд советских писателей и его материалы.

Часть II. История русской литературы сер. 50-х – 2000-х гг.

Раздел I. Литература середины 1950-х - 1960-х гг.

Середина 1950-х гг. – новый период в развитии русской культуры и литературы.

Новый характер художественных конфликтов, стремление осознать во всей полноте обретения и трагедии истории.

«Лирический взрыв» в поэзии конца 1950-х и появление «лирической прозы» («Капля росы» и «Владимирские проселки» В. Солоухина, «Дневные звезды» О. Берггольц и др.) как выражение особого интереса к судьбе личности, к индивидуальному началу народной жизни.

Новые тенденции в изображении Великой Отечественной войны. «Судьба человека» М. Шолохова и ее роль в развитии литературы о войне. Появление «лейтенантской прозы» («Батальоны просят огня», «Последние залпы» Ю. Бондарева, «Иван» В. Богомолова, «Пядь земли» Г. Бакланова, «Убиты под Москвой» К. Воробьева).

Роль поэзии в формировании общественного сознания, преодоление догматизма.

Многообразие жанрово-стилевых исканий в драматургии 1950-х гг.

Раздел II. Литература 1960-х - 1980-х гг.

Отход от идеи либерализации. Диссидентство как явление, его выражение в литературном процессе. Значение рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в литературной и общественной жизни начала 1960-х гг.

Новый характер художественных конфликтов. Стремление осознать во всей полноте обретения и трагедии нашего пути.

Обогащение жанрово-композиционной и стилевой структуры произведений как выражение философских исканий: вхождение истории в современность; временная полифония (воспоминания, ретроспекции); вовлечение в контекст произведений с мифологическими мотивами.

Тематические и проблемные связи с литературой предшествующих периодов. Обращение к жанрово-стилевому опыту 1920-х гг.: активное использование условных форм изображения.

Становление и развитие «деревенской прозы».

«Лагерная» проза в контексте политических, философских и нравственных проблем общества Проблема взаимосвязи ушедшего, настоящего и будущего.

Поэзия 1960-1980-х гг. «Громкое» и «тихое» направление.

Драматургия «новой волны» Сегодняшнее восприятие драматургии «новой волны» как попытки изнутри осветить застойные явления в жизни общества.

Раздел III. Литература 1990-х - 2000-х гг.

Современная литературная ситуация. Распад Союза писателей СССР. Характеристика образовавшихся писательских объединений. Литературно-художественные и литературно-критические журналы, их размежевание и судьба в условиях рынка.

Современный литературный процесс. Споры о нем в критике. Изменение роли литературы в жизни общества. Ощущение у писателей необходимости поиска новых путей к уму и сердцу читателей.

Пестрота «литературного пейзажа», характеристика выделившихся в нем основных писательских групп (носители национально-патриотических интересов, литературы «демократического толка», элитные салоны и издания, объединяющие писателей, творящих для избранной публики). Ослабление групповой борьбы и журнальной полемики.

«Возвращенная» литература, её роль в современном литературном процессе.

Три волны литературы русского зарубежья.

А. Солженицын и литература русского зарубежья.

Творческая судьба писателей старшего поколения, «сорокалетних» писателей.

Литературно-поэтический процесс 1990-х гг.

Драматургия и театр на современном этапе.







Дата добавления: 2015-06-12; просмотров: 501. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия