Студопедия — Креативность
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Креативность

Раннее развитие - это не подготовка к детскому саду

Я получаю много писем. Некоторые не согласны с моими взглядами, хотя большинство разделяют их. К сожалению, многие рассматривают раннее воспитание как подготовку к детскому саду или как воспитание талантов. Одна мать пишет: "Мне кажется, главная проблема в несовершенстве школьного образования, а не в раннем детстве. Я сомневаюсь, что современная школа может продолжить то, что начато в раннем воспитании. Единственный критерий в школе - оценка на экзамене. Не убивает ли эта система все остальные задатки ребенка, которые удалось частично развить в раннем детстве?" Я тоже сомневаюсь в разумности школьной системы в Японии, где все дети поступают в шесть лет в школу, учатся по одной и той же программе, чтобы потом поступить в высшее учебное заведение. Эта система равно неудовлетворительна для талантливых детей, которым слишком легко, и для неспособных детей, которым слишком трудно. Стандартное образование не может воспитать людей, способных принять на себя ответственность за развитие общества в XXI веке. Именно из-за несовершенства образовательной системы я придаю такое значение раннему развитию. При правильном воспитании в раннем возрасте ребенок и в школе учится лучше. Он легче переносит систему "добывания оценок" в школе. Если были посеяны хорошие семена в наиболее критический период раннего развития, ребенок вырастет достаточно крепким, чтобы противостоять любым трудностям. Более того, я не верю, что существующая система образования останется вечно. Я уверен, что родители добьются необходимых изменений. Таким образом в их руках находится судьба общества и будущих поколений. Раннее воспитание не требует ни дополнительного времени, ни денег Родители часто возражают мне: "У меня нет ни денег, ни времени столько заниматься своим ребенком. Ваши идеи для тех, у кого все это есть". Воспитание ребенка - это вовсе не вопрос времени и денег. Конечно, есть немало родителей, которые водят ребенка на уроки музыки или иностранных языков исключительно из престижных соображений. Не удивительно поэтому, что многие относятся к раннему развитию, как к занятию для богатых. Но это только внешнее впечатление. Действительно, менее обеспеченным родителям не просто найти время и деньги для таких занятий с детьми, но уроки музыки или языка - это не единственный способ развить задатки вашего ребенка. Любящие родители найдут и другие возможности обучения. Если бы время и деньги играли столь большую роль, как многие считают, то чем тогда можно объяснить тот факт, что в богатых семьях часто вырастают оболтусы, а в бедных - талантливые дети. Значит, дело здесь не только в деньгах, а главным образом в родительской любви и старании.

 

Без перспектив на будущее невозможно правильное воспитание

В современной системе образования в Японии все молодые люди, окончившие школу, могут поступать в высшее учебное заведение независимо от происхождения, социального статуса или имущественного положения. Это само по себе прекрасно, но эта система породила одно зло - высшее образование стало восприниматься как самоцель и явно переоцениваться. Считается, что нельзя сделать хорошую карьеру без высшего образования, поэтому все учатся. Диплом хорошего университета гарантирует работу в престижной компании. Все идут по одной и той же дороге, сдавая экзамены за экзаменами, начиная с начальной школы. Поэтому раннее воспитание воспринимается родителями как первая ступенька на длинном пути, ориентированном на бесконечную сдачу экзаменов. Как долго продержатся сеюдняшние ценности в нашем быстро меняющемся мире? То, что ценно сегодня, может не иметь никакой цены завтра, а тем более через двадцать-тридцать лет, когда сегодняшний ребенок превратится во взрослого. Ваш ребенок вырастет бесполезным человеком если вы будете его воспитывать, исходя из ценностей сегодняшнего дня.

Нет ничего важнее воспитания детей

"Я так занята с ребенком, что у меня нет времени на его образование. Теории теориями, но где взять время на их воплощение". Матери часто реагируют на мои советы таким образом. Я убежден, что не следует отделять уход за ребенком от его воспитания. Это ведь одно и то же. Ваше к нему отношение уже оказывает на него воздействие. Некоторые матери считают, что должны работать ради ребенка, другие считают, что главное накормить его. Самое лучшее воспитание для ребенка - это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей - это воспитание детей. Если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?

Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Задача этой книги как раз в этом и состоит. Я надеюсь, родители, читающие эту книгу, не будут на меня в обиде за это. Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно. Для этого им надо все время учиться и думать. Родители должны сами выбрать метод воспитания, который кажется им наиболее убедительным. Я не имею в виду, что им следует посещать учебные заведения. Самообразования вполне достаточно. Те, кто готовят себя в учителя, не только глубоко изучают предмет, который они собираются преподавать, но также детскую психологию, возрастную, педагогику. Точно так же и мать, которая является первым и главным своего ребенка, должна освоить основы педагогики, чтобы воспитывать ребенка со знанием дела.

 

Учитесь у своего ребенка

Одна из ловушек в которую часто попадают матери - это самонадеянность. Исходя из самых лучших намерений, мать может незаметно стать диктатором, все время навязывая ребенку свою волю. Эта тенденция усиливается от того, что мать ведет уединенный образ жизни в период ухода за малышом. Мать не должна чувствовать, что она одна отвечает за ребенка, что вся нагрузка по уходу за младенцем лежит только на ней. И не только муж должен помогать ей, если возможно, но и дедушки и бабушки, чтобы она могла участвовать в жизни и за порогом дома. Но главное - это все время учиться у своего ребенка, чтобы не впасть в привычку относиться к нему свысока, исходя из своих собственных понятий и своих собственных нужд. "Все мы родом из детства". Я бы даже сказал, что "ребенок - учитель взрослого". Это относится не только к младенчеству, но и ко всей жизни. Каждому взрослому есть чему поучиться у ребенка. С давних времен человек стремился познать самого себя. Этому были посвящены такие науки, как биология, медицина, психология. Я не считаю, что родители должны посещать курсы по биологии или философии, но и успокаиваться на достигнутом тоже не следует, чтобы не потерять объективность при оценке своего собственного поведения. Также важно объективно оценивать поведение и чувства своего ребенка. При таком подходе мать будет постоянно делать открытия, которые помогут ей в воспитании.

Мать может помочь своему ребенку скорее, чем отец

История знает немало гениев, которые внесли гигантский вклад в развитие человечества, но в личной жизни они, как правило, были несчастны, поскольку были эмоционально неуравновешенными и физически слабыми. Люди не рождаются ни гениями, ни неудачниками. Биографии великих людей часто обнаруживают, что их личная неустроенность уходит корнями в детство. Например, часто их родители, и особенно отцы, были слишком усердными воспитателями. Конечно, само по себе это хорошо, более того, только благодаря своим отцам их таланты развились так блестяще. Однако, такие отцы, экономя время для полезных занятий, не позволяли своим детям играть со сверстниками, лишая их общения и физической тренировки. Как ни талантливы эти люди, но в личной жизни они бывали несчастливы из-за неправильного воспитания. Возьмем, например, французского философа Блеза Паскаля, автора знаменитых "Мыслей". Его воспитывал отец в большой строгости. Отец Паскаля возлагал большие надежды на сына. Он оставил государственную службу, чтобы полностью посвятить себя его воспитанию. Он учил его географии, истории, философии, языкам и математике, не заставлял зубрить, а развивал его ум осторожно и последовательно. Паскаль стал знаменитым математиком, физиком и религиозным философом. Многие помнят его знаменитое высказывание: "Человек - это просто слабая тростинка, но тростинка мыслящая". Но мало кто знает о его признании, что у него не было ни одного счастливого дня за всю жизнь. Влез Паскаль прожил только 39 лет. Его мать умерла, когда ему было три года, и он фактически не знал материнской ласки. Лишенный общества сверстников, он общался только со своим отцом и жил в постоянной строгости. Конечно, это не могло не сказаться на его здоровье и психике. Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности. Вот почему так важно материнское воспитание в раннем возрасте.

 

Не насилуйте волю малыша

Воспитание часто ассоциируется с насилием над личностью, с игнорированием желаний ребенка. Конечно, малыш еще не может выразить свои желания, но мать должна уметь их распознавать. В этом состоит одна из ее главных задач. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя. Вероятно, от того, что образование предполагает передачу знаний от учителя к ученику, каждый, кто оказывается в роли учителя или воспитателя, невольно становится в позу дающего. Лично я считаю, что в этом смысле лучшее обучение находится раз за пределами того, что мы называем образованием. Например, ни один родитель не считает, что он обучает ребенка родному языку. Тем не менее, общение с родителями побуждает ребенка учиться говорить, хотя это и не называется образованием. Материнская речь, чувства и поступки всегда передаются ребенку, влияя на становление его характера и способностей. Другими словами, их общение уже само по себе "образование". Обучение ребенка различным навыкам - это только одна сторона образования. Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения. Таким образом, раннее развитие ребенка зависит от вдумчивости и внимания матери и тех, кто его окружает. Автор книги "Великие мира сего" немецкий химик Оствальд считает, что таланты воспитываются книгами и поощрением. Родители великих людей не навязывали им книги - они окружали ими их с детства. Им никогда не говорили: "Я хочу, чтобы ты стал великим человеком". Им говорили иначе: "Я не сомневаюсь, что ты можешь стать великим человеком".

 

Не прерывайте воспитание своего ребенка

Только в одной Японии рождается больше двух миллионов детей ежегодно. В старые времена в семьях обычно бывало по пять-шесть детей в соответствии с заповедью: "Плодитесь и размножайтесь". Сейчас средняя семья имеет обычно двоих детей. Другими словами, большинство из этих двух миллионов детей были заранее запланированы. Этим детям очень повезло - они желанные дети. Однако все они получают должный уход и образование? Боюсь, что нет. Хотя родители и планируют заранее рождение ребенка, тем не менее, когда он появляется на свет, они часто предоставляют его самому себе. Не вызывает сомнения, что в первые три года жизни воспитанию ребенка необходимо уделять особое внимание. Сегодня многие матери прерывают беременность без особо серьезных причин. Аборт - это зло, уничтожение живого семени жизни. Общество осуждает аборт, но не осуждает родителей, которые не занимаются воспитанием своего ребенка, дав ему только жизнь. С моей точки зрения, это худшее зло, чем аборт, и ему нет оправдания. После войны в Японии, как и в других странах, жизнь была очень тяжелой борьбой за выживание. Поэтому многие дети росли без должного ухода. Но в сегодняшних условиях ничто не может оправдать невнимание к детям.

 

Дети - это не собственность родителей

Рано или поздно ребенок достигает возраста, когда он может ответить на родительские упреки: "Я тебя не просил производить меня на свет. Нечего теперь ругаться". И он будет прав. Действительно, дитя появляется на свет только благодаря своим родителям, и они полностью отвечают за него, пока оно не вырастет и не обретет независимость. Удивительно, что многие родители*долго не расстаются с иллюзией, что, пока ребенок находится на их попечении, они могут делать с ним все, что им заблагорассудится. Они могут сказать: "Я хочу сделать из него инженера" или "Хочу чтобы он стал музыкантом", как будто заказывают костюм у портного. Когда мамы спрашивают доктора Сузуки: "Выйдет ли что-нибудь из моего ребенка?", он обычно отвечает: "Ничего". Но увидев разочарование матери, добавляет: "Он станет не чем-то, а прекрасным человеком". Это чувство собственности по отношению к своему ребенку очень распространено. Оно является причиной того, что воля самого ребенка игрорируется. Если ребенок усвоит такое отношение к себе, прежде чем разовьется его собственная воля, он может потом всю жизнь сомневаться в своих силах. Вместо того чтобы планировать будущее своего ребенка, лучше повнимательнее присмотритесь к нему. Долг родителей - предоставлять своему ребенку возможно более широкий выбор, чтобы он сам принял решение, кем он хочет стать. Не родители, а сам ребенок - хозяин своего будущего.

 

Неуверенность матери во вред ребенку

Вот уже более 20 лет как в Японии действует новая демократическая система воспитания, принятая после войны. Она позволила многим людям внедриться в те области, которые раньше были закрыты для них. Но в этой системе уже начинают появляться недостатки. Никогда раньше на раннее развитие не осмотрели как на ступеньку на пути к высшему образованию, хотя еще недавно родители не очень обращали внимание на то, где именно их дети получат образование. К сожалению, чем более обеспокоены родители вопросами воспитания, тем более они подвержены различным влияниям. Они начинают бросаться от одного новшествак другому. Когда была отвергнута старая система воспитания, эти родители решили, что все в ней было плохо. Они позволили своим детям делать все, что им вздумается, они отстранили бабушек от участия в воспитании ребенка. Я не сомневаюсь, что, если демократическое воспитание раскритикуют и начнут пропагандировать более спартанское воспитание, родители снова призовут бабушек и дедушек к воспитанию детей. Такие матери следуют моде в воспитании так же, как в манере одеваться. Конечно, почему бы не попробовать метод воспитания, который кажется вам полезным. Но если мать не обладает независимостью суждений, как же она может быть хорошим воспитателем? И спартанское и свободное воспитание хороши в различных условиях и в разном возрасте. Матери должны более полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Бросание из одной крайности в другую может нанести вред ребенку. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Однако, если мать находится под влиянием ошибочной теории и остается тверда и не делает никаких скидок, это тоже вредно для ребенка. Также ничего хорошего не выйдет, если она относится к воспитанию беспечно и несерьезно. Воспитание ребенка - самая главная работа для матери, и в ней не может быть легких путей. Матери должны выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов.

Тщеславие матери прививает ложные понятия ребенку

"Мой ребенок очень талантлив. Я буду учить его музыке", "Соседский мальчик учится играть ка скрипке, и мой тоже будет". Так подходят к воспитанию матери, которыми движет только тщеславие. Кроме того, раннее воспитание всегда рассматривалось как привилегия элиты или гениев. Действительно, дети, которых родители-снобы заставляли заниматься музыкой, часто бывают неискренни и неестественны, как будто матери привили им ложные понятия о престиже и соперничестве. Уроки музыки, призванные развивать ребенка, становятся для него источником душевных мучений. Уроки музыки - это не самоцель, а средство для достижения определенной цели. Вы должны ясно видеть, что получает ребенок от этих уроков, и какие его способности развиваются благодаря им. Сами по себе уроки музыки не имеют никакой цены. В классе доктора Сузуки всегда есть дети, которые играют лучше других. Желание матери, чтобы ее ребенок был лучше всех, невозможно удовлетворить - либо она должна избавиться от ненужного тщеславия, либо перестать водить ребенка на уроки. Разумеется, можно гордиться умением играть на скрипке. Это благотворно влияет на общее развитие ребенка. Мой сын приобрел уверенность в своих силах благодаря урокам игры на скрипке, а затем уже достиг успехов в других областях.

 

Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя

Когда родители жалуются на непослушание ребенка, я считаю, что они в этом сами виноваты. Доктор Сузуки рассказывал мне об одной маме, у которой были очень плохие отношения с ребенком, и она, бывало, восклицала в полном отчаянии: "За что бог послал мне этого ужасного ребенка?" На это доктор Сузуки сказал ей однажды: "Это все из-за того, что вы его постоянно ругаете. Он у вас постоянно насторожен. Ваш малыш будет вас лучше слушаться и уважать, если время от времени вы тоже признаете свои ошибки". Некоторое время спустя эта мама пришла к доктору Сузуки очень довольная и рассказала, что проявив смирением она наладила свои отношения с сынишкой. Добросовестные мамы часто жалуются, что их требовательность встречает недовольство. "Тебе хорошо говорить, тебе самой не нужно это делать". И дети правы? Приказание - не лучший способ воспитания. Если детям приходится напрягать все силы, в то время как взрослые делают десятую часть или даже половину того, что они могли бы сделать как родители, то ничего хорошего из этого не выйдет. Родители должны найти способ показать ребенку, что они тоже стараются, например, делают что-то вместе. Приказания типа: "Сделай это!', "Выучи это!'', в то время как сам отец сидит в кресле с газетой - это метод ленивого человека. Воспитывать ребенка - это значит все время воспитывать и самого себя.

