VIII. Распределение энергии
A. Общая характеристика. Исследователь должен постараться оп Б. Контроль. Поскольку методика ДДЧ часто вызывает у испытуемых значительный всплеск эмоциональности и, кроме того, позволяет вести за ними скрытое наблюдение (которого испытуемые, как правило, не замечают), она дает исследователю возможность получить ценную информацию относительно стимулированности испытуемого (то есть насколько легко он поддается стимулированию) и его способности сдерживать свои импульсы. B. Согласованность. Предполагается, что у среднего испытуемого Предполагается, что заметная психомоторная активация имеет патоформный характер. Она свидетельствует о наличии чрезмерной стимулированности испытуемого и ограничении торможения. Устойчивое пси- ДЖ. Бук. Тест «Дом, Дерево, Человек» хомоторное ослабление говорит о присутствии органического фактора. Разброс по данному фактору должен рассматриваться как весьма подозрительный. По-видимому, его можно объяснить реакцией индивида на рисунок или на некий его фрагмент (фрагменты). IX. Комментарии Комментарии могут быть либо устными, либо письменными. Письменные комментарии — имена людей, названия улиц, деревьев и т.д. или числа, а также геометрические фигуры или неразборчивые каракули, понятные для самого испытуемого, — имеют, до сих пор почти в каждом случае подтверждаемый, по меньшей мере патоформный характер. По-видимому, они выражают: (1) общую навязчивую потребность в максимальном контроле ситуации (признак базовой незащищенности) или (2) конкретную навязчивую потребность компенсировать овладевшую им идею или чувство, которые были активизированы чем-то в рисунке или пост-рисуночной ситуации. Комментарии могут быть спонтанными или спровоцированными исследователем. Было обнаружено, что практичнее всего анализировать комментарии в соответствии с той конкретной фазой ДДЧ, во время которой они были сделаны, то есть фазой рисования или пост-рисуночной фазой. Установлено, что в процессе рисования большинство комментариев имеют спонтанный характер, так как в это время исследователь должен по возможности воздерживаться от влияния, которое могло бы помешать какому-либо высказыванию испытуемого в момент отрыва карандаша от бумаги. Разумеется, в пост-рисуночной фазе большинство комментариев вызвано прямыми или косвенными вопросами исследователя. Однако возникшие во время ПРО спонтанные высказывания обычно оказываются весьма информативными. А. Комментарии рисуночной фазы. Было обнаружено, что процесс изображения дома, дерева или человека и/или их последующее обсуждение вызывает у испытуемых сильные эмоциональные реакции, в результате которых они способны или вынуждены вербализовать материал, который до настоящего времени подавляли или считали невыразимым. Из этого следует, что может быть чрезвычайно полезно анализировать спонтанные комментарии испытуемого, сделанные в процессе рисования или ПРО. 1) Объем комментариев. Полное отсутствие спонтанных комментариев фактически подтверждает предположение, что испытуемый склонен к замкнутости, однако многие хорошо приспособленные испытуемые также не делают спонтанных комментариев. Патоформность отсутствия спонтанных комментариев можно отчасти объяснить в процессе определения общего отношения испытуемого к выполняемому заданию или беседе. Гораздо более значимыми моментами, чем отсутствие комментариев, являются: (1) наличие чрезмерного количества комментариев и (2) вербализация материала, который на первый взгляд может показаться странным или совершенно не относящимся к делу. Нередко встречаются хорошо приспособленные испытуемые разного уровня интеллекта, прибегающие к высказываниям типа алиби, Проективные методы такими как: «Меня не учили рисовать, когда я ходил в школу» или «Я никогда не обучался рисованию». Иногда в процессе рисования испытуемые устно выражают чувство тревоги, неполноценности и враждебности в таком объеме, что исследователь не может записать их дословно. Тем не менее в таких случаях он должен сделать все возможное, чтобы записать основную тему высказываний испытуемого. Нижеследующие примеры должны дать читателю представление о том, какую информацию может получить исследователь на основании спонтанных комментариев. 65-летней женщине с психоневрозом, переживающей чувство вины, навязчивые идеи, в том числе подозрения в неверности собственного мужа и т.д., так интенсивно, что она не поддавалась ни психотерапии, ни даже шоковой терапии, предстояло перенести предфронтальную лоботомию. Выполняя рисунок дома, она сказала: «Я никогда в жизни не рисовала ничего подобного. Я должна рисовать так (горизонтально)? Вы бы не стали в нем жить. Вам бы не понравился мой архитектурный стиль. Вы бы не признали его». Исследователь: «Почему вы так считаете?» Испытуемая: «Я не знаю, с чего начать, — с фундамента или окон?..» Исследователь: (видя, что пациентка становится очень напряженной и заметно взволнована из-за неспособности хорошо выполнить рисунок): «Рисуйте так, как сможете, и не волнуйтесь». Испытуемая: «Спасибо за поддержку. Посмотрите, окна все разные. Вы бы не признали во мне плотника. Вы следите за мной? Самое трудное для меня — это крыша! Мне нарисовать крыльцо — здесь, а там — ступени?» (Тут испытуемая стала использовать ластик в качестве линейки, и когда ей сказали, что этого делать нельзя, она попыталась стереть все, что нарисовала прежде.) Испытуемая: «Тогда где же будет дверь? Окна у меня получились не там, где надо. Здесь я нарисую дверь, как бы это сделать, доктор? Как вы считаете, это будет честно, если я посмотрю, с какой стороны находится дверная ручка? Если я нарисую к ней несколько ступеней, это будет правильно? Здесь — фундамент. Думаете, было бы лучше нарисовать маленькие окна на этой стороне? Я считаю, что да. Это ребенок плачет? Он что, плакал так все это время? Не очень аккуратная конструкция, не так ли? Это проверка нервозности? Аккуратности? Это могло бы быть интересным, если не нервничать так». Исследователь: «Почему же вы нервничаете?» Испытуемая: «Такой у меня характер. Вы имеете представление, сколько сейчас времени? Вы бы не стали здесь жить. Фундамент не прочный и не безопасный». Исследователь: «Почему вы считаете, что фундамент не прочный?» Испытуемая: «Его построили так быстро... ненадежно... О, я завидую всем, кто может сидеть вот так и делать что-нибудь так же, как вы, быть уверенным в этом. Что же это? Я — хозяин своей судьбе, господин своей душе? Вы полагаете, что кто-то это может для меня устроить?» ДЖ. Бук. Тест «Дом, Дерево, Человек» Исследователь: «Почему вы думаете, что нет?» Испытуемая: «Я думаю, может быть — это мой возраст... Я думаю, врачи знают, что они делают, но допускаете ли вы, что в моем возрасте можно вернуть назад все то, что было потеряно, и все время знать, что делаешь?» Постоянное обращение пациентки к фундаменту дома отразило ее ощущение, что основание ее собственной домашней ситуации разрушено откровенной неверностью ее мужа либо ее собственными подозрениями — она никогда не была уверена, что он действительно изменял ей. Однако самыми значительными симптомами были ее рассеянность, потрясающая болезненная неуверенность и чувство неполноценности. Эти комментарии были сделаны за 27 мин. 35 сек. во время рисования дома. Молодой человек с уровнем интеллекта выше среднего, обнаруживший общую тревожность, множество фобий и некоторые обсессив-но-компульсивные реакции, во время рисования дерева сделал следующие комментарии: 1) «Скопировать? Вы хотите, чтобы я нарисовал его, глядя на образец?» 2) «Я бы нарисовал ель, но вы сказали, что нужно дерево». Исследователь: «Почему вы думаете, что ель не дерево?» Испытуемый: «Мне было бы гораздо проще нарисовать черта, чем это дерево (в этот момент испытуемый стер все, что он нарисовал, — лиственное дерево). Я пробовал рисовать его раньше». 3) «Теперь, если бы я нарисовал дерево и поместил бы его во дворе моего дома, — это все, что я хотел бы нарисовать». Первый комментарий испытуемого, по-видимому, отражает его устойчивую потребность в конкретной и чрезвычайно подробной формулировке задачи, ибо он уже нарисовал дом и к этому времени должен был понять, что рисунки должны быть его собственным творением. Второй комментарий сперва смутил исследователя, потому что показался ему странным. Однако в ПРО обнаружилось, что именно эту ель, выбранную им для рисунка дерева, он много раз рисовал раньше; она напомнила ему о матери, которую он так прочно отождествил с елью, что, вероятно, был не в состоянии рассматривать стереотип дерева просто как дерево. Его последний комментарий помог формально идентифицировать местонахождение дерева, воспроизведенного в рисунке. В ПРО он не смог определить, находится ли нарисованное дерево во дворе родительского или его собственного дома, что, в свою очередь, ярко отображает его «неприкаянность» в выборе между этими домами. Мужчина, шизоид, импотент, который в течение ряда лет пытался «забыться» в работе, в то время, пока рисовал человека (больного пожилого мужчину, который, сидя на плетеном стуле в форме колыбели, глядел в камин), высказал следующие спонтанные комментарии: «Карикатуру нарисовать или что?» Испытуемый вздохнул, начиная рисовать живот человека. Несколькими секундами позже исследователь отметил, что испытуемый, очевидно, решил нарисовать только бюст, и повторил первоначальную инструкцию нарисовать человека в полный рост. «Хорошо, в таком случае посмотрим, смогу ли я вообще что-нибудь нарисовать». Испытуемый вздыхал, пока рисовал нижнюю линию фуфайки. Когда рисовал воротник, он Проективные методы сказал: «Черт возьми, не получается пропорционально. Я сделаю из него маленького коротышку». (Смеется.) Испытуемый кашляет и затем напевает что-то про себя, пока рисует глаза и брови. В то время, когда он рисовал рот, он воскликнул: «Вы читали эти ужасы в «Тайме»? Кто-то нашел столетнюю мумию! «Заштриховывая галстук нарисованного человека, он сказал: «Я думаю, что это старый человек, который сидит на стуле в купальном халате, с пледом или с чем-то вроде того». Затем он мурлычет и слегка посвистывает. В то время пока испытуемый рисовал внутреннюю часть камина, он заметил: «Не могли бы вы быть несколько теплее, чем тот, кто смотрит на мой камин?» Последний комментарий он сделал во время штриховки камина, подразумевающей материал, из которого он сделан: «Поправляется». Можно заметить, что вначале испытуемый выразил враждебность; 1) намекая, что он хотел изобразить человека в виде карикатуры; 2) игнорируя инструкцию нарисовать человека в полный рост, к тому времени, когда человек был наполовину закончен, он попытался дать понять, что продолжать не имеет никакого смысла, что можно расценить как неприятную шутку. В конце концов испытуемый нарисовал человека, находящегося в его гостиной, о котором почти наверняка можно сказать, что это автопортрет. Его предсказывающий комментарий «Поправляется» позже был клинически подтвержден. Эти комментарии были сделаны в течение 50 минут, которые он потратил на изображение человека. Возможно, динамика «отрыва карандаша» объясняется следующим образом. В то время, когда та часть личности, которая отвечает за защиту эго и подавляет вербализацию определенного материала, «отвлекается» на процесс рисования, ранее вытесненный материал может быть вербализован. 2) Уместность комментариев. По степени неуместности комментарии делятся на лишние, неуместные и странные. Лишним спонтанным комментарием, например, считается словесное описание той детали, которая не требует определения: «Я хочу нарисовать на нем этот галстук». Подобные комментарии встречаются довольно часто и, возможно, выражают: (1) потребность в тщательном структурировании ситуации и, таким образом, представляют собой базовую незащищенность; (2) попытку ослабить напряжение ситуации тестирования посредством вербализации. Неуместный комментарий — это комментарий, не имеющий ничего общего с выполняемым заданием, например: «Вы сказали, что это ваш первый день здесь?» (Относительно замечания исследователя, сделанного ранее при установлении контакта.) Тщательный анализ на вид неуместных замечаний может оказаться весьма стоящим; одна молодая женщина (диагн.: психоневроз) заметила: «Я всегда рисую деревья одинаково». Замечание было сделано необычно резким тоном. В пост-рисуночной беседе исследователь задал уточняющие вопросы об этом замечании и услышал рассказ о ранее скрытом болезненном травматическом опыте, который испытуемая пережила несколько лет тому назад, находясь в художественной школе. ДЯс Бук. Тест «Дом, Дерево, Человек» Явно странными можно назвать комментарии, сделанные женщиной (диагн. кататоническая шизофрения) во время изображения дома: «Восемь дней вместо одного... секунд, однако, восемь... шестьдесят секунд... в високосном году шестьдесят пять, я думаю... двадцать дней в марте... представляю себе...» (Паузы в речи отмечены многоточием.) По окончании рисунка она написала на странице рисуночной формы: «Сейчас — 60, в марте не может быть 820». Этот комментарий носит явно патологический характер. 3) Диапазон комментариев. Если в комментариях затронут широкий круг тем, это не обязательно является признаком патологии, так как любая тема может иметь отношение к рассматриваемому рисунку, но слишком широкий круг неуместных тем должен рассматриваться как очень подозрительный случай. Например, комментарии женщины (диагн. ипохондрический невроз), сделанные во время рисования, составили довольно законченный, но очень разрозненный автобиографический рассказ. 4) Субъективность комментариев. Идеи отношений1 и идеи преследования2 часто выражаются довольно свободно (очевидно, это обусловлено фактором «отрыва карандаша») и более или менее говорят сами за себя. 5) Эмоциональность комментариев. Многие испытуемые становятся весьма эмоциональными во время рисования или пост-рисуночного опроса, возможно, из-за выражения через рисунок и/или вербализацию до настоящего времени подавленного материала. Исследователь обязательно должен вести тщательную и исчерпывающую запись любых эмоциональных проявлений испытуемого, насколько это возможно, независимо от их значительности. Любой испытуемый, независимо от того, насколько хорошо он приспособлен, может проявлять в ситуации тестирования некоторые признаки испуга. Однако при отсутствии у испытуемого признаков личностного дисбаланса или неприспособленности проявление с его стороны как постоянных второстепенных, так и более сильных эмоциональных выражений, а также неподвижности аффекта кажется маловероятным. Присвоение конкретной оценки будет зависеть от интенсивности, продолжительности и типа эмоционального проявления. 6) Обусловленность комментария. Считается, что спонтанные ком В результате более тщательного исследования может обнаружиться, что безобидное на первый взгляд спонтанное замечание в действи- 1 Симптом, часто психотический, при котором индифферентные явления воспринимаются индивидом так, будто имеют к нему отношение. 1 Подозрения о преследовании, не достигающие степени навязчивости. Проективные методы тельности является патоформным. Спонтанные комментарии часто могут быть значимыми сами по себе, но их информативность еще более возрастает, когда они оцениваются с точки зрения обусловленности. Один комментарий может иметь несколько значений. Нет ничего необычного в том, что испытуемый возражает против просьбы исследователя выполнить рисунок, и не редкость, что он сразу после завершения рисунка спонтанно комментирует его недостатки. При прочих равных условиях те спонтанные комментарии, которые произошли некоторое время спустя после начала рисования и до его окончания, а также в процессе пост-рисуночного опроса, являются наиболее значимыми. Б. Пост-рисуночные комментарии. Детальное описание ПРО в отдельном разделе должно дать довольно полное представление о его конкретной цели. Однако было установлено, что анализ как спонтанных, так и спровоцированных исследователем реакций испытуемого в ПРО с точки зрения нижеследующих критериев также заслуживает внимания. 1) Объем комментариев. Отсутствие комментариев в ПРО расцени Самая продолжительная серия спонтанных комментариев, с которой столкнулся автор, принадлежала мужчине, явному психоневротику, который, отвечая на вопрос Д22, вошел в состояние, подобное трансу, и высказал несколько тысяч слов в виде свободных ассоциаций относительно нарисованного им дерева, а также висевшей на стене кабинета картины с изображением деревьев, ни одно из которых не походило на нарисованное испытуемым. 2) Уместность. Ответ, подобный тому, который был получен на вопрос 41 — «Да, это мужчина, это видно по усам», — считается лишним. Неуместным можно назвать ответ испытуемого в предпсихотичес-ком состоянии на вопрос 42: «Этому человеку 100 лет, а мне 27». Очень странным был ответ очень возбужденного пациента на вопрос Д14: «Всякая. Это и снег, и лето, и осень, и дождь, и засуха, в общем, все вместе!» 3) Диапазон. В пост-рисуночном опросе диапазон тем для ответа более или менее ограничен вопросом, по крайней мере теоретически. Любое значительное отклонение от темы должно расцениваться как па-тоформное. 4) Субъективность. Здесь исследователь должен определить степень идентификации испытуемого с любым из нарисованных объектов и ха- ДЖ. Бук. Тест «Дом, Дерево, Человек» рактер этой идентификации. Юноша психопатического склада нарисовал дерево, которое имело множество признаков мужского тела; торчащий из ствола короткий сук походил на эрегированный пенис. Если же расценивать дерево в качестве автопортрета, то, по-видимому, испытуемый чрезмерно акцентируется на объекте, занимающем его мысли. На вопрос Д10 испытуемый ответил немедленно: «Я смотрю вниз, на него». И при этом выделил интонацией слова «на него». 5) Реальность в комментариях. Как уже говорилось в довольно объемном описании ПРО в отдельном разделе, ответы испытуемого могут предоставить исследователю информацию о способности испытуемого понимать реальность, которая, в свою очередь, способствует оценке общей приспособленности испытуемого, а также уровня его интеллекта. Особенно полезны в этой связи ответы испытуемого на вопросы 41, 42, 46, Др1, Дрб, Др10, Др12, Др16, Д1, Д2, Д7, Д8, Др20, Др22, 412, 414, а также ответы на дополнительные вопросы 418, Др23, Д15 и 420. 6) Эмоциональность. Эмоциональные проявления встречаются несколько чаще в процессе ПРО, чем во время непосредственного выполнения рисунков. Очевидно, именно на этой стадии выражение эмоций осуществляется легче, чем где-либо еще, вследствие того, что подавленный материал удерживался до этого момента. В некоторых случаях имеют место некие проявления, родственные отреагированию (абриакции) ранее имевшегося опыта. Можно предположить, что случаи выражения более сильных или незначительных, но постоянных эмоциональных проявлений, а также любые отмеченные признаки неподвижности аффекта являются весьма подозрительными. Косвенное выражение эмоциональности и ее предполагаемая причина могут проявиться в ответах на дополнительные вопросы, начинающиеся с Д17. О них довольно подробно было сказано в отдельном разделе. В пост-рисуночных комментариях о рисунке человека испытуемый часто позволяет себе открыто выразить свои чувства и отношения к межличностным взаимосвязям в целом и по отношению к конкретным случаям. 7) Фактор «жизни» в комментариях. Средний, хорошо приспособленный испытуемый воспринимает нарисованный им дом как жилой (то есть содержащий жильцов), а дерево и человека — живыми. Ответы в ПРО, свидетельствующие о том, что испытуемый воспринимает дом пустующим, дерево умирающим или мертвым, а человека больным, умирающим или мертвым, по-видимому, говорят о плохой приспособленности испытуемого. 4ем менее одушевленным с точки зрения испытуемого является рисунок и чем большее число объектов он воспринимает лишенными жизни, тем глубже его предполагаемый уровень дезадаптации. 8) Движение. При рассмотрении фактора движения в рисунке (см. наст. разд. «Перспектива») было указано, что для его передачи дом и дерево должны иметь заметно искаженный вид, и такое изображение подразумевает серьезное расстройство личности. Однако движение человека, отраженное в рисунке, не обязательно содержит какие-либо иска- Проективные методы жения, его диагностическое значение зависит от качества движения, которое можно определить только на основании ответов испытуемого на вопросы ПРО, касающихся движения. Например, исследователь не должен делать поспешных выводов о том, что испытуемый чаще всего чувствует себя свободно и комфортно при обращении с другими людьми только на основании улыбки нарисованного человека и утвердительного ответа испытуемого на вопрос 413, так как последующий опрос может выявить, что нарисованный человек улыбается, «потому что он только что убил ненавистного отца». Из ответов на вопросы ДрП, 12, 14 и Д14 исследователь может узнать, чем вызвано движение на рисунках дома и дерева, и то, что испытуемый думает об этом движении, считает он его приятным или неприятным, импульсивным или сознательным, разрушительным или стимулирующим и т.д. Из того, как он характеризует это движение и чем объясняет вызвавшие его причины, можно заключить, ощущает ли он себя твердым, непреклонным или гибким и уступчивым, и судить о возможном источнике этих чувств, находящихся в сферах, затронутых данным рисунком. Например, хорошо приспособленный взрослый испытуемый со средним уровнем интеллекта в ответе на вопрос ДрП утверждал, что погода ясная и теплая, на вопрос Др12 — что дует мягкий бриз, в ответе на вопрос Др 14 — что это нежный и приятный ветерок. Его ответам можно противопоставить ответы испытуемого с прогрессивным органическим ухудшением на эти же вопросы: бушует мартовская штормовая буря; дует пронизывающий холодный ветер; он, вероятно, повредил бы дерево. Женщина (диагн. шизофрения кататонического типа), нарисовав у человека эрегированный эякулирующий пенис, утверждала, что она воспринимает этого человека движущимся сразу во всех направлениях и находит это весьма возбуждающим. Вообще, исследователь должен обратить особое внимание на ответы, указывающие на экстремальные погодные условия (как хорошие, так и плохие) во всех трех рисунках. 9) Катексис. В ответах испытуемого на пост-рисуночные вопросы 10) Согласованность. Маловероятно, что ответы в ПРО будут согла В. Ассоциации. 1) Количество. Хорошо приспособленные испытуемые, в силу своих индивидуальных особенностей, приводят различное количество ассоциаций в ответах на ПРО в целом и на вопросы Д9, Д10, ДрП, Др18, 49, 410, 418, Др23 и Д15 в частности. ДЖ. Бук. Тест «Дом, Дерево, Человек» 2) Уместность. Не слишком уместной ассоциацией можно назвать ответ на вопрос 49: «Он напоминает мне о том, как рисуют человека в четвертом классе». В качестве определенно странной ассоциации можно привести в пример ответ на вопрос Д9 испытуемого с застарелой шизофренией: «Это заставляет думать о картине, серебряных картинах...» Исследователь: «Почему?» Ответ: «В воздухе летают москиты». Исследователь: «Что приходит вам на ум, когда вы думаете о доме?» Ответ: «Корица, я ее чувствую». Исследователь: «Вам нравится ее вкус?» Ответ: «Человек, дети». 3) Традиционность. 21 человек из группы 38 студентов-медиков в ответах указали, что под «домом» они подразумевают домашний очаг. Говоря о дереве, испытуемые чаще всего называли его конкретный вид, причем в целом особого разнообразия в названиях не было. Большинство ответов на вопросы о человеке можно свести в категорию «Противоположный пол» (в их числе ответы: «Девушка», «Невеста», «Женщина»). Заслуживают внимания следующие ответы на вопрос Д10: «Место жительства» (свидетельствующий о чувстве отчужденности); на вопрос Др17: «Древесина» (только мертвое или разрушенное дерево становится просто древесиной), «Убежище» (потребность в защите), «Лес» (интерпретация этого ответа зависит от дальнейшего опроса: желательно узнать, например, подразумевает ли лес потребность в компании сверстников или выражает чувство страха и угнетения). Патологическим можно назвать ответ испытуемого на вопрос 416, который в частности сказал: «...Большинство людей являются естественными врагами по ошибке или заблуждению. Ладно, не буду об этом. Просто вы меня раздражаете, будьте проще». 4) Субъективность. Исследователь должен быть заинтересован прежде Другой субъективный (и весьма откровенный) ответ был дан мужчиной, хроническим алкоголиком, на вопрос 410: «Ну, я сказал вам, мистер Бук, он ждет, когда его отец сходит за почтой, и тогда он сможет добыть бутылку пива. А этот забор находится здесь. Вы не можете видеть меня, но я тоже жду бутылку пива!» Проективные методы 5) Тип выражаемых чувств. Ожесточенность, ненависть, страх и другие негативно окрашенные катективные реакции говорят сами за себя, и им присваивается та или иная Р-оценка в соответствии с ее диагностическим значением. 6) Согласованность. Как уже было отмечено ранее, не следует ожидать слишком значительной и жесткой согласованности в ассоциациях испытуемого. Анализируя значения некоторых ответов в ПРО, исследователь должен иметь в виду, что если была необходимость перефразировать вопрос несколько раз и/или как следует «подтолкнуть» испытуемого к ответу, то такому ответу не следует доверять без предварительной проверки, потому что он может быть 1) результатом прямого внушения или 2) отговоркой с целью предотвратить дальнейший расспрос в данном направлении. Исследователь должен помнить, что не стоит слишком увлекаться ответами ПРО, чтобы не пропустить важную с интерпретационной точки зрения информацию, заключенную в самих рисунках. Методика ДДЧ в любом случае должна дать какие-то результаты, даже если обследуемые испытывают трудности вербализации или категорически отвергают ПРО.
|