Девятнадцатый век1 СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия; 2 СНиП 3.04.03-85 Защита строительных конструкций и сооружений от коррозии; 3 СНиП 12-01-2004 Организация строительства; 4 СНиП 12-03-2001 Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования; 5 СНиП 12-04-2002 Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство; 6 СНиП 23.05-95* Естественное и искусственное освещение; 7 ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения; 8 ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности; 9 ГОСТ 12.1.005-88* ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны; 10 ГОСТ 12.1.012-90 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования; 11 ГОСТ 12.3.005-75* ССБТ. Работы окрасочные. Общие требования безопасности; 12 ГОСТ 12.3.009-76* ССБТ. Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности; 13 ГОСТ 12.4.011-89 ССБТ. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация; 14 ГОСТ 12.4.041-89 ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие. Общие технические требования; 15 ГОСТ 6617-76* Битумы нефтяные строительные. Технические условия; 16 ГОСТ 9548-74* Битумы нефтяные кровельные. Технические условия; 17 ГОСТ 9812-74* Битумы нефтяные изоляционные. Технические условия; 18 ГОСТ 10597-87* Кисти и щетки малярные. Технические условия; 19 ВСН 214-82 Сборник инструкций по защите от коррозии; 20 ПОТ Р М-016-2001 Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок, М., 2001 г.; 21 ПОТ Р М-017-2001 Межотраслевые правила по охране труда при окрасочных работах М., 2001 г.; 22 ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. МЧС России, М., 2003 г.; 23 СП 12-135-2003Безопасность труда в строительстве Отраслевые типовые инструкции по охране труда, Госстрой России, М., 2003 г.; 24 ТР 94.08-99.2000 Технический регламент операционного контроля качества строительно-монтажных и специальных работ при возведении зданий и сооружений. Устройство гидроизоляции подземной части здания; 25 Методическое пособие по разработке решений по экологической безопасности строительства в составе ПОС и ППР. ОАО ПКТИпромстрой, М., 2003 г.; 26 Единые нормы и расценки на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы. Сборник 11. 0164S10-10444
Основные этапы развития литературно-критической мысли Девятнадцатый век В девятнадцатом веке литературоведение оформилось в отдельную науку, занимающуюся теорией и историей литературы и включающую в себя ряд вспомогательных дисциплин — текстологию, источниковедение, библиографию и др. В области литературы XIX век начался подлинной революцией — возникновением романтизма. Последний взорвал и перевернул практически все прежние представления о литературе. Основной "внешней" причиной возникновения романтизма была Великая французская революция, приведшая к разочарованию в разуме и к отчуждению индивида от общества. Но к романтизму вела и внутренняя диалектика развития литературы. В теоретическом плане это выразилось в знаменитом споре между "вкусом и гением", возникшим во второй половине XVIII века. Сторонники "вкуса", в частности Вольтер, защищали позиции классицизма. Культ же «гения» вел к романтизму. Полная независимость поэта, художника, его освобождение от нормативности и пут классицизма — одно из главных требований и одна из важнейших черт романтизма. Романтизм, заявивший о себе на рубеже XVIII и XIX вв., выразил себя и в области художественного творчества в литературной теории. Первыми и крупнейшими теоретиками романтизма были Фридрих Шлегель ("Фрагменты". 1798, "Разговор о поэзии", 1800) и Август Шлегель ("Лекции о драматическом искусстве и литературе". 1808) в Германии; У. Вордсворт ("Предисловие к лирическим балладам", 1800) и С. Кольридж ("Литературные биографии", 1817) в Англии; В. Гюго ("Предисловие к "Кромвелю", 1827) во Франции. Уже в самом начале эпохи романтизма были теоретически осмыслены основные его особенности, и проведена четкая грань между ним и классицизмом. Эстетические взгляды романтиков были весьма различны, но всех их объединял культ творческой личности, "гения". Культ гения был особенно развит в теориях йенских романтиков (братья А. и Ф. Шлегели, Л Тик. Новалис). Последние пророчили наступление эры нового мифотворчества, которое возникнет, в отличие от "эмпирического" древнего мифа, "из духа". Мысль близкого к ним философа Ф. Шеллинга о том, что дух и природа тождественны, то есть что "дух" пронизывает все сущее в мире, они положили в основу своих рассуждений о новом мифологическом синкретизме — наука и все другие виды человеческой деятельности станут произведениями искусства, поэзии. Уже йенские романтики с их тягой к мистике, средневековью и осуждением античности стали с симпатией относится к национальному фольклору (Тик, например, собирал и обрабатывал варианты "Песни о Нибелунгах"). Однако подлинный культ народного творчества показателен для гейдельбергского кружка немецких