Глава VI ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ XX ВЕКА
1. ОТ ТРАДИЦИОННОЙ К "НОВОЙ" ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКЕ: ГЕНЕЗИС СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТОЛОГИИ
1.1. "Реалистическая" наука о политике Г. Моски и В. Парето
Конец XIX - начало XX века характеризуется качественными изменениями в механизмах и способах организации политического процесса. Развитие индустриального общества, демократизация общественной жизни, утверждение гражданских прав и свобод индивида приводят к резкому расширению участия масс в политической жизни. Широкие слои населения, ранее являвшиеся лишь объектом политики, превращаются в ее субъект; впервые в истории они получают в таком масштабе возможность непосредственно влиять (через систему выборов) на политический процесс и принятие политических решений. Испанский философ и культуролог X. Ортега-и-Гассет в знаменитой книге "Восстание масс" (1929) определил эту глобальную для XX века ситуацию как установление "политического господства масс" и "триумф гипердемократии" "человека-толпы" [Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Вопр. филос. - 1989. -№3.- С. 122]. Новый порядок взаимоотношений масс и власти в значительной степени перестраивает традиционную конфигурацию отношений господства/подчинения в обществе: 1) возникают новые способы легитимации, апеллирующие к волеизъявлению масс; 2) оформляются специальные институциональные механизмы завоевания и удержания политической власти – массовые политические партии, борющиеся за влияние на избирателей; 3) развиваются новые средства массовой информации (многотиражные газеты и журналы, радио, (165) позже - телевидение), воздействующие на общественное сознание масс. Уже к концу XIX века многие социальные мыслители констатировали неэффективность существующих классических политических теорий для объяснения новой политической реальности. Наиболее значительный и весомый прорыв к более точному и адекватному описанию механики политической жизни новой эпохи был осуществлен теми мыслителями, которые, пытаясь по-новому взглянуть на государство и политику, перешли от анализа формальной структуры власти к исследованию ее подлинной или реальной орга-низации, вскрывали ее скрытые структуры, мотивы и основания. Фундамент новой реалистической политической науки был заложен концептуальными построениями Г. Моски, В. Парето, М. Вебера и Р. Михельса, которые во многом предопределили общее направление последующих исследований сферы политического в XX в. Начало новой реалистической политической теории обычