РУКОВОДСТВО. Исследователю понадобится следующий материал: 1) белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15x21 см
Исследователю понадобится следующий материал: 1) белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15x21 см. (рисуночная форма). Первая страница предназначена для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и соответственно озаглавлены Дом, Дерево, Человек, 2) бланк пост-рисуночного опроса (ПРО) (см. стр. 329), 3) несколько простых карандашей № 2 с ластиками (карандаш № 2 выбран, так как оказалось, что он более точно отражает моторный контроль испытуемого, нажим и качество линий и штриховки, 4) бланк количественной обработки и 5) руководство. Индивидуальное тестирование При индивидуальном тестировании исследователь помешает перед испытуемым рисуночную форму, так чтобы он видел только вторую страницу с надписью «Дом», расположенной вверху с точки зрения испытуемого; после чего говорит: «Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы вы как можно лучше нарисовали дом. Вы можете рисовать дом любого типа, какой вам захочется. Это полностью предстоит решить вам. Вы можете стирать нарисованное сколько угодно — это не отразится на вашей оценке. Вы можете обдумывать рисунок столько времени, сколько вам понадобится. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше». Если испытуемый выражает отказ (люди среднего и пожилого возраста делают Проективные методы это часто), заявляя, что он не художник, что, когда он ходил в школу, его не обучали рисованию так, как это делают теперь, и т.д., исследователь должен убедить испытуемого, что ДДЧ — это не тест на художественные способности, что его не интересуют способности испытуемого к рисованию как таковые. Если испытуемый просит линейку или пытается использовать в качестве линейки какой-нибудь предмет, исследователь должен сказать ему, что рисунок должен быть выполнен от руки. Запись. Пока испытуемый рисует дом, дерево и человека, исследователь должен каждый раз записывать: 1) следующие аспекты, касающиеся времени: (а) количество времени, прошедшее с момента предоставления исследователем инструкции до того момента, когда испытуемый приступил к рисованию; (б) длительность любой паузы, возникающей в процессе рисования (соотнося ее с выполнением той или иной детали); (в) общее время, затраченное испытуемым с того момента, когда ему была дана инструкция, и до того, когда он сообщил, что полностью закончил рисунок (например, дома); 2) названия деталей рисунков дома, дерева и человека в том порядке, в котором они были нарисованы испытуемым, последовательно пронумеровывая их. Отклонения от последовательности изображения деталей, возникающие в работе хорошо приспособленных испытуемых, обычно оказываются значимыми; точная запись такого случая необходима, поскольку упущенное из внимания исследователя отклонение испытуемого может помешать достаточно качественно оценить завершенный рисунок в целом; 3) все спонтанные комментарии (по возможности, дословно), сделанные испытуемым в процессе рисования дома, дерева и человека, и соотнести каждый такой комментарий с последовательностью деталей. Процесс рисования этих объектов может вызвать комментарии, на первый взгляд совершенно не соответствующие изображаемым объектам, которые, тем не менее, могут предоставить много интересной информации об испытуемом; 4) любую эмоцию (самую незначительную), проявленную испытуемым в процессе выполнения теста, и связать это эмоциональное выражение с изображаемой в этот момент деталью. Процесс рисования часто вызывает у испытуемого сильные эмоциональные проявления, и они должны быть записаны. Чтобы вести записи более успешно, исследователь должен сделать так, чтобы ему можно было беспрепятственно наблюдать за процессом рисования. Было замечено, что наиболее удобное для исследователя положение — слева от испытуемого-правши и справа от испытуемого, если он левша. Однако в некоторых случаях испытуемые могут быть очень тревожными или очень подозрительными и будут скрывать свои рисунки, в таких случаях лучше всего не настаивать на том, чтобы они позволили исследователю наблюдать за процессом рисования. Чтобы было проще записывать последовательность изображения деталей, спонтанные комментарии и т.п., исследователь может исполь- ДЖ. Бук. Тест «Дом, Дерево, Человек» зовать систему записи, приведенную ниже, которая иллюстрирует случай К. N. Дом. 1. Крыша. 2. Окно со стеклами на крыше. 3. Крыша над крыльцом (основная стена) — «Я могу взять инструменты и сделать это гораздо лучше» (напряженный смех). 4. Столбики крыльца. 5. Дверь. 6. Окно, верхнее справа, со стеклами. 7. Окно, нижнее слева, со стеклами. 8. Окно, верхнее в центре, со стеклами. 9. Окна (слева и справа) по бокам от двери, со стеклами. 10 Окно, верхнее слева, со стеклами. П. Окно, верхнее в центре, со стеклами. 12. Материал крыши. 13. Крыша бокового крыльца и столб. 14. «Пожалуй, это все, что можно было нарисовать, кроме гаража». 15. Фундамент. 16. Пауза 18 сек. 17. «Пара деревьев». 18. Дерево слева, затем дерево справа. 19. Дорога от бокового крыльца. 20. Дорожка от переднего подъезда. 21. «Допустим, это здесь» — куст. Общее время — 5 мин. 13 сек. Если выполнению задания предшествовала пауза, это должно быть записано под пунктом 1, а первая нарисованная деталь в таком случае записывается под номером 2 и т.д. Связь спонтанных высказываний и/или выражение эмоций с деталями рисунка определяется положением спонтанного высказывания и/или эмоционального проявления в записанном материале. Например, если спонтанное высказывание или эмоция были записаны перед деталью, но под одним пунктом, значит, они имели место в то время, когда испытуемый начинал рисовать данную деталь. Если комментарий или эмоция были записаны под одним пунктом с деталью, но после нее, значит, это произошло позднее. Если же кроме спонтанного высказывания или эмоции в пункте ничего не записано, значит, это произошло после того, как предшествующая деталь была закончена, и прежде, чем следующая была начата. Пост-рисуночный опрос После того как невербальная фаза ДДЧ завершается, исследователь должен предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружает, а также высказать связанные с ними ассоциации. Он также должен учитывать тот факт, что процесс рисования дома, дерева и человека часто пробуждает сильные эмоциональные реакции, так что после завершения рисунков испытуемый, вполне вероятно, вербализует то, что до Проективные методы настоящего времени он не мог выразить. Очевидно, что если испытуемый менее замкнут и враждебен и более разумен, вторая фаза ДДЧ может быть более продуктивной. Опросник, состоящий из 64 вопросов, имеет «спиралеобразную» структуру, цель которой — избежать формализованных ответов со стороны испытуемого и препятствовать запоминанию ранее сказанного им в связи с конкретным рисунком. Прямые и конкретные вопросы сменяются более косвенными и абстрактными. ПРО не является жестко ограниченной процедурой. Мы рассчитываем на то, что исследователь всегда может продолжить опрос в продуктивном на его взгляд русле. Во всех случаях он должен определить, какое именно значение имеют для испытуемого стимульные слова «Дом», «Дерево» и «Человек». Ниже приводятся список вопросов и пояснения к ним (в некоторых случаях предлагается альтернативная формулировка вопроса), и обсуждается их обоснованность. Надо отметить, что вопросы, обозначенные буквой Д, предназначены для рисунка дома, Др — для рисунка дерева, Ч — для рисунка человека, чтобы в процессе качественного анализа облегчить поиск конкретного ответа. Исследователь должен сказать: «Теперь мы покончили с формальной частью теста. Сядьте поудобнее и расслабьтесь, а я задам вам ряд вопросов о том, что вы нарисовали». Рисунок человека должен находиться перед испытуемым. 41. Это мужчина или женщина (мальчик или девочка)? Если пол человека кажется очевидным, вопрос должен быть перефразирован: «Это мальчик или мужчина?» или «Это девочка или женщина?». Замкнутые или имеющие эмоциональные нарушения испытуемые нередко утверждают, что человек имеет совершенно иной, отличный от нарисованного пол. В некоторых случаях исследователю бывает трудно определить пол человека. Испытуемый может, например, нарисовать женоподобную фигуру в мужской одежде. Рисунки, выполненные умственно отсталыми, иногда могут быть такими плохими и с таким минимальным количеством деталей, что пол человека невозможно определить без комментариев испытуемого. 