 

Пусть ваш ребенок будет лучше вас

"Ученик превзошел учителя" - это должна быть основная цель воспитания. Я уже не раз говорил, что таланты не рождаются, а воспитываются. Даже если принять за аксиому, что способности человека на 100% врожденные, то это значит, что ребенок должен достичь хотя бы уровня своих родителей. Если вам не удалось воспитать своего ребенка так, чтобы он превзошел вас хоть немного, значит, вы были ленивыми родителями. В нашей Школе Талантов мы давали детям прослушать одну пластинку много раз. На пластинке была та скрипичная пьеса, которую они разучивали. Затем я попросил их сыграть ее лучше, чем то, что они слышали в записи, и они очень старались. В конце концов многим это удавалось, что не удивительно, так как на пластинке была записана пьеса в моем исполнении. Вообще говоря, основная идея нашей Школы Талантов - учить детей так, чтобы они превзошли учителей. Лучших мы зовем "студент", а остальных "ученик студента". Если бы ученики не в состоянии были достигать уровня учителей, и потом сами учили других, то таким образом общество просто деградировало бы. Ученик должен превосходить учителя - иначе прогресс будет невозможен. Разумеется, все родители хотят, чтобы ребенок пошел дальше их. Даже если способности родителей невелики, их дети могут сделать успехи в науках.

 

XXI век будут строить те, кто доверяет другим

В сегодняшнем мире первое, что бросается в глаза, это дефицит доверия между людьми, что вызывает хаос в обществе, насилие, экологические проблемы. Никакие богатства и удобства жизни не принесут нам мира и счастья, если не будет доверия между людьми. Каждый школьник в Японии знает, что людям следует доверять и не создавать лишних трудностей для других. Однако понимать - это одно, а воплощать прекрасные принципы в жизнь - совсем другое. Это разногласие, к сожалению, очень свойственно человеческой натуре. Ребенок не научится доверять людям, если усвоит этот принцип только в теории. Только в реальной жизни он научится доверять людям. Если принцип доверия к людям впитан ребенком с молоком матери, ребенок вырастет личностью, способной принять на себя ответственность за будущее общества. Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого добиться в жизни. Современная система образования придает слишком много значения экзаменам и отметкам, но игнорирует и никак не поощряет доверия к людям. Поэтому тем более важно, чтобы это качество воспитывалось в раннем возрасте. Это главная задача дошкольного воспитания.

 

Сегодняшние дети покончат с войнами и расовыми предрассудками

Восхваляя наш высокий уровень цивилизации, мы забываем про войны, расовые предрассудки и национальные разногласия. Все это имеет место, несмотря на существование таких организаций, как ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др. До тех пор, пока мы не воспитаем в себе взаимное доверие и терпимость, мы не достигнем мира между народами. Ненависть, передающаяся из поколения в поколение, враждебность и агрессивность, антагонизм и подозрительность стали почти биологическими характеристиками. Впитав эти чувства в детстве, уже трудно от них освободится. Мы, взрослые, не должны прививать нашим детям эти предрассудки. Малыши еще не заражены расовой ненавистью. Если в младенчестве белые и черные дети будут играть вместе на равных, они вырастут с ощущением, что различия людей по цвету кожи так же естественны, как несходство их во внешности и росте. Если они все же усвоят расовые предрассудки, то только благодаря подсказке взрослых. Те, кто искренне хотят покончить с войнами, должны заботиться не только о политической ситуации в мире сегодня, но и о воспитании маленьких детей, каких бы затрат это ни потребовало. Именно сегодняшние дети составят завтрашнее общество. Мир во всем мире уже не зависит от нас, сегодняшних взрослых, он зависит от поколения, которое сегодня еще в пеленках. Я не преувеличиваю роли раннего воспитания, не знаю, возымеют ли мои слова какое-либо действие. Возможно, многое вызовет критику, даже мои основные положения, методы воспитания и то, как я понимаю роль матери. Но все-таки я надеюсь, что моя книга заставит людей что-то изменить в мире, привлечет интерес к проблеме раннего развития ребенка, особенно до 3-х летнего возраста. Я верю, что моя книга - первый шаг на пути к этой цели.

