Фамусовское общество
Идейно-тематическое содержание комедии раскрывается в её образах и в развитии действия. Большое количество действующих лиц, представляющих московское дворянское общество, дополняется так называемыми внесценическими образами, т. е. такими персонажами, которые не появляются на сцене, но о которых мы узнаём по рассказам действующих лиц. Так, к фамусовскому обществу относятся такие внесценические персонажи, как Максим Петрович, Кузьма Петрович, «Нестор негодяев знатных», помещик — любитель балета, Татьяна Юрьевна, княгиня Марья Алексеевна и многие другие. Эти образы позволили Грибоедову раздвинуть рамки сатирической картины за пределы Москвы, включить в пьесу и придворные круги. Благодаря этому «Горе от ума» вырастает в произведение, которое даёт широчайшую картину всей русской жизни 10—20-х годов XIX века, верно воспроизводя ту общественную борьбу, которая с большой силой развернулась в это время во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины. Остановимся прежде на защитниках старины, на консервативной массе дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Как характеризует его Грибоедов? 1. Люди фамусовского круга, особенно старшее поколение, являются убеждёнными сторонниками самодержавно-крепостнического строя, заядлыми реакционерами-крепостниками. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. С благоговением вспоминает Фамусов о дворе царицы. Говоря о вельможе Максиме Петровиче, Фамусов противопоставляет двор Екатерины новому придворному кругу: Тогда не то, что ныне: При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд... Раскланяйся тупеем не кивнут. Вельможа в случае тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе. Тот же Фамусов несколько позднее говорит о недовольстве старичков новыми временами, политикой молодого царя, кажущейся им либеральной. А наши старички? — Как их возьмёт задор, Засудят об делах, что слово — приговор, — Ведь столбовые все, в ус никого не дуют, И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их... беда! Не то, чтоб новизны вводили, — никогда, Спаси нас боже!.. Нет... Как раз новизны-то и боятся эти «прямые канцлеры в отставке по уму», враги свободной жизни, которые свои «сужденья черпают из забытых газет времён Очакова и покоренья Крыма». На первых порах царствования Александра I, когда он окружил себя молодыми друзьями, казавшимися этим старичкам свободомыслящими, они в виде протеста ушли со службы. Так поступил известный адмирал Шишков, вернувшийся к государственной деятельности только тогда, когда политика правительства приняла резко реакционное направление. Таких Шишковых особенно много было в Москве. Они и задавали здесь топ жизни; Фамусов убеждён, «что без них не обойдётся дело», они будут определять политику. 2. Фамусовское общество крепко охраняет свои дворянские интересы. Человека здесь ценят только по его происхождению и богатству, а не по личным качествам: Вот, например, у нас уж исстари ведётся, Что по отцу и сыну честь; Будь плохонький, да если наберётся Душ тысячки две родовых, Тот и жених. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в семью не включат, на нас не подиви, Ведь только здесь ещё и дорожат дворянством. Это говорит Фамусов. Такого же мнения придерживается и княгиня Тугоуховская. Узнав, что Чацкий не камер-юнкер и не богат, она перестаёт им интересоваться. Споря с Фамусовым о количестве крепостных душ у Чацкого, Хлёстова с обидой заявляет: «Уж чужих имений мне не знать!» 3. Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, например, одного помещика, который своих слуг, не раз спасавших ему честь и жизнь, обменял на трёх борзых собак. Хлёстова приезжает на вечер к Фамусову в сопровождении «арапки-девки» и собачки и просит Софью: «Вели их накормить ужо, дружочек мой, от ужина сошли подачку». Рассердившись на своих слуг, Фамусов кричит швейцару Фильке: «В работу вас! на поселенье вас!» 4. Цель в жизни для Фамусова и его гостей — карьера, почести, богатство. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора, — вот образцы для подражания. Фамусов ухаживает за Скалозубом, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что тот «и золотой мешок, и метит в генералы». Служба в фамусовском обществе понимается только как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Они не занимаются делами по существу, Фамусов только подписывает бумаги, которые представляет ему его «деловой» секретарь Молчалин. Он сам в этом признаётся: А у меня, что дело, что не дело. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Занимая важный пост «управляющего в казённом месте» (вероятно, начальника архива), Фамусов пристраивает у себя своих родственников: При мне служащие чужие очень редки: Всё больше сестрины, свояченицы детки... Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку! Протекция, кумовство — обычное явление в мире Фамусовых. Не об интересах государства, а о личной пользе заботятся Фамусовы. Так обстоит дело на гражданской службе, но то же видим мы и среди военных. Полковник Скалозуб, как бы вторя Фамусову, заявляет: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: ; Мне только бы досталось в генералы. Он довольно успешно делает свою карьеру, откровенно объясняя это не своими личными качествами, а тем, что обстоятельства ему благоприятствуют: Довольно счастлив я в товарищах моих, — Вакансии как раз открыты: То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты. 5. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность — все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина. Начав свою службу в Твери, Молчалин, не то мелкий дворянин, не то разночинец, благодаря покровительству Фамусова был переведён в Москву. В Москве он уверенно продвигается по службе. Молчалин прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года как он на службе у Фамусова, а уже успел «три награжденья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому-то Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, и предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры: А впрочем, он дойдёт до степеней известных, | Ведь нынче любят бессловесных. Такие ловкие секретари в тот «век покорности и страха», когда служили «лицам, а не делу», выходили в знатные люди, достигали высоких постов по службе. Репетилов рассказывает о секретарях своего тестя: Секретари его все хамы, все продажны, Людишки, пишущая тварь, Все вышли в знать, все нынче важны. У Молчалина есть все данные стать впоследствии важным чиновником: умение подслужиться к влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения своей цели, отсутствие всяких нравственных правил и в придачу ко всему этому два «таланта» — «умеренность и аккуратность». 6. Консервативное общество Фамусовых-крепостников, как огня, боится всего нового, прогрессивного, всего того, что может угрожать его господствующему положению. Фамусов и его гости проявляют редкое единодушие в борьбе пригни идей и взглядов Чацкого, который кажется им вольнодумием, проповедником «безумных дел и мнений». А так как источник этой «вольности», революционных идей все они видят в просвещении, ТО общим фронтом они и выступают против наук, учебных заведений, просвещения вообще. Фамусов поучает: Ученье — вот чума, учёность — вот причина, Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом: Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь. Фамусову вторит. Скалозуб: Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий, — Там будут лишь учить по-нашему: раз, два, А книги сохранят так: для больших оказий. Против рассадников просвещения — «пансионов, школ, лицеев», педагогического института, где «упражняются в расколах и безверьи профессора», выступают и Хлёстова, и княгиня Тугоуховская. 7. Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их чуждыми своему народу. Чацкий возмущается системой воспитания, царящей в дворянских домах Москвы. Здесь воспитание детей с самых юных лет поручалось иностранцам, обычно немцам и французам. В результате дворяне отрывались от всего русского, в их речи господствовало «смешенье языков французского с нижегородским», с детства прививалось убеждение, «что нам без немцев нет спасенья», прививался «нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» всему иностранному. «Французик из Бордо», приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил». Таково то фамусовское общество, которое с таким художественным мастерством выведено Грибоедовым в его комедии и в котором отображены типичные черты всей массы дворян-крепостников того времени. Это дворянство, проникнутое страхом перед нарастающим освободительным движением, сплочённо выступает против передовых людей, представителем которых является Чацкий.) Это общество выведено в замечательной комедии Грибоедова в ярких индивидуализированных образах. Каждый из них — правдиво нарисованное живое лицо, со своеобразными чертами характера и особенностями речи. В своей статье «О пьесах» Горький писал: «Действующие лица пьесы создаются исключительно и только их речами, т. е. чисто речевым языком, а не описательным. Это очень важно понять, ибо для того, чтобы фигуры пьесы приобрели на сцене, в изображении её артистов, художественную ценность и социальную убедительность, необходимо, чтоб речь каждой фигуры была строго своеобразна, предельно выразительна... Возьмём для примера героев наших прекрасных комедий: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, Городничего, Расплюева и т. д., — каждая из этих фигур создана небольшим количеством слов и каждая из них даёт совершенно точное представление о своём классе, о своей эпохе». Посмотрим, как зарисованы Грибоедовым отдельные герои его комедии. Московский "свет" дорожит своим дворянством, надёжно охраняет крепостнические идеалы. Грибоедов подчёркивает жестокость помещиков по отношению к крепостным. "Чужие" - Молчалин, Загорецкиий - должны лицемерить, угождать, притворяться.
2. Представители Фамусовской Москвы относятся к службе как к средству "чины добывать", "награжденья брать и весело пожить". 3. Главной человеческой ценностью в московском свете является "золотой мешок", а ум и высокие душевные качества становятся источником горя. 4. До гротеска доводится Грибоедовым ненависть Фамусовского общества к просвещению и культуре ("Ученье - вот чума, учёность - вот причина") 5. Автор показывает, что в общественном сознании, бытовом укладе, языке, принципах воспитания господствует безумное копирование западноевропейских образцов. Причину сумасшествия Чацкого представители Фамусовской Москвы связывают с просвещением. Книги, формирующие ум, развивающие мысль, несут инакомыслие (свободомыслие). Такой ум для них страшен. Страх и рождает сплетни, поскольку бороться другими средствами такое общество не в силах. Чацкий сразу ставит себя вне правил этого общества, нравственным законом которого является обман.
|