42. Сколько ему лет? Род местоимения должен изменяться, если человек женского пола. Вопрос помогает определить: (1) с кем именно испытуемый идентифицирует данного человека, (2) значимый, в позитивном или негативном смысле, для испытуемого возраст. 43. Кто он? На этот довольно прямой вопрос, направленный на непосредственное выявление идентичности фигуры человека, часто отвечают: «Я не знаю». Нередко на данном этапе опросника нарисованный человек не вызывает у испытуемого никаких ассоциаций, и только позднее, отвечая на менее директивные вопросы, испытуемый может точнее идентифицировать нарисованную фигуру. В ряде случаев испытуемые могут определить, кем является нарисованная фигура, чтобы, отвечая на вопрос, не называть его просто человеком. Это значимая информация, но тем не менее следует продолжить опрос, чтобы выя- Д>к. Бук. Тест «Дом, Дерево, Человек» вить, представляет ли фигура человека вообще или какого-то конкретного человека. 44. Это ваш родственник, друг или кто-нибудь другой?Если в ответе на вопрос 43 обнаруживается, что это автопортрет, вопрос 44 пропускается. Если же на рисунке не испытуемый, а кто-нибудь другой, этот вопрос может помочь установить связь, которая существует между испытуемым и нарисованным человеком. Если на вопрос 43 получен ответ «Не знаю», данный вопрос может помочь идентифицировать фигуру или облегчить эту идентификацию в дальнейшем. 45. О ком вы думали, когда рисовали? Этот вопрос необходимо задавать при обсуждении всех трех рисунков. В некоторых случаях обнаруживалось, что названный человек не упоминался в ответе на вопрос 43. Ответ: «Ни о ком» не обязательно является отговоркой или фальсификацией, вполне возможно, что испытуемый во время рисования действительно ни о ком не думал. 46. Что он делает? (И где он в это время находится?) При ответе «Он просто стоит» исследователь должен выяснить, где стоит человек (например, внутри дома — если да, то в какой комнате — или снаружи); если человек кого-то ожидает, то кого; что он делал и что планирует сделать. Если испытуемый говорит, что человек идет или передвигается каким-либо другим способом (например, едет), исследователь должен узнать не только куда человек идет и что он собирается там делать, но и где он был и что делал. Если человек поднял руку или вытянул ее в сторону, надо выяснить, почему рука (или кисть руки) находится в данном положении. Если кажется, что человек пристально смотрит на кого-то или на что-то, надо установить, на кого или на что именно. При этом испытуемые с органическими нарушениями или с серьезными нарушениями адаптации личности могут продемонстрировать конкретность мышления, будучи неспособными принять факт, что изображенный человек может быть кем-то еще, кроме рисунка. Если исследователь получает ответ «Как я могу узнать, что он делает?» или «Это просто рисунок, человек ничего не делает», он должен продолжить: «Я знаю, что это — только рисунок, но это чье-то изображение. Давайте придумаем историю о нем. Как вы думаете, чем он (или она) может заниматься? 4то он, по вашему мнению, делает?» Отсутствие движения (например, застывшее положение человека) или наличие движения и его характер (например, борьба или игра) может иметь определенное значение. 47. О чем он думает? Ответ на этот вопрос часто становится началом открытой проекции. Исследователь должен постараться получить откровенный ответ и определить, чем вызвана та тема, о которой, по словам испытуемого, думает человек. Этим вопросом можно установить признаки навязчивого и/или бредового мышления. 48. Что он чувствует? Обычно здесь проявляются чувства самого испытуемого по отношению к той ситуации, в которой он находится. Кроме этого, данный вопрос может вызвать непосредственные комментарии о том, какие чувства он испытывает в связи с его нынешним со- Проективные методы стоянием, или о тех вопросах, которые еще не обсуждались. Дополнительный вопрос «Почему?» задают, если, по мнению исследователя, между ним и испытуемым установлено такое взаимопонимание, что вопрос не вызовет сопротивления со стороны испытуемого, препятствуя дальнейшей вербализации. После записи ответа на вопрос 48 исследователь переворачивает рисуночную форму так, чтобы перед испытуемым оказался рисунок дерева, и задает ему следующий вопрос. Др1. Что это за дерево?Если испытуемый не может определить вид дерева (например, клен или кедр), исследователь должен спросить, лиственное это дерево или хвойное. Испытуемым с ограниченным словарным запасом исследователь задает этот вопрос в следующей форме: «Это дерево, которое остается зеленым круглый год, или оно сбрасывает свои листья?» Считается, что испытуемые часто рисуют наиболее распространенные деревья для той местности, в которой они проживают. Однако эта информация поверхностного характера, так как очевидно, что дерево тоже имеет скрытое значение, общее для всех испытуемых: оно представляет существующий или некогда существовавший в динамичном окружающем мире объект. Др2. Где в действительности находится это дерево? Испытуемые склонны рисовать деревья, находящиеся вблизи их дома, или деревья, с которыми они связывают какой-либо личностно значимый опыт прошлого. Тем не менее, это опять данные лишь поверхностного характера. Рисунок дерева всегда должен рассматриваться как автопортрет. Исследователь должен понимать, что черты портрета испытуемого должны быть переданы символически и скорее являются психологическими, а не физиологическими характеристиками. Однако иногда рисунок дерева может иметь человеческие очертания, в этом случае черты и элементы, изображенные подобным образом, должны быть обнаружены и истолкованы. Если испытуемый говорит о том, что дерево находится в роше или в лесу, исследователь должен выяснить, что испытуемый подразумевает под словами «роща» или «лес». Например, является ли лес спокойным, тихим и уединенным местом, куда он отправляется, чтобы побыть в одиночестве и успокоиться (что говорит о его склонности избегать неприятных внешних раздражителей); или лес — это место, пробуждающее страх или угрозу, таящее в себе неизвестность и острое чувство опасности (что может означать: (1) страх перед неизвестным; (2) потребность в общении с другими); или лес не имеет никакого другого конкретного эмоционального значения? ДрЗ. Каков приблизительный возраст этого дерева?Чаще всего возраст дерева представляет собой: 1) хронологический возраст испытуемого или возраст, который он ощущает; 2) количество лет, прожитых испытуемым с момента достижения половой зрелости; 3) количество лет, на протяжении которых испытуемый чувствовал, что окружающая ре- ДЖ. Бук. Тест «Дом, Дерево, Человек» альность не приносит ему удовлетворения; 4) возраст человека, которого, по мнению испытуемого, символизирует рисунок дерева. Др4. Это дерево живое?До сих пор ни один хорошо приспособленный испытуемый не ответил на этот вопрос отрицательно. Негативный ответ, как может оказаться при дальнейшем опросе, подразумевает, что дерево просто неподвижно, а не мертво. Испытуемые, проявляющие признаки конкретного, ригидного мышления, не воспринимают дерево как нечто большее, чем просто рисунок на бумаге. Отрицательный ответ на вопрос Др4 традиционно расценивается как показатель чувства неполноценности и/или чувства несостоятельности, бесполезности, вины и т.д. Вопрос Др5 поделен на две части. Часть А используется, если испытуемый считает, что дерево живое. В этом случае задаются следующие вопросы: а) Что именно на рисунке подтверждает, что дерево живое? Отвечая б) Нет ли у дерева какой-то мертвой части? Если есть, то какая в) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева?В качестве причины г) Как вы думаете, когда это произошло? Здесь предпринимается Часть Б вопроса Др5 применяется, если испытуемый считает, что дерево мертвое. Здесь следующие вопросы: Проективные методы а) Чем, по вашему мнению, вызвана гибель дерева? б) Как вы думаете, когда это произошло? Общее значение обоих воп Дрб. Как вы думаете, на кого это дерево больше похоже — на мужчину или на женщину? Для испытуемых, чье конкретное ригидное мышление изначально не позволяет им понять полное значение этого вопроса или абстрактных понятий «мужское» или «женское» применительно к рисунку дерева, исследователь должен продолжить: «Я знаю, что это — просто дерево, но представьте, что вы должны говорить о нем как о мужчине или о женщине. Кем бы вы его назвали?» Если этого не достаточно для того, чтобы вызвать ответ, исследователь продолжает: «Я прекрасно знаю, что деревья не имеют пола, поскольку это не люди, но я думаю, вы догадываетесь, что я имею в виду. Например, вы, вероятно, видели могучие, сильные, крепкие деревья, которые напоминали вам мужчину, или, может быть, вы видели деревья другого типа — аккуратные и изящные или большие, по-матерински защищающие, которые походили на женщину. О ком теперь вас заставляет думать это дерево — о мужчине или о женщине?» Если и этого недостаточно, исследователь должен спросить: «Что-нибудь в этом дереве напоминает вам мужчину или женщину?» и попросить показать на эту деталь пальцем. Вопрос задают с той целью, чтобы определить: 1) отношение испытуемого к сексуальным символам; 2) утонченность или вульгарность его выбора. Др7. Что именно в рисунке подтверждает вашу точку зрения? Чаще всего пол, приписанный дереву, определяется следующим образом: 1) при помощи некоторых аспектов дерева, которые с точки зрения испытуемого имеют сходство с частями тела мужчины или женщины. Например: а) длинные, опущенные ветви дерева могут напомнить испытуемому волосы женщины (матери); б) молодая, плохо приспосабливающаяся девушка, немного нервничая, говорила, что она увидела в середине нарисованного ею клена кулак своего отца: «Бывало, точно такой же кулак он поднимал на мать, чтобы ударить ее»; 2) при помощи таких характеристик, как сила, размер и т.д.; 3) связывая дерево с конкретным человеком (например, с отцом испытуемого, потому что он иногда рубил деревья, или с матерью, потому что когда-то испытуемый сидел с ней под этим деревом, а она рассказывала ему сказки). В последнем случае исследователь должен объяснить, что он хочет знать, на кого больше похоже само нарисованное дерево — на мужчину или на женщину, с точки зрения испытуемого, а не то, какие ассоциации оно вызывает в его воображении. Др8. Если бы здесь вместо дерева был человек, в какую сторону он бы смотрел? Так как у дерева невозможно определить ни лицевую, ни оборотную сторону, за исключением того реального вида, который воспринимает наблюдатель, предполагается, что в ответе испытуемого на этот вопрос часто может заключаться проекция его взгляда на позицию, принятую человеком или людьми, которых символизирует дерево, по ДЖ. Бук. Тест «Дом, Дерево, Человек» отношению к испытуемому. Например, испытывающий тоску по прошлому мальчик воспринимает дерево как материнскую фигуру, обращенную к нему лицом. Взрослый мужчина, невротик, воспринимает дерево как фигуру строгого, отвергающего отца, повернувшегося к нему спиной. Др9. Это дерево стоит отдельно или в группе деревьев? Значение ответов на этот вопрос не следует рассматривать слишком серьезно, если они не имеют сильной аффективной окраски, так как дерево неизбежно растет либо в одиночестве, либо в группе деревьев (даже если другие деревья не были нарисованы за отсутствием подобной инструкции). Однако часто этот вопрос выявляет ощущение изоляции и/или потребность в общении с другими людьми. ДрЮ. Когда вы смотрите на рисунок дерева, как вам кажется, оно расположено выше вас, ниже вас или находится на одном уровне с вами? Вполне можно считать, что вопросы 41, 42, 46, Др1, ДрЗ и, возможно, Дрб направлены на оценку (конечно, довольно грубую) способности правильно воспринимать и понимать реальность. Эту способность можно назвать слабой, если, отвечая на вопрос ДрЮ, испытуемый, например, утверждает, что дерево выше него, хотя, на взгляд исследователя, оно находится ниже, или наоборот. В одних случаях дерево, изображенное на вершине холма, символизирует стремление к отдаленной и, возможно, недостижимой цели, в других — оно представляет позицию автономии и доминирования. Для многих рисунок дерева, частично скрытого за холмом, служит признаком потребности в защите и покровительстве. Рисунок дерева, расположенного явно ниже уровня наблюдателя, почти неизменно может означать как депрессивное настроение, так и депрессивное состояние. Если испытуемый проявляет признаки конкретного ригидного мышления и способен воспринять дерево только как рисунок на бумаге перед собой и никак иначе, исследователь должен спросить его: «Когда вы смотрите на рисунок дерева, не кажется ли вам, что оно расположено немного выше вас, как будто оно стоит на холме, или немного ниже вас, как будто оно находится в овраге или долине?» ДрП. Как вы думаете, какая погода на этом рисунке? Предполагается, что дерево символизирует то, как (на сознательном или бессознательном уровне) чувствует себя испытуемый в окружающей его реальности. Так как внешние силы, воздействующие на жизнь дерева, преимущественно являются метеорологическими, не удивительно, что многие испытуемые могут выражать через ответ на этот вопрос свое чувство, что окружающая реальность в целом является благосклонной и дружественной или угнетающей и враждебной. Испытуемые могут подробно описывать очень неприятные погодные условия, несмотря на полное отсутствие на рисунке каких-то конкретных признаков, указывающих на наличие подобного положения. Описание грозовой погоды, которое точно или почти точно воспроизводит реальные погодные условия, имеющие место во время опроса, и, по-видимому, сделанное испытуемым под свежими впечатлениями, не должно приниматься исследователем в ка- Проективные методы честве окончательного варианта. Прежде он должен определить меру этого влияния при помощи дополнительных вопросов. Др12. Есть ли на рисунке ветер? Считается, что ветер символизирует чувство подверженности воздействию силы, которая практически не поддается контролю. Др13. Покажите мне, в каком направлении дует ветер? Обычное направление ветра слева направо по горизонтали интерпретируется просто как выражение общей тенденции перемещения личности в психологическом поле от прошлого к будущему (при условии, что ветер имеет умеренный характер). Если, по словам испытуемого, ветер сильный, а направление отличается от обычного, то очевидно, что это, как правило, имеет какое-то особое значение. Один из испытуемых с острым расстройством личности сказал, что ветер дует во всех направлениях одновременно. Другой — ригидный невротик, отождествивший рисунок дерева со своей любовницей и подробно описавший то, что он чувствовал, когда она впервые раздевалась перед ним, указал, что ветер дует от дерева в его сторону. Тем самым он выразил (в чрезвычайно нарциссической манере) сознание собственной неотразимости, которая, по его мнению, и заставила эту женщину сблизиться с ним. Считается, что ветер, который, по словам испытуемого, дует снизу вверх, от линии земли к макушке дерева (вертикально или по диагонали), символизирует его сильное желание перенестись из реального мира в мир фантазии; ветер, дующий по диагонали от верхнего угла к нижнему имеет обратное интер-претативное значение (при этом направление интерпретируется с точки зрения времени: левый угол — это прошлое, правый — будущее). Др14. Расскажите подробнее, что это за ветер? Описание скорости, влажности и температуры ветра может иметь важное значение. Если ветер характеризуется как очень сильный, очень влажный или очень сухой, очень горячий или очень холодный, или его описание состоит из комбинации перечисленных характеристик, по-видимому, он символизирует, что испытуемый чувствует давление, исходящее из одного или большего числа источников окружающей его реальности (сила воздействия, вероятно, соответствует степени отклонения от тихой, безветренной погоды). Но исследователь не должен сразу соглашаться с тем, что такие крайности обязательно будут олицетворять какие-то неприятности испытуемого. Вместо этого необходимо продолжить задавать вопросы, чтобы уловить его эмоциональный тон, сопровождающий описание метеорологических условий. Др 15. Если бы на этом рисунке вы нарисовали солнце, где бы оно располагалось? Разумеется, в том случае, если на рисунке уже есть солнце, этот вопрос задавать не следует. Спрашивают так, чтобы испытуемый ответил как можно более конкретно, а полученный ответ можно было бы проинтерпретировать по временному параметру (прошлое — будущее) и с точки зрения взаимосвязи дерева с источником тепла и энергии его окружения. Если, по словам испытуемого, солнце находится за деревом, то можно считать, что он отождествляет дерево либо с неким лицом из своего ДЖ. Бук. Тест «Дом, Дерево, Человек» окружения, которое стоит между ним и «согревающей» фигурой, внимание которой он стремится привлечь, либо как фигуру, защищающую его от того, кого испытуемый старается избегать. Считается, что заходящее солнце может означать депрессивное настроение. Солнце, нарисованное за облаком, подразумевает тревожащие и не дающие удовлетворения отношения между испытуемым и «согревающей» или враждебной, угрожающей фигурой. Др16. Как вы считаете, солнце находится на севере, востоке, юге или западе? Это снова в некотором смысле вопрос о реальности. Например: 1) испытуемый, отвечая на вопрос Др13, мог назвать ветер западным, определив, что на рисунке запад находится слева, на вопрос Др 15 он мог ответить, что солнце расположилось бы слева от изображения, а затем утверждать, что солнце находится на востоке (что, вероятно, вполне можно считать признаком нарушения функционирования памяти); 2) он может сказать, что солнце находится на севере (что может служить признаком ограниченного интеллекта (осведомленность) или признаком отрицания реальности). Несколько испытуемых с высоким уровнем интеллекта ответили, что, на их взгляд, солнце находится в северной стороне. Было сделано заключение о том, что в каждом случае это может означать ощущение «холода», поскольку можно считать, что «северное» солнце дает мало тепла. После того как ответ на этот вопрос записан, исследователь переворачивает рисуночную форму так, чтобы перед испытуемым оказался рисунок дома. Д1. Сколько этажей у этого дома? Этот вопрос направлен на проверку правильности восприятия реальности. Он также в некотором смысле оценивает внимание, так как замкнутые или очень тревожные испытуемые часто отвечают на этот вопрос, даже не взглянув на рисунок. Некоторые умственно отсталые испытуемые часто рисуют окна настолько беспорядочно, что исследователю трудно определить уровни этажей и их количество. В некотором смысле вопрос можно расценивать даже как «обязательный», ибо ни количественная, ни качественная оценка рисунков не может быть точной и валидной, если у исследователя есть сомнения относительно замысла испытуемого. Некоторые испытуемые не понимают, что означает слово «этаж». Исследователь может сопроводить свое объяснение, показывая уровни этажей рукой. Д2. Этот дом кирпичный, деревянный или еще какой-нибудь? 'В некоторых регионах кирпичный дом более престижен, чем деревянный. В других — социально более желательным считается каменный дом и т.д. ДЗ. Это ваш дом? После ответа «нет» исследователь должен спросить: «Чей это дом?» Чаще всего испытуемые рисуют собственные дома, но они редко воспроизводят их точную копию по нескольким причинам (то, что большинство людей не способны рисовать с точностью архитектора, не учитывается): 1) потому что они склонны выделять те аспекты дома, которые имеют наиболее приятное или неприятное значение для Проективные методы них (здесь акцент может выражаться либо в преувеличении, либо в преуменьшении деталей и пропорций); 2) потому что обычно считается, что отчасти дом представляет собой особые переживания из прошлого, настоящего и будущего. Д4. Когда вы рисовали этот дом, кого вы представляли себе в качестве его хозяина? Этот вопрос (как и вопрос 45) разрабатывался, чтобы попытаться получить информацию, которая могла бы привести к более точной идентификации. Нарисованный дом, как и рисунок человека, может часто олицетворять разных людей. Д5. Вам бы хотелось, чтобы этот дом был вашим?Почему? Исследователь должен определить: 1) чем вызвано желание испытуемого иметь или не иметь этот дом (испытуемый, который объясняет свое нежелание тем, что дом гнилой, ветхий, грязный и т.д., может напрямую выразить свои чувства о себе); 2) существуют ли различия между нарисованным домом и домом, в котором живет испытуемый, а именно — в размерах, удобствах и т.д.; 3) вероятность того, что испытуемый когда-либо имел такой дом; интенсивность желания иметь его; 4) эмоциональная реакция испытуемого на рисунок дома (как на возможный источник конфликта). Д6. Если бы этот дом был вашим и вы бы могли распоряжаться им так, как вам хочется, а) какую комнату вы бы выбрали для себя? Почему? Нередко замкну Исследователь должен сравнить расположение желаемой комнаты с расположением той комнаты, в которой в настоящее время живет испытуемый, и если различие существует, попытаться установить его причину. б) С кем бы вы хотели жить в этом доме? Почему? Испытуемый с Д7. Когда вы смотрите на рисунок дома, он вам кажется расположенным близко или далеко? Это еще один вопрос, касающийся реальности, и ответы, противоречащие объективной реальности, являются значимыми. Считается, что: 1) близость обозначает достижимость или ощущение тепла и гостеприимства, либо то и другое; 2) отдаленность подразумевает притязания или ощущение отверженности или неприятия, либо то и другое. В таких случаях исследователь должен постараться выяснить, является ли расстояние, которое «увидел» испытуемый, умозрительным или географическим. Д8. Когда вы смотрите на рисунок дома, вам кажется, что он расположен выше вас, ниже вас или примерно на одном уровне с вами? Ответы на ДЖ. Бук. Тест «Дом, Дерево, Человек» этот вопрос, по-видимому, имеют приблизительно то же самое значение, что и ответы на вопрос ДрЮ, но в данном случае относятся к более конкретной сфере взаимоотношений личности, а именно — к дому и семье. Д9. О чем вас заставляет думать этот рисунок? С этого вопроса характер последующего опроса становится более абстрактным и более общим. Это — первое обращение к свободным ассоциациям. Д10. О чем он вам напоминает?Опыт показал, что обычно для большинства испытуемых вопрос Д9 подразумевает прямую ассоциацию с домом, вопрос Д10 — более косвенную ассоциацию. Д11. Этот дом приветливый, дружелюбный? Для лиц с ригидным, конкретным мышлением, вероятно, необходимо сформулировать этот вопрос следующим образом: «Приходилось ли вам бывать в доме, в котором вы чувствовали себя очень легко и по-домашнему уютно? Похож ли на него дом, который вы нарисовали, или он вам кажется с этой точки зрения неприятным и безрадостным?» Д12. Что именно на рисунке производит на вас такое впечатление? Иногда испытуемый пытается объяснить свой ответ на этот вопрос, описывая некоторые внешние детали дома, констатируя, например, что он приветливый, потому что на окнах есть занавески, из трубы идет дым и т.д. Но большей частью ответ на этот вопрос будет, по-видимому, прямым выражением чувств испытуемого, связанных с людьми, живущими в этом доме, его мнением о них и/или об их чувствах по отношению к нему. В любом случае, исследователь должен постараться установить, почему конкретная деталь передает впечатление о приветливости или дружественности. Д13. Считаете ли вы, что эти качества свойственны большинству домов, почему? Вопрос направлен на определение того, в какой степени ощущение дружественности или враждебности по отношению к нарисованному дому и его обитателям является обобщенным. Этот вопрос может послужить дальнейшей детализации ответа на вопрос Д12 и таким образом помочь структурировать отношение испытуемого к семейным и межличностным взаимоотношениям вообще. Д14. Какая, по вашему мнению, погода на этом рисунке? Исследователь не должен удивляться, услышав от испытуемого описание погоды, имеющее мало общего с ответом на вопрос Др14, ибо если теория о том, что объекты теста ДДЧ символизируют разные сферы л
|