романтиков (Л. Арним, К. Брентано, братья Я. и В. Гримм) К народным истокам тяготели и английские теоретики романтизма, прежде всего У. Вордсворт. В эпоху романтизма впервые было четко сформулировано положение об историческом и национальном своеобразии литературы. В лоне романтизма возникла и первая мифологическая школа в литературоведении. Толчком для ее развития послужила книга Якоба Гримма "Немецкая мифология" (1835). Основным исследовательским принципом школы было отыскание в фольклорных и даже литературных произведений "прамифа" или "первомифа", к которому, как к первичной биологической клетке, сводилось все позднейшее творчество. Эта школа, зародившись в Германии, оказала большое влияние на литературоведение других стран, включая Россию. В Германии и России интерес к отечественной мифологии способствовал росту национального самосознания. А в области литературоведческих исследовании помогал определить истоки и исторические пути развития многих фольклорных жанров. В Англии же усилия ученых были направлены не столько на выявление истоков национальной литературы, сколько на глубокое изучение природы мифа. Две английские школы мифологов — лингвистическая (М. Миллер) и антропологическая (Э. Тайлор, Э. Лэнг, Дж. Фрейзер) — были ведущими в науке о мифе и оказали огромное влияние на литературоведение как своего, так и XX в., причем в нашем веке их влияние на литературные теории было особенно сильным. В русском литературоведении идеи названных англичан использовали такие выдающиеся ученые как A. Афанасьев и А. Потебня, развивающие идеи лингвистической шко- Самым выдающимся литературоведом и критиком эпохи романтизма был Шарль Сент-Бев (1804—1869). Поэт-романтик, соратник B. Гюго, он и в науку о литературе внес дух и понятия романтизма, Исследовательский метод Ш. Сент-Бева получил название "биографического".Несомненно, что этот метод был шагом вперед по сравнению с методологией классицистов, однако и он вскоре был подвергнут критике за свою узость. С резким осуждением "французской критики" то есть биографического метода выступил В. Белинский, подчеркивавший самоценность художественного произведения. "Что мы знаем, например, о жизни Шекспира? — восклицал русский критик. — Почти ничего. Но от этого его произведения не делаются для нас менее ясными". В споре двух выдающихся критиков истину можно найти, скорее всего, в золотой середине: в лирике биография поэта объясняет многое, тогда как проза чаше тяготеет к объективности. В любом случае идеи Сент-Бева оказали чрезвычайное влияние на все дальнейшее развитие литературоведения. Учеником Сент-Бева считал себя другой выдающийся литературовед — Ипполит Тэн (1828-1893), идеи и методология которого были определяющими для европейского литературоведения второй половины XIX века. Это было время расцвета реализма и натурализма в литературе, а также позитивизма в философии, возникшей на волне невиданного расцвета естественных наук. Позитивисты во всем стремились к определенности и лабораторной точности. Все туманно-романтическое ими отвергалось. Основное, к чему стремился И. Тэн — найти твердые научные принципы, которые обеспечивали бы анализ отдельных произведений, так и целых литературных эпох. В этом отношении И. Тэн пытался поставить романтическую методологию Ш. Сент-Бева на строго научные рельсы. И. Тэн был основоположником крупнейшей литературоведческой школы, ставшей известной под названием культурно-исторической. Как и мифологическая, эта школа получила общеевропейское распространение. Ш. Сент-Бев объяснял творчество писателя только особенностями его личной жизни. И. Тэн брал шире — литература в целом и творчество отдельного писателя в частности понимались как порождение исторической эпохи, социальной и географической "среды" и национальных, "расовых" особенностей. "Исходная точка данного метода, — писал И. Тэн в своей основной теоретической работе "Философия искусства" (1869), — состоит в признании того, что произведение искусства не есть нечто обособленное". Последнее, по мысли философа, не просто порождение фантазии художника, а слепок "мировоззрения и нравов" породившей его эпохи. Такая установка способствовала пониманию исторического и социального аспектов литературы. Однако роль последней упрощалась. Она становилась скорее служанкой истории, чем носительницей собственных эстетических и художественных свойств. Вторжение в литературу истории и социологии дополнялось у И. Тэна и использованием методологии естественных наук. Эта типично позитивистская установка позволяла И. Тэну предложить свою знаменитую триаду — "среда, эпоха, раса" — в качестве универсальной формулы, объясняющей все тайны литературы. Под "'средой" Тэн подразумевал климат, географические особенности и социальные обстоятельства, под "расой" — врожденный темперамент и другие психологические и физиологические особенности нации. С помощью этой формулы Тэн пытался даже "научно прогнозировать" развитие литературы и искусства в будущем. Так, жизнерадостность искусства и литературы итальянцев французский литературовед объяснил тем, что они живут "посреди прекрасной природы, на берегу великолепного веселого моря". Совсем другая "среда" у немцев, чем и объясняется мистическая "туманность" их художественного творчества. Говоря о будущем искусства, И. Тэн строго детерминирует его всемогущими и всеобъясняющими, с его точки зрения, "средой, эпохой, расой": И. Тэн и его многочисленные сторонники в разных странах (П. Лакомб во Франции, Г. Геттнер в Германии, Г. Брандес в Дании и др.) предприняли первую попытку сделать литературоведение точной, почти лабораторной наукой. Подобные попытки будут неоднократно предприниматься и в XX веке, пока наконец не станет очевидным, что стремление применить к литературе естественнонаучные методы исследования ведет, при некоторых положительных результатах, к жесткому детерминизму и упрощенному толкованию сущности творчества. В известной мере традиции культурно-исторической школы продолжала, видоизменившись, так называемая "органическая критика",зародившаяся еще в недрах романтизма. Гете и романтики, борясь против нормативной механистичности классицистов, противопоставляли им взгляд на произведение как на нечто органическое, порожденное не аристотелевскими правилами, а душой автора. Соответственно и нормативную критику, названную Гете "деструктивной", они стремились заменить "конструктивной" или "органической". Такой она была у Сент-Бева. Но если романтики отыскивали в произведении духовную целостность, выражение души автора, то позитивисты, последователи Тэна, заложили основы той "физиологической" эстетики, о которой будет писать Л. Толстой в книге "Что такое искусство?" и которая в XX веке найдет наиболее яркое выражение в работах 3. Фрейда и его последователей. В России идеи культурно-исторической школы получили широкое распространение. Однако ведущие русские литературоведы второй половины XIX века отчетливо видели не только достоинства, но и недостатки методологии И. Тэна. Практически все русские литературоведы, испытавшие влияние И. Тэна (А. Пыпин, А. Веселовский, Н. Тихонравов, Н. Стороженко и др.), в большей или меньшей степени преодолевали слишком узкие рамки культурно-исторической школы. В значительной степени этому способствовали идеи Белинского, на которых воспитывалось несколько поколений литературной интеллигенции. Прямо осуждая Сент-Бева, Белинский потенциально не принимал и методологию Тэна, ибо видел в произведении прежде всего самоценный эстетический объект, а не "слепок" социальной или географической среды, национальной психологии или темперамента. При этом Белинский не концентрировал внимание только на эстетическом значении произведения. У него эстетическое и общественно-историческое уравновешены. И то и другое одинаково важно. Правоверных же последователей Тэна эстетическое практически не интересовало: произведение было для них важно лишь как документ, "слепок" породивших его среды, эпохи, расы. Не удивительно, что крупнейший русский литературовед XIX века, Александр Веселовский, испытавший в молодости влияние культурно-исторической школы, позже преодолел ее ограниченность и стал основоположником оригинального направления в литературоведении, заложив основы школы сравнительно-исторической. Эта школа, также не лишенная определенных недостатков, в основном преодолевала детерминизм методологии И. Тэна и, главное, была значительно плодотворнее своей предшественницы. Веселовский связывал развитие литературы с историей народа, но возражал против перенесения законов развития природы на развитие общества, как это делали позитивисты. Основное внимание он уделял исторически обусловленной эволюции художественного творчества, скрупулезно исследуя, в частности, развитие и взаимопроникновение сюжетов. Последние рассматривались как в историческом плане — от мифа и до нового времени, так и в структурном — от первичного сюжета, "мотива" до самых сложных сюжетных форм. Веселовский сделал так много открытий в области "сюжетосложения" и структуры произведения, что оказал заметное влияние на зарождение структурализма в XX веке. Но главным у него был все же исторический подход к литературе, которая, по его мнению, развивается по своим особым законам. Установлению этих законов и посвяшена его знаменитая работа "Историческая поэтика" (1897-99). Итак, Сент-Бев основное внимание уделял личности художника, ее особенностям, Тэн — особенностям эпохи, среды и расы, Веселовский же рассматривал конкретную национальную литературу на фоне всего исторического развития, как общественного, так и художественного, не упуская при этом из виду эстетическую и "индивидуальную" ее специфику. Борьба между позитивистскими и антипозитивистскими подходами к литературе, художественному творчеству продолжится и в XX веке и будет весьма острой и драматичной.
|