Креативность

 

Креативность и готовность к ней

 

Мне кажется, что концепция креативности44 и концепция здоровой,

самоактуализирующейся личности, вочеловеченного человека становятся

все ближе и ближе друг другу, и однажды может так случиться, что они

сольются в одно целое.

 

Другой вывод, к которому я постепенно склоняюсь, хотя и не располагаю

достаточно убедительными подтверждениями, состоит в том, что обучение

творчеству, или, вернее, обучение через творчество может быть

чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим

профессиям или к производству продуктов искусства, сколько для

создания хорошего человека. Если вспомнить тот круг целей образования,

который я очертил, если мы действительно хотим, чтобы наши дети стали

более человечными, чтобы они актуализировали все, заложенное в них, то

станет понятно, что единственным способом обучения, который хоть

как-то пытается приблизиться к достижению этих целей, является

обучение через творчество. В данном случае я рассуждаю об обучении

через творчество не потому, что оно добилось каких-то достижений, а

потому, что оно, при правильной постановке вопроса, может стать

альтернативой всем другим видам обучения. То есть вместо того, чтобы

продолжать относиться к нему как к элитарному изыску, как к неуместной

роскоши, как происходит это сейчас, мы можем обратиться к нему со всей

серьезностью, доработать его и добиться таких результатов, о которых

сегодня можно только догадываться. Я думаю, однажды мы сможем начать

учить наших детей даже счету, даже чтению и письму, учитывая

творческую компоненту личности ребенка. Я сейчас собираюсь говорить об

образовании в целом. Именно поэтому меня интересует обучение через

творчество - мне представляется, что в нем заложены большие

возможности.

 

 

Другая причина моего интереса к творческому обучению, к креативности,

к психологическому здоровью и т. д. состоит в том, что, по моему

глубокому убеждению, темп движения истории в последнее время

значительно ускорился. Мне кажется, мы переживаем сейчас совершенно

особый исторический момент, непохожий ни на что, что было до сих пор.

Сама жизнь ускорилась как никогда. Вспомните, к примеру, об огромном

ускорении, которого добилась за последние годы наука, техника и

технологический прогресс. Мне очевидно, что это требует изменения

отношения к человеку и к миру, его окружающему. Говоря прямо, назрела

необходимость в ином типе человека. Я чувствую, что настала пора

гораздо более серьезно, чем двадцать лет назад, отнестись к

гераклитовскому, или бергсоновскому, или уайтхэдовскому взгляду,

воспринимающему мир как поток, как движение, как процесс, но никак не

в виде набора предметов, существующих вне времени. Если меня не

обманывают мои чувства, а это сегодня гораздо более очевидно, чем в

1900-м или даже 1930-м годах, - если это так, тогда настала пора

человека, способного жить в постоянно изменяющемся, постоянно

движущемся мире. Мне хочется обратиться с вопросом ко всей системе

образования: зачем нужно рассказывать о фактах? Факты так быстро

устаревают! Зачем обучать техническим наукам? Техника движется вперед

семимильными шагами! Даже серьезные колледжи, которые готовят

инженеров-техников, ломают голову над этой проблемой. Массачусетский

технологический институт, например, с недавних пор перестал

преподавать технические дисциплины по-старому, только как научение

ряду технических навыков и умений, потому что практически весь опыт,

десятилетиями накапливаемый профессорами инженерных наук, теперь

совершенно устарел. Согласитесь, что сегодня бессмысленно учить делать

кабриолеты. Некоторые преподаватели этого института, насколько мне

известно, отказались излагать по старинке своим студентам накопленные

ими знания и умения, а вместо этого направили свои усилия на то, чтобы

воспитать новый тип инженера, в сущности новый тип человека, который

не чувствовал бы себя потерянным в быстро меняющемся мире, человека,

которого изменения воодушевляли бы, человека, способного к

импровизации, уверенного, мужественного, сильного человека, который

мог бы с честью и с радостью встретить неожиданную, новую для него,

ситуацию.

