[1] В кн.: Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2003. - С. 255 -256,257-262, 263-264.
Отличие философии Запада от философии Востока.
Общее:
1. Ф. востока и запада зарождается в лоне мифологии, т.к. мифы – начальная форма общественного сознания (человека невозможно выделить из окр. ср.).
2. Зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового деления и зарождающегося государства.
3. Обращается к общечеловеческим ценностям.
4. Осмысление космологических проблем и бытия человека.
5. Поиск научного пути истинного знания (В – конфуцианство, З - софисты).
Различия:
ВОСТОК
| ЗАПАД
|
Сконцентрирован на проблемах человека
| Ф. многопроблемна: натурфилософия, бытие, гносеология, правовые проблемы
|
Тесное вз-е с религией (буддизм = ф. + религия)
| Ни одно из учений не стало мировой религией. Атеистическая концепция сильнее
|
Органически воспринимает многие категории, предложенные мифологией
| Оперирует традиционными фил. категориями: движение, единство, время…
|
Практически не заним-ся вопросами логики; изучалось сознание человека
| Познание рассм. не только как эмпирическое и рациональное, но и логическое (Сократ, Аристотель, Платон)
|
Соц. ф.: проблемы вселенского человека, закона, правителя и народа
| Более широкий спектр проблем; преобладает этическая тематика
|
Вывод: Восток несет в себе обращение к бытию личности, к самосознанию, через уход от материального мира. Запад более открыт к поискам истины в различных направлениях: атеистическом, интеллектуальном, практическом.