Операции сдвига
Битовый сдвиг — изменение позиций битов в слове на одну и ту же величину. Для обеспечения работы с битами существует ряд машинных инструкций, включающие различные типы сдвигов. Все сдвиги похожи друг на друга поведением средних битов, которые просто сдвигаются влево или вправо на определённую величину. Однако, поведение крайних битов, которые уходят из слова и которые появляются в слове, зависит от типа сдвига: Сдвиг, при котором уходящий бит уходит, не влияя на оставшееся биты, а на место появившегося бита записывается бит 0. Пример работы операций сдвига: 1. Логический сдвиг Пусть у нас есть число 0b10101010. Если сделать сдвиг влево на 1 бит, то получим число 0b01010100 Если сделать сдвиг исходного числа вправо на 1 бит, то получим число 0b01010101 Уходящий бит сохраняется в флаге переноса. Эта функция широко используется при работе с многобайтовыми числами. 2. Арифметический сдвиг При этом сдвиге слово рассматривается не просто как группа битов, а как целое число в дополнительном коде. При сдвиге влево ведёт себя как логический сдвиг, при сдвиге вправо: уходящий бит уходит, не влияя на оставшиеся биты, а на место появившегося бита устанавливается бит, соответствующий знаку. Пример работы операции сдвига: Пусть у нас есть число 0b11111010b. Если сделать сдвиг влево на 1 бит, то получим число 0b11110100b Если сделать сдвиг исходного числа вправо на 1 бит, то получим число 0b11111101 Легко заметить, что при арифметическом сдвиге сдвиг влево соответствует умножению на 2, а сдвиг вправо — делению на 2. 3. Циклический сдвиг через бит переноса При этом сдвиге уходящий бит появляется на месте появившегося. Данная операция выполняет циклический сдвиг над 9-битным числом, состоящим из регистра и флага переноса. Пример работы операции сдвига: Например, если у нас в регистре число 0b11111010, флаг переноса равен 0: После сдвига влево на 1 бит: в регистре 0b11110100, флаг переноса равен 1 После сдвига вправо на 1 бит: в регистре 0b01111101, флаг переноса равен 0 Индивидуальное задание 1 Использование арифметических команд
Выполнить операции сложения и вычитания с парой чисел, указанной в таблице, после каждого действия посмотреть содержимое регистра флагов, объяснить значение каждого флага.
Индивидуальное задание 2 Использование логических побитовых команд Создать программу, устанавливающую биты регистра результата в соответствии с условием, заданным в таблице. 1 – всегда единица, не зависит от исходных данных 0 – всегда ноль, не зависит от исходных данных x1, x2 может принимать значения 1 или 0 в зависимости от проверочного числа - – значение бита не оказывает влияния на результат y1=x1 или x2 y2=x1 и x2 y3=x1 исключающее или x2 y4=логическое отрицание для x1
Лабораторная работа №2 Доступ к памяти и периферийным устройствам микроконтроллеров AVR. Инициализация стека. Команды безусловных, условных переходов и вызова подпрограмм. Команды доступа к ОЗУ.
|