Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Л.П. Смирнова. Риторическая азбука




При расчете искусственного освещения необходимо учитывать размеры освещаемого помещения, характер среды в нем, точность выполняемой работы и т.п. Расчет искусственного освещения проводят в следующей последовательности:

Выбирают тип источника света. Если температура в помещении не ниже 10 °С, а напряжение в сети не падает ниже 90% от номинального и нет опасности возникновения стробоскопического эффекта, то следует отдать предпочтение наиболее экономичным газоразрядным лампам.

Выбирают систему освещения (общее или комбинированное). Для освещения рабочих мест, где выполняются работы 1.5-го разрядов, следует применять комбинированное освещение.

Выбирают тип светильника.

Проводят распределение светильников и определяют их число. Для этого сначала необходимо определить расстояние между центрами светильников (м) по формуле:

Где - высота подвеса светильника (определяется на основе данных о высоте потолков).

После этого, исходя из площади помещения, определяют количество светильников.

Определяют нормируемую освещенность на рабочем месте Ен. Наибольшая освещенность, 5000 лк, установлена для работ 1-го разряда (наивысшей точности), наименьшая, 75 лк - для работ 4-го разряда, требующих периодического наблюдения за ходом производственных процессов. Для расчетов принять: для ремонтного и механического цехов Ен=200 лк, для кузнечного цеха Ен=100 лк, для компрессорной Ен=75 лк, для административных зданий 250 лк.

Рассчитывают мощность источника света (лм) методом светового потока. Для этого определяют световой поток Фл одной лампы накаливания или группы газоразрядных ламп одного светильника:

где Ен - нормированная минимальная освещенность, лк:

Sn - площадь освещаемого помещения, м2 (задача №2);

L - коэффициент минимальной освещенности, L= 1,1 ~ 1,5;

кз - коэффициент запаса, зависит от запыленности воздушной среды в помещении, кз=1,2,~2..0

- коэффициент использования светового потока лампы, зависит от КПД светильника, коэффициента отражения потолка, стен и высоты подвеса светильника, =0,2~0,6.

Определив количество ламп и их мощность, рассчитывают затраты электрической энергии по формуле:

 

Для кузнечного цеха:

кВт*ч

м

лм

Для механического цеха:

кВт*ч

м

лм

Для ремонтного цеха:

кВт*ч

м

лм

Для компрессорной:

кВт*ч

м

лм

Для административного здания:

кВт*ч

м

лм

Результаты расчетов представлены в таблице приведенной ниже.

Потребитель Кол-во потребителей Установленная мощность Коэф. использования мощности Продолжительность работы в сутки, ч Количество рабочих дней Расход электроэнергии МВт-ч
Технологическое оборудование
Подъемник 2,2 0,35 3,271
Подвесные кран-балки 0,8 0,35 0,264
Топливные стенды 7,5 0,35 7,434
Обкаточно-тормозные стенды 0,35 3,5 46,256
Установки для мойки авто 55,5 0,35 13.753
Установки для мойки агрегатов 7,5 0,35 1,5 1,858
Сварочные трансформаторы 0,35 3.964
Компрессоры 2,2 0,35 2,726
Токарные станки 1,1 0,11 0,228
Сверлильные станки 0.8 0,11 0,290
Шлифовальные станки 1,1 0,11 0,171
Освещение
Кузнечный цех 0,8 33,040
Механический цех 86,848
Ремонтный цех 305,100
Компрессорная 0,4 2,152
Администр. 0,3 16,765

 

Л.П. Смирнова. Риторическая азбука

ББК 74.2


Учебное пособие издается по решению Редакцион-но-издательского совета Санкт Петербургского Государственного университета культуры и искусств.

Рекомендовано к изданию редакционной коллегией факультета искусств.

Смирнова

Людмила Петровна

РИТОРИЧЕСКАЯ АЗБУКА

Учебное пособие по детской риторике

Научный редактор:

З.В. С а в ко в а, засл. деятель искусств РФ, профессор СПбГУКИ

Рецензенты:

В.В.Сапегин. заслуженный деятель искусств РФ, профессор СПбГУКИ,

А.В.Петров, канд. исторических наук, доцент СПбГУ

Смирнова Л.П. Риторическая азбука: Учебное пособие по детской риторике. - СПб.: СПбГУКИ, 2000. - 40 с.

© Л.П.Смирнова, 2000 © Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2000


РИТОРИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кардинальные перемены, всколыхнувшие жизнь российского обще­ства в конце уходящего века, вынесли на гребень волны гуманитарного образования одну из древнейших наук - риторику. Медленно, но верно возвращается она в систему базовых культурологических дисциплин. Именно риторика, как наука о способах создания речевого поступка, ис­кусство убеждать и побуждать к действию, становится все более совре­менной, необходимой на самых различных уровнях общественных отно­шений. Потребность в риторических навыках ощущается в любой из по­пулярных ныне профессий, так как, в основном, все они связаны с обще­нием. Жесткие условия современной жизни требуют от человека прежде всего глубокой самореализации, умения доказать свое право на тот или иной вид деятельности. И здесь как никогда нужна риторика. Не вла­деющий словом человек обречен на непонимание и поражение. И начи­нается это доказательство своей состоятельности с самого раннего воз­раста, с первых шагов в коллективе сверстников, в детстве мы учимся одерживать первые победы над собой, составлять и отстаивать собствен­ное мнение. На этом сложном пути к формированию активной полноцен­ной личности нельзя обойтись без риторики. Авторы дореволюционных гимназических программ хорошо понимали необходимость риторическо­го образования. Начинают это понимать и современные директора школ и гимназий. Но более прочно риторика утверждается в системе совре­менного дополнительного образования, занимающего сегодня централь­ное место в сфере досуга, прежде всего детского. В самых различных формах риторика присутствует в программах всевозможных школ ис­кусств, факультативов и кружков по развитию речи. И вот здесь на пер­вый план выходит проблема преподавателей риторики, руководителей школ риторического мастерства, педагогов по развитию речи в дошколь­ных учреждениях.

Как показывает практика, многие из выпускников вузов культуры, и в частности нашего Университета приходят работать в сферу дополни­тельного образования, в школы искусств, в гимназии гуманитарной на­правленности и сталкиваются там с преподаванием риторики.

В данной работе речь пойдет, прежде всего, о детской риторике, и адресована она начинающим преподавателям риторики в младших клас­сах школ и гимназий, а также более широкому кругу специалистов, свя­занных с детским образованием и развитием в сфере культурно-досуговой деятельности.


Основой настоящего пособия и своеобразным толчком к его написа­нию явился личный опыт работы автора с детьми дошкольного и млад­шего школьного возраста в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Во-первых, в единственной в России музыкально-исторической школе искусств, ориентированной на культуру западно­европейского средневековья, где мы имели дело с детьми одаренными, прошедшими специальный конкурсный отбор, а также в обычной обще­образовательной школе с детьми такого же возраста и в детском досуго-вом центре «Развитие» с группами дошкольников. Непосредственная практическая деятельность поддерживалась и поддерживается в настоя­щий момент горячим интересом автора к вопросу соотнесения звуковой формы слова, его содержания, и ассо­циативного ряда, стоящего за этим словом. Нас бесконечно при влекает восприятие ребенком данного соотнесения на уровне подсознательного, интуитивного ощущения слова в целостности, воспитание памяти этих ощущений и использование ее в формировании риторических навыков.

В данной работе мы попытаемся изложить свои воззрения на проблему построения риторического занятия с детьми 6-7 летнего возраста, обладающими определенными творческими наклонностями в области искусства, предложим ряд упражнений и игр, и попробуем определить основную доминанту риторического развития ребенка и этом возрасте. Также проанализировав некоторые из уже существующих программ по детской риторике, сделав возможные изменения и дополнения их по ин­тересующим нас вопросам, представим свой примерный учебно-тематический план по предмету риторики для занятий с детьми младше­го возраста для 1-го и 2-го года обучения. Более подробно остановимся на аспекте занятий цвето-звуковыми ассоциациями, как на особо интере­сующем нас, и на результате экспериментов, проведенных в этом направ­лении.

Все высказанные в этой работе мысли и предложения предназначены широкому кругу специалистов в сфере детского дополнительного обра­зования и, прежде всего, тем из них, кто желает наиболее полно использовать, благодатные дары детской души, пытливо и внимательно наблю дать природу возраста и постараться идти с ней рука об руку по пуги по­стижения ребенком истинной красоты и глубины родного слова.


ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЯ

В процессе занятий риторикой с творчески одаренными детьми в му­зыкально-исторической школе искусств, и в подтверждение собственных предположений, мы пришли к выводу, что начинать занятие по риторике лучше всего с риторической игры, возможно отражающей тему урока. Составлять подобные игры не представляет большого труда, достаточно усвоить способы их построения, которые подробно, на примерах показа­ны в работе 3. В. Савковой «Риторические игры» (СПб., Академия куль­туры, 1995). Естественно, можно и нужно придумывать свои оригиналь­ные варианты игр, использовать для этого уже известные элементы ак­терского тренинга, психологические и психолингвистические практику­мы, логические задачи.

Риторическая игра может быть направлена на развитие внимания и памяти, воображения и образного мышления, иметь познавательный или тренинговый характер.

Целевая установка риторической игры в начале занятия - разогреть детей, разбудить их творческую активность, снять лишнее волнение, а главное, настроить на дальнейшую работу со словом. Здесь очень важно удержать игру именно в риторическом ключе, чтобы она не превратилась просто в забаву, чтобы дети пребывали, если можно так выразиться, в состоянии «творческого серьеза» и непрерывного мыслительного про­цесса, к которому органично подключается и физическая природа. Но никак не наоборот, когда физиология выходит на первый план и игра превращается в азартное соревнование. Педагог должен чувствовать эту тонкую грань и вовремя заметить, когда ученики перестают слышать друг друга и думают только о своей победе. Подобное состояние лишает игру риторического смысла.

И последнее замечание по поводу игр в начале урока - все игры, что­бы они не развивали, должны, в конце концов, сосредоточить внимание ребенка на слове, на своеобразном его открытии, рождении.

Приведем пример таков игры. Итак, ваше первое занятие по ритори­ке и тема его - знакомство с детьми, краткое, но яркое представление того, чем вы будете с ними заниматься в дальнейшем.

Вашей целью является, с одной стороны, составить для себя понятие о природных данных, возможностях детей, их характерах, склонностях и в целом о комплексе способностей, которые мы назовем «риторической подвижностью»; а с другой стороны, вам необходимо заинтересовать учеников своим предметом, создать на уроке легкую, благодатную атмо­сферу.

Ну, что ж, преследуя вышеизложенные цели, предлагаем ребятам по­играть в риторическую игру «Знакомство», в основе которой лежит уме­ние охарактеризовать, представить себя самого, тренируется память и внимание к своему товарищу.

Ход игры: одному из учеников, тому, кто будет начинать игру пред­лагается:

1) Представиться, то есть назвать сначала свое полное имя, а затем
фамилию. (Причем учитель должен объяснить, почему представление
выглядит именно так и определить это как условие игры)

2) Ученик должен очень кратко рассказать о своем любимом занятии.
(Любимом школьном предмете, увлечении, игре, книге и т.п. - выбор
определяется обстоятельствами и желанием учителя, но предмет обяза­тельно должен быть любимым, это важно для знакомства и создания ат­мосферы положительных эмоций).

Следующий играющий также представляется, называя сначала имя, а затем фамилию (кстати, лучше при этом использовать классическую ма­неру разговора с учителем и с аудиторией - говорящий встает). Потом ученик рассказывает о своем любимом занятии и называет то, чем любит заниматься предыдущий игрок. И так далее.

Третий участник рассказывает о себе и о любимых занятиях преды­дущих ребят,

В этой игре используется распространенная схема игр на развитие памяти и внимания. Забывшему чье-либо любимое занятие или неточно назвавшему, учитель начисляет штрафное очко, или вообще удаляет из игры.

Победителем становится тот, кто сможет верно представиться сам и без ошибок рассказать обо всех остальных, если таковых будет несколь­ко, то их всех нужно отметить отличными оценками за игру. На наш взгляд, на уроке риторики каждый ребенок должен получить отметку за какой-нибудь вид деятельности, дабы почувствовать себя активным уча­стником событий.

Важным условием игры, как мы уже отмечали, является взаимное внимание ребят друг к другу, а так же умение не просто назвать свое лю­бимое занятие, а именно представить его как можно более интересно. Например: - Я не просто люблю рисовать, а я люблю рисовать акварель­ными красками. Такой ответ, конечно, ценится выше. Естественно надо сразу напомнить ученикам о том, что говорить на уроке риторики, а тем более во время риторической игры нужно громко и отчетливо, это также является одним из непреложных условий игры.

Итак, после риторической игры - своеобразного творческого зачина, на который вы тратите не более 10-ти минут, целесообразно, на наш взгляд, перейти к повторению пройденного, провести опрос. Сделать это возможно также в игровой форме, где каждый должен высказаться.

Если это первые занятия, стоит выяснить, что уже известно детям о риторике, как они понимают смысл этого слова вообще и как представ­ляют образно (на кого похожа «риторика, на важную даму и озорную девчонку?).

Если же на предыдущих уроках ученики уже получали какие-либо творческие задания, необходимо спросить их по этим заданиям, и здесь важно, чтобы показались по возможности все. (Заметим, что оптимальное количество человек в классе для полноценного урока риторики не долж­но превышать 10-12 учащихся, лучше же вообще 6-7 человек). В том случае, когда количество детей в группе все же не позволяет выступить всем, можно устроить после показа нескольких ребят обсуждение уви­денного и оценить оставшихся без показа по их участию в обсуждении. Впрочем, обсуждение творческих домашних заданий желательно прово­дить в любом случае, даже тогда, когда вы успеете спросить всех учени­ков. Оценка за творческое задание выставляется каждому выступившему не одним педагогом, а как бы коллективно. На риторическом занятии, на наш взгляд, очень важно сознание значимости твоих слов. Ученики должны чувствовать, что от их высказываний что-то зависит, в данном случае - оценка товарища. На обсуждении вы вместе решаете чье высту­пление было лучшим и почему. При оценке работ дети, прежде всего, должны указать на хорошие, понравившиеся им стороны выступления, и уже потом на недостатки. Это необходимо четко контролировать, и луч­ше всего поставить условием обсуждения - сначала хорошее, затем пло­хое, если оно вообще было. Не стоит позволять детям критиковать друг друга. Опыт показывает, что к подобному «обсуждению-осуждению» они как раз склонны, и это не приносит пользы ученому процессу.

Уделив опросу и повторению пройденного около 15-20 минут, целе­сообразно перейти к новой теме.

При этом весьма удачно использовать различные варианты рисова­ния, раскрашивания, работы с карточками, или в специальной тетради-раскраске по риторике1. Дети, как правило, с удовольствием восприни­мают такого рода деятельность в дошкольном и младшем школьном воз­расте, когда они еще не могут воспользоваться письмом для фиксирова­ния какой-либо информации или своих впечатлений момент рисования приобретает именно риторический аспект.

Рисунки на уроке риторики - это своего рода иллюстрации к внут­ренней речи ребенка. Высказавшись на бумаге, он потом гораздо легче объясняется устно. С помощью цвета, формы, композиции разных предметов и образов учитель предлагает детям зафиксировать полученную информацию, или порожденные этой информацией ассоциации, а затем обязательно прокомментировать свой рисунок. При этом очень важно, чтобы ребенок старался не просто рассказать о том, что он изобразил, но и доказать, убедить, что его иллюстрация верна и отображает суть его речи.

Вы можете предложить нарисовать даже показанное вами упражне­ние по технике речи. Хорошо применять этот вариант для домашнего задания. А на следующем уроке дети комментируют свои рисунки, вы­полняя при этом упражнение. Зрительная ассоциация, зафиксированная на бумаге, помогает ребенку лучше понять и запомнить упражнение. В дальнейшем, постигая нюансы цвето-звуковых сочетаний, дети начинают использовать цвет в качестве отражателя звуковой партитуры речи, при­менять его уже сознательно с целью подчеркнуть ту или иную характе­ристику звука, слова, целого предложения, или рассказа. Цвет и форма в риторических рисунках передают целый спектр выразительных средств речи, это и сила звука, и темпо-ритм, и тембральная окраски, и логически выдержанные размеры слов и звуков, и даже нечто большее - подсозна­тельное, ассоциативное ощущение речи. Рисунок позволяет почувство­вать не только смысл слова, но и его форму, понять КАКОЕ оно и, как бы увидеть, материализовать энергию звука. Словно человек-невидимка, применявший одежду и грим, чтобы обнаружить себя, слово облекается в цвет и форму и приобретает неповторимый зрительный образ, прелом­ленный через индивидуальность ребенка.

В своей педагогической практике мы использовали как самостоя­тельное рисование, так и раскрашивание специально разработанных заго­товок, здесь имеется в виду, прежде всего, тетрадь по детской риторике под редакцией Т. А. Ладыженской, Г. И. Сорокиной, Р. И. Никольской.

К заданиям, предложенным в тетради, мы, обычно, добавляем неко­торое оригинальное значение их выполнения. Например, сознательный выбор цвета при раскрашивании тематических картинок.

Рисование, работа с тетрадью вполне может занять у вас оставшиеся 15-20 минут. Но не забывайте, что дети должны только начать рисовать или раскрашивать, так чтобы закончить дома. И хорошо, если вам все же удастся сэкономить 5-7 мин, и в конце урока провести еще одну коро­тенькую игру. Лучше, если эта заключительная игра будет носить под­вижный, тренинговый характер и как-то перекликаться с начальной, но с добавлением вновь приобретенных знаний и умений.

Например: вспомним нашу начальную игру «Знакомство», предло­женную для проведения первого урока по риторике. Итак, познакомив­шись с ребятами, поговорив с ними о будущих занятиях, выяснив, что им уже известно о вашем предмете, начав работу в тетради или в альбоме, предлагаете поиграть в «знакомство» другим способом. Назовем игру условно «Удивительный со­сед».

Игра развивает внимание, память, наблюдательность, ход ее чрезвы­чайно прост.

Преподаватель предлагает ребятам отложить рисование, все свои де­ла и внимательно посмотреть друг на друга. Причем пусть те, кто сидит впереди рассмотрят тех, кто расположился на последних рядах, справа и слева, в общем желательно обратить внимание на всех своих соседей в классе. Затем все садятся прямо и уже не оборачиваются друг на друга, это одно из условий игры. Педагог спрашивает начинающего игру уча­щегося сидящего, допустим, впереди, а знает ли он, кто из его товарищей находится на одной из последних парт, уточняя при этом место. «Да, -отвечает ученик, - знаю. На этом месте сидит Таня». Учитель задает сле­дующий вопрос с целью поближе познакомить нас с Таней, и предлагает ученику описать как выглядит эта девочка, какого цвета у нее волосы, глаза или назвать какую-то яркую деталь ее костюма или вспомнить лю­бимое занятие Тани и т.п. Далее, если все рассказанное совпадает, эста­фета игры переходит к Тане и ей предлагается описать кого-то из сидя­щих впереди и т.д. В случае ошибки игрок выбывает.

Возможно, не все дети успеют поиграть, но здесь важна сама атмо­сфера игры на уроке, внимание, заинтересованность ребят друг другом, которая, как нам кажется, в дальнейшем формирует чувство аудитории, умение замечать и запоминать окружающее, что немаловажно для фор­мирования риторических навыков.

Вообще, на наш взгляд, в этом возрасте одним из ключевых момен­тов риторического развития является способность услышать и увидеть говорящего, зафиксировать на нем свое внимание в целом.

Домашнее задание. Это, без сомнения, очень важный вопрос. Пра­вильно выполненная домашняя работа имеет для уроков риторики ог­ромное значение. Опыт показывает, что самые способные и активные на классных занятиях дети многое теряют не работая дома. Дело в том, что риторика относится к разряду предметов комплексных, затрагивающих сознание ребенка, его поведение, весь образ жизни не только в школе, но и дома. Риторику нельзя выучить, решить как математическую задачу и отложить в сторону, ею нужно заниматься постоянно, жить по ее зако­нам, смотреть на мир глазами «гомориторикус» - человека говорящего. И в этом риторика-наука приближается к искусству, как всякое искусство содержит в себе элементы ремесла и творчества, и при самом ярком да­ровании здесь невозможно обойтись без постижения основ риторическо­го ремесла, определенной техники, также как, например, в игре на музы­кальном инструменте. Играя гаммы, музыкант развивает руку, так и оратору необходимо натренировать свой голосо-речевой и психофизический аппарат, чтобы впоследствии уже ничто не мешало ему достичь уровня искусства. Поэтому систематическая домашняя работа, особенно в ран­нем возрасте, так необходима. Надо чтобы дети, а главное, их родители, поняли это. Что касается родителей, то мы, например, просто проводили с ними совместные уроки. Возможно, это радикальный прием, но весьма продуктивный, но, естественно, применять его следует, только при пол­ном доверии между педагогом и родителями, их заинтересованности в предмете. Возможен также вариант специальных лекций по риторике или, по крайней мере, личные беседы учителя по поводу выполнения до­машних заданий каждым отдельным учеником.

Запись домашнего задания

Также чрезвычайно ответственный момент. Трудность здесь пред­ставляет, прежде всего, неумение детей хорошо писать. Между тем до­машнее задание по риторике должно быть именно хорошо написано, по­нятно для родителей и отражать элементы индивидуальных особенностей ребенка. Например, упражнения по технике речи желательно для каждого ребенка подбирать индивидуально. В материал для домашней работы, на наш взгляд, необходимо включать творческое задание. Готовясь к каж­дому уроку риторики дети должны постоянно что-то придумывать. Ко­нечно, записать все это не просто ребенку в 6-7 лет, запомнить тем более. Поэтому мы попробуем предложить несколько варианте записи домаш­него задания, которые можно использовать в работе. Зависят они в ос­новном от количества человек в группе. Вообще оптимальная группа де­тей для уроков риторики включает в себя не более 12 человек, а лучше всего 7-8 человек или меньше. Мы в своей практике встречались с груп­пами в 5 человек, 7 и 12. Итак, для малых групп (5-7 ч.) возможен вариант записи домашнего задания: учитель записывает задание лично каждому ученику в дневник на перемене или на уроке, например во вре­мя рисования.

Этот вариант для малых групп, но вполне применим и дли наиболее многочисленных. Учитель готовит заранее карточки с заданиями для ка­ждого ученика, с учетом его индивидуальных особенностей. Карточка может быть рассчитана на несколько уроков.

Вариант для любых групп

Задание, носящее более общий характер, оставляется учителем на специальной доске объявлений, которую затем просматривают родители. Индивидуальные моменты оговариваются отдельно, на родительском собрании или лично при встрече. Для рисования здесь лучше всего ис­пользовать готовую тетрадь. Этот вариант лучше совмещать со вторым и периодически готовить для некоторых ребят карточки.

Хочется еще раз отметить, что все же наилучший количественный состав группы для занятий риторикой в рассматриваемом нами возрасте - именно 5-7 человек. В случае, когда обстоятельства не позволяют создавать такие малые группы и учителю приходится иметь дело с классом в 25-30 учеников, есть смысл подумать об индивидуальных занятиях. Предложенный выше пример построения урока, естественно только один из многих возможных. Назовем его общим уроком, неким средним вариантом, который включает в себя различные виды учебной работы. В непосредственной практике удобно применять еще несколько вариантов урока риторики, назовем их условно, тематическими. Это прежде всего. Урок-показ творческих заданий; он может быть рядовым или экзаме­национным, на последний обязательно приглашаются зрители.

Урок-тренинг - занятие целиком посвященное отработке упражне­ний по технике речи.

Урок-игра - проводится большая, сложная риторическая игра, вклю­чающая в себя элементы опроса и повторения пройденного материала.

Урок «риторического рисования». Вид работы, предполагающий вы­полнение специальных заданий в тетради по риторике - раскрашивание заготовленных картинок на определенную тему, с применением цвето-звуковых ассоциаций, или же рисование в альбоме, и в том и в другом случае необходимо комментирование рисунков, которое происходит ли­бо непосредственно в конце урока, либо же задается на дом. Урок-выставка и комментирование рисунков. Урок вежливости и речевого этикета. (Можно по Ладыжен­ской Т. А.)

К перечисленным вариантом, вероятно, можно прибавить уже суще­ствующие классические разновидности уроков, используемые и на дру­гих предметах (опросы, контрольные работы и т.п.) Для детей, умеющих читать и писать возможны письменные работы, с решением риториче­ских задач, заданий по цветозвуку). Примеры подобных письменных ра­бот будут приведены.

Кроме работы в классе и выполнения домашних заданий, нельзя не коснуться такого важнейшего аспекта формирования риторических на­выков, как практика.

Непосредственная риторическая практика, выход на более широкую, и просто на иную, нежели классная, аудиторию осуществляется в усло­виях многообразной школьной жизни вполне привычными, давно опро­бованными и доказавшими себя способами. Например - участие в теат­ральных кружках и кружках художественного чтения. Элементы актер­ского мастерства издавна считались неотъемлемой частью ораторского искусства, а риторика и пиитика стояли рядом в древнейших образовательных системах (По словам Цицерона, кто не чувствует ритма речи...» у того не знаю что за уши, и чем он вообще похож на человека»).

Как правило, на долю преподавателя риторики в современной школе выпадает в той или иной мере ведение внеклассной культурно-воспитательной работы. На наш взгляд этого не только не стоит пугаться, но и напротив, если руководство не предлагает вам организовать драма­тический кружок, сделайте это сами. И, конечно же, выбор форм здесь невероятно широкий. Это может быть, как мы уже упоминали выше -студия художественного слова, кружок юных ораторов, который помо­жет ребятам постигать искусство спора, иметь представление о том, что такое настоящий диспут или дискуссия, проводить, подобные мероприя­тия в масштабах школы. Для начала полезно устроить такое простое и полезное мероприятие как конкурс ораторов, в котором примут участие ученики разных классов.

Так как риторическое образование невозможно без развития способ­ностей к сочинительству, ведь самое короткое выступление - это уже акт творческой литературной работы, очень полезно иметь выход на школь­ную и, возможно, родительскую аудиторию посредствомстенной газеты, школьного риторического журнала или даже литературного объединения (вспомним лицейские годы А. С. Пушкина), тут уж всё зависит от возможностей конкретной школы.

Вариант построения занятия по риторике для детей 7-8 лет

1. ИГРА НА РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ

Послушаем звуки в классе, в школе, за окном, на улице. Представим какие животные могли бы их издавать. Загадываем животное (один из учеников - водящий, выходит за дверь, когда он возвращается класс на­зывает характеристики задуманного животного по следующим призна­кам:

- размер,

- характер (доброе-злое, дикое - домашнее, полезное в дом. хоз. или
нет и т.п.),

- внешний вид.
Пример. Кошка.

Учитель. Каково это животное по размеру?

Ученики. По очереди (маленькое, не очень, средних размеров, мень­ше собаки, но больше мышки). Учитель. По характеру?


Ученикии. Доброе, домашнее, независимое, в хозяйстве почти бесполезно, но помогает избавиться от вредных грызунов, создает домашний

Учитель. Внешний вид.

Ученики. Пушистое, с усами и хвостом, бывает разных цветов, с ост­рыми когтями.

Водящий. Это кошка.

Отмечается тот ученик, который дал наиболее точную характеристи­ку одного из признаков животного.

2. ГОЛОСО-РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ

Тренировка опоры звука - подлаивание1. Пробуем произносить на опоре целые фразы. (Упражнения из книги 3. В. Саковой. Техника зву­чащего слова. - СП6ГАК, 1997).

Проверка домашнего задания - Рассказ о любимом сказочном персо­наже.

УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, ЗАДАЧИ.

Риторические игры, развивающие внимание, память, наблюдательность, ассоциативное мышление.

Вариант 1

Всевозможные варианты игр, придуманные по так называемому принципу - «Бараньей головы». Мы затрудняемся объяснить, откуда пришло это название, но подобные игры весьма часто встречаются в раз­личной практике работы с детьми. Игру, построенную по этому принци­пу, («Знакомство») мы описали, когда говорили о построении урока.

Так вот, игры, по типу «бараньей головы» основываются на повторе­нии каждым, из вступающих в игру, всего того, что уже было произнесе­но предыдущим участником, с последующим добавлением своего, под­ходящего по смыслу и продолжающего уже сказанное, либо не продол­жающее, в зависимости от варианта игры.

Этот вид игр дает широчайшие возможности именно как принцип. Играя в «баранью голову» можно интересно и увлекательно провести даже такое скучное мероприятие, как опрос.

Например.

Тема игры - «Риторика»

Задача игроков - вспомнить все известные им слова, понятия, подхо­дящие к этой теме. Все, что они уже знают о риторике и о занятиях ею.

Ход игры:

1-й ученик. (Называет известное ему слово) Ритор.

2-й уч. (повторяет предыдущее, называет свое). Ритор, голос.

3-й уч. Ритор, голос, звуки.

4-йуч. Ритор, голос, звуки, жест.

5-йуч. Ритор, голос, звуки, жест, скороговорка ...

и так далее.

Забывая какое либо слово, участник игры произносит вместо него смешное сочетание: «баранья голова». При этом выбывает из игры, если же остается, то с условием, например до трех «бараньих голов», То есть он имеет право ошибиться, или забыть слово не более трех раз. Осталь­ные же участники так же вставляют в свой ответ забавное словосочета­ние, если оно прозвучало в речи предыдущего. Можно поставить перед учениками дополнительную, усложняющую задачу ~ «раскрасить» «ба­ранью голову» определенным к ней отношением, (удиниться, испугаться, обрадоваться - словом выполнить конкретную актерскую задачу, осуще­ствить простейшее словесное действие).

Например: (повторим предыдущий вариант, только с предполагаемой ошибкой).

1-й уч. Ритор.

2-й уч. Ритор, голос.

3-й уч. Ритор, голос (не может быстро вспомнить слово)..., баранья

голова!

4-йуч. Ритор, голос, баранья голова!, звуки.

И т.д.

Естественно, что победителем признается тот, кто не имеет ни одной «бараньей головы». Очень часто в классе оказывается несколько таких ребят. И тогда учитель объявляет «второй тур» игры. Теперь победители должны объяснить более подробно какое отношение к риторике имеют названные ими понятия. Каждый как бы «защищает» свой ответ, показы­вая тем самым, что не просто знает слово, но хорошо представляет его значение. Тот, кто сделает это убедительнее, тот и становится окончи тельным финалистом и получает высшую отметку.

Игра «Робинзон и Пятница»

Целевая установка игры в общем та же, что и у всевозможных вари­антов «бараньей головы» - развитие внимания, памяти, наблюдательности, быстрой речевой реакции и т.п. Но здесь прибавляется еще и умение найти емкую неожиданную характеристику, найти интересное определение знакомой вещи. Эта игра прекрасно развивает воображение, приучает к оперативному поиску нужного слова.

Ход игры:

Учитель показывает или называет какой-нибудь хорошо известный предмет. Например - карандаш. И предлагает ребятам объяснить, что же это за вещь и зачем она нужна. Но сделать это можно только с помощью всего одного слова или словосочетания, подкрепить которое разрешается соответствующим жестом или действием.

Например.

Учитель. Ребята представим, что все вы на несколько минут превра­тились в Робинзонов, а я в Пятницу. (Для тех, кто еще не знаком с этой историей, напомню, что Пятница был дикарем и жил на необитаемом острове. Робинзон же напротив, был человеком ученым, но случайно по­пав на этот остров, был вынужден общаться только с Пятницей, который не знал названия очень многих обычных для нас предметов. Итак, пожа­луйста, попытайтесь как можно проще, с помощью одного или двух слов, объяснить мне - Пятнице, что же за предмет находится у меня в руках (карандаш)? Если ваши слова обозначают какие-либо действия, попро­буйте показать их мне. Выиграет тот, кто придумает больше всего объяс­нений.

Итак, что же это?

1-й уч. Это палочка.

2-й уч. Деревянная.

3-й уч. Умеет писать. (Показывает).

4-и уч. Рисовать. (Показывает).

5-й уч. Может сломаться. (Показывает).

1-й. С начинкой!

2-й. Можно поточить. (Показывает)

3-й. Несъедобная палочка

4-й. Горит в огне.

5-й. Стирается резинкой.

И т.д.

Вариант 2

Условие объяснения немного меняется. В этом случае учитель пред­лагает представить на что или на кого похож предмет. Например. 1-й уч. Этот предмет похож на ветку дерева.

2-й. На палец.

3-й. На клюв цапли.

4-й. На гвоздь.

5-й. На стрелу.

И т.д.

Это более сложный вариант. Он требует богатого воображения, и пространственного мышления. Здесь, естественно, критерием оценки служит оригинальность и неожиданность, сопутствующие точному обра­зу. В этом варианте игры так же полезно требовать от учеников сопрово­ждать характеристики предмета простыми физическими действиями изо­бразительного порядка. Как правило, характер действия соответствует характеру найденной ассоциации, а следовательно характеру фонетиче­ского образа слова, обозначающего эту ассоциацию. Проявляется так называемый речеручной рефлекс. «...Известно, что движения руки отли­чаются не меньшим разнообразием, чем движении мускулов речевого аппарата Большую проекцию в двигательной области коры головного мозга занимают кисти и пальцы рук и органы речеобразования... Речевой процесс регулируется двигательным, слуховым и зрительным анализато­рами. Можно считать по этому, что речевая деятельность - это деятель­ность всего мозга в целом, а управление осуществляется из двигательной зоны коры головного мозга»1. Таким образом «необходимым условием речевого тренинга является развитие природных голосо-речевых данных не только в статичном положении, но и во время всевозможных движе­ний и мизансцен, вызванных логикой действия».

В интересующем нас случае риторической игры мы подкрепляем речеобразующую и двигательную работу головного мозга условием поиска точной и яркой ассоциации, представления зрительной картинки, что подводит ребенка к более целостному ощущению слова, не только его смысла, но и формы, которая имеет конкретную действенную оболочку, превращает слово в живую материальную сущность.

В комплексе внутренний и внешний процесс рождения слова в рас­сматриваемой нами игре, на наш взгляд, выглядит примерно так:

«Карандаш похож......... на........... гвоздь».

Ассоциация, -» физ. действие (этюд) -* слова.

Зрительная картинка (видение)

Ощущение

Результат; (кроме уже перечисленного, относящегося к внутренней технике риторического мастерства) - дикционно четкое, осмысленное произнесение каждого звука, интуитивное подчеркивание фонетического центра слова, рисующего его характер (например, твердых пучков со­гласных в слове «.гвоздь», в особенности начального звука). А также ис­пользование на подсознательном уровне, заложенных в творческую природу человека средств речевой выразительности - мелодической гибкости. голоса, его силы и тембральной окрашенности.

И если благодаря всем нашим стараниям ребенок почувствует характер слова, поймет, что тот же «гвоздь», в соответствии с формой звуков, рисующих смысл этого слова, совершенно невозможно тихо промямлить, • тем более «проглотить» начало или конец (иначе слово «гвоздь» просто не состоится!), если все это произойдет, то, думается, учитель может поздравить себя с маленькой победой.

Игра «Угадай задуманное»

Игры, построенные по этому принципу дети чрезвычайно любят и с увлечением играют в них не только на уроках. Рекомендуем использо­вать игру в конце занятия. Ход игры:

Вариант 1

Выбирается водящий, который на несколько минут удаляется из класса. Все остальные, вместе с учителем, загадывают предмет, находя­щийся в классе. Затем водящий возвращается, и ребята по очереди назы­вают различные определения задуманному предмету, соотносясь с кон­кретными ассоциативными категориями, заранее установленными учите­лем.

Например: Итак, каков этот предмет по размеру*!

Ученики: маленький, - не очень большой, - средних размеров, и т.д. (в этой игре можно повторять уже сказанное.)

Учитель: Какого цвета этот предмет?

Ученики: - коричневый, - зеленый и черный, - коричнево-зеленый, -с желтеньким... и т.д.

Учитель: На какое животное похож этот предмет?

Ученики: на кошку, - собачку-болонку, - на пушистую кошку, сидя­щую на окне, - на сову...

Учитель: Какое время года напоминает этот предмет?

Ученики: весну, - лето, - теплое время года, - время года, когда все расцветает...

Учитель: Как вы думаете, эта вещь полезная, может она, например, пригодиться в хозяйстве?

Ученики: - да, - и да и нет, - да, она воздух очищает, - нет, с ней ни­чего нельзя делать ...

Учитель: (к водящему) Есть ли у нас какие либо версии? Какой предмет мы задумали?

Водящий: это цветок в горшке.

Водящему предоставляется три попытки чтобы угадать. Если он уга­дывает, то выбирается новый водящий и игра продолжается.


Оценки в этой игре выставляются водящему, если он быстро угады­вает предмет, а также тому из учеников, кто дал наиболее интересное и точное определение. Арбитром, естественно, является учитель, но луч­шее определение можно выбирать коллективно.

Вариант 2

Еще один вариант этой же игры, чрезвычайно увлекающий детей.

Вместо предмета загадывается человек - кто-либо из присутствую­щих или из отсутствующих, но хорошо знакомых ребятам людей. Ход игры такой же, как и при отгадывании предмета.

Этот вариант имеет определенный психологический оттенок. Здесь важно сразу создать атмосферу доброй шутки и поставить условием что­бы все определения носили веселый, но ни в коем случае не оскорби­тельный характер. Учитель должен внимательно за этим следить. Хотя, как показывает опыт проведения таких игр с детьми младшего школьно­го возраста, они не придумывают друг другу каких-либо обидных харак­теристик, это касается уже более старших. Самый неожиданный случай был в нашей практике, на уроке в третьем классе, когда ребята загадали самого водящего и затем на редкость узнаваемо описали его. Но водящий себя все же не узнал.

Пример игры «Угадай задуманное».

Вариант 2

Учитель: Как вы думаете, какой цвет этому человеку больше всего подходит?

Ученики: синий, голубой, цвет морской волны, лимонный...

Учитель: А на какой цветок или растение этот человек похож?

Ученики: на колокольчик, василек, незабудку ...

Учитель: Какое время года он напоминает?

Ученики: лето, позднюю весну, раннюю осень...

Учитель: А на какого сказочного персонажа похож этот человек?

Ученики: на Дюймовочку, фею, принцессу на горошине... и т.д.

Игра «Послушай тишину»

Игра хорошо проводится как в начале, так и в середине урока, также ее можно использовать как домашнее задание.

Игра удовлетворяет целевым установкам, уже перечисленным ранее, но так же воспитывает способность быстро сосредотачиваться.

Ход игры. Учитель предлагает детям на одну-две минуты замереть, посидеть тихо-тихо и прислушаться к окружающим звукам - в классе, в школе, за окном. А затем каждый из ребят, вступая в игру, рассказывает о звуке, который он услышал и пробует изобразить этот звук с помощью звуков, используемых в речи. Следующий участник игры, естественно, не должен повторять звук соседа. Тот, кто ничего не услышал, или не смог придумать, как этот звук показать, выбывает из игры. Победителем становится тот, кто услышал наибольшее количество звуков и хорошо изобразил их.

Пример.

1-й ученик. Я слышал, как муха билась о стекло и жужжала.

2-й уч. А я услышал, как через школьный двор проехал мотоцикл:

рррр-рррррр-ррр... 3-й уч. Ветер шелестел листьями: ппп-шшш-вшшш . . . 4-й уч. В коридоре кто-то прошел на высоких каблуках:







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 420. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.042 сек.) русская версия | украинская версия