 

Сегодня меняется все: меняется международное право, меняются взгляды

на политическое устройство мира, меняется вся международная

обстановка. Представители разных государств, встречаясь в ООН,

общаются друг с другом на разных языках, на языках разных эпох. Один

начинает дискуссию в терминах международного права девятнадцатого

века, другой оппонирует ему с совершенно иных позиций, с позиций

другого времени. Все изменяется.

 

Я хочу вернуться к названию этой главы и пояснить, что я хотел

сказать. Мы должны стремиться стать другими - людьми, которым ни к

чему делать мир статичным и стабильным, замораживать его, людьми, которые не видят

необходимости делать то, что делали их отцы и деды, людьми, которые с

уверенностью смотрят в неведомый завтрашний день, людьми, настолько

уверенными в своих силах, чтобы с воодушевлением смотреть в лицо

грядущим переменам и жить, импровизируя и приспосабливаясь к ним. Это

и есть новый тип человека. Гераклитовский тип, если хотите. Общество,

взрастившее таких людей, сможет выжить; общество, которое не сможет

вырастить такого человека, обречено.

 

Вы могли заметить, что в рассуждениях о креативности я делаю упор на

импровизацию и вдохновение и остерегаюсь рассматривать креативность с

точки зрения практической выгоды, с точки зрения продуктивности в виде

творимых художественных произведений. По правде говоря, мне претит

это. Почему? Как уже известно из психологических исследований процесса

творчества и творческих людей, креативность делится на первичную и

вторичную. Первичная креативность, или этап вдохновенного творчества,

обязательно должна быть отделена от вторичной - от процесса

детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной

формы. Эта вторая стадия включает в себя не только и не столько

творчество, сколько тяжелую рутинную работу, успех ее в значительной

степени зависит от самодисциплины художника, который порою тратит всю

жизнь на то, чтобы освоить конкретные орудия творчества, проникнуть в

сущность материала, развить инструментальные умения и навыки, прежде

чем наконец становится готов в полной мере выразить то, что он видит

или чувствует. Я уверен, что многие из вас знают, что значит

проснуться среди ночи, взбудораженным некой идеей, вдохновением,

мыслью, например, о романе, пьесе или стихотворении, рвущемся из

самого сердца - и знают, насколько редко этот творческий экстаз

заканчивается чем-нибудь путным. Такое озарение не стоит и ломаного

гроша. Между вдохновенным замыслом и романом, таким, к примеру, как

<Война и мир> Толстого, лежит титанический труд, огромная

самодисциплина, изнуряющие дни, месяцы и годы приобретения опыта,

множество набросков и черновиков, отчаяние перед чистым листом бумаги,

многократное переписывание набело неудачных фрагментов и т. д.

Вторичная креативность, на которой зиждется реальный художественный

продукт - великие картины, великие романы, мосты, изобретения и т. п.

- направила бы нас к изучению совершенно иных человеческих

добродетелей, таких как упорство, терпение, трудолюбие и выносливость,

поскольку именно они лежатв основании этого этапа творчества. Мне

кажется разумным остаться ближе к поднятой нами проблематике и

сосредоточить внимание на начальной стадии творчества - на мгновениях

озарения и вдохновения, не беспокоясь о том, что по большей части они

ни к чему не приводят. Отчасти поэтому инспирационную фазу процесса

творчества лучше начать изучать на примере детского творчества.

Высокая изобретательно сть и креативность у детей бесспорна,

и детей очень мало беспокоит проблема продуктивности творческого

процесса. Представьте себе ребенка, который, глядя на свои пальцы,

постигает десятичную систему исчисления. Разве это не момент

постижения истины, не мгновение высшего озарения, не процесс

творчества; разве можно отмахнуться от величия этого события, исходя

из некого априорного определения, утверждающего, что творчество должно

быть социально полезным или что оно должно быть облечено в

высокохудожественные образы, или в невиданные доселе новаторские

формы?

 

По этой же причине я решил не рассматривать здесь научное творчество,

а воспользоваться другими примерами. Большинство нынешних исследований

креативности использовали в качестве испытуемых деятелей науки,

маститых и признанных ученых - нобелевских лауреатов, великих

изобретателей и т. п. Беда этих исследователей заключалась в том, что,

стоило им всерьез заняться проблемой творчества ученых, как тут же они

сталкивались с печальным фактом, что группа ученых по оценкам

креативности отличалась от среднестатистической не так значительно,

как можно было ожидать. Не становились исключением и те из ученых,

которые действительно открыли или создали что-то новое, внесли большой

вклад в науку. Этот парадокс понять нетрудно. Он происходит не из

природы творчества, но скорее из сущности современной науки. Если бы я

мог позволить себе быть несколько вольнее в рассуждениях, я попробовал

бы определить науку как общественный институт, дающий возможность

нетворческим людям творить. Не подумайте, что я решил выместить на

ученой братии горечь от бесцельности научного прогресса. Напротив,

меня восторгает возможность, предоставляемая любому, порой самому

заурядному человеку, служить великому делу, творить, невзирая на то,

что величие дела зачастую несоизмеримо с масштабом творца. Наука в

наше время стала ремеслом, общественно-полезным, имеющим упорядоченную

структуру ремеслом, которым в состоянии овладеть даже человек

заурядных способностей, принося при этом пользу в деле распространения

знания. Я заявляю об этом, понимая остроту и драматичность моих слов.

Становясь участником научного процесса, ученый принимает ход истории

науки и вливается в него, он опирается на плечи многочисленных

предшественников, принимает правила этой игры и становится членом

дружной команды с тем, чтобы его собственные несовершенства стали

незаметны и незначительны. Пройдя этот путь, он заслужит уважения и

почитания как участник уважаемого и почтенного дела. Если потом он

совершит какое-то открытие, я уже буду понимать это так, что открытие

явилось продуктом всего общественного института, к которому он

принадлежит, результатом совместной работы многих и многих людей. Если

он не сделает этого открытия, кто-то другой обязательно сделает это за

него. Исходя из вышесказанного, мне представляется, что ученые,

несмотря на все их творческие достижения, - не лучший материал для

изучения процесса творчества.

 

Кроме этого, я считаю, что мы не сможем понять креативность до конца,

не учитывая еще одного сложившегося на настоящий момент предубеждения.

Я имею в виду тот факт, что практически все используемые нами

определения креативности - слова мужского рода или с маскулинным

душком, что они - продукт мужского или маскулинного восприятия. Мы

оставили женскую креативность за рамками проблемы при помощи нехитрого

семантического приема. Мне пришло это в голову совсем недавно (при

изучении проблемы экстаза), и с тех пор я с любопытством смотрю на

женщин и на женскую креативность, мне видится здесь обширное поле для

исследователя, потому что данный род креативности меньше нацелен на

результат, на достижение, больше концентрируется на процессе как

таковом, откровеннее тянется получить от творчества именно

удовлетворение, менее склонен видеть в нем способ достижения успеха

или признания.

 

Такова подоплека проблемы, о которой я буду вести речь.

 

 

Вопрос, который сейчас занимает мое внимание, заключается в том, что,

по моим наблюдениям, творческий человек в минуты вдохновения, в

инспирационную фазу творчества, забывает о прошлом и будущем и живет

только настоящим. Он с головой уходит в то, что он делает, он

поглощен, он захвачен моментом творчества, он весь <здесь и сейчас>.

Замечательные слова об этом состоянии я нашел в <Пряхе> Сильвии

Астон-Вернер. Учительница с восторгом относится к новому способу

обучения детей чтению и так выражает свои чувства: <Я растворилась в

настоящем>.

 

Если человек не <растворится в настоящем>, он не сможет творить, это

sine qua поп для творчества. А с другой стороны эта способность забыть

о времени, о себе, оторваться от мира, общества и истории побуждает

зарождение творческого процесса, служит обязательной предпосылкой,

инициирующей акт творчества, о каком бы виде творчеств




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Часть 1. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕБЕНКА

Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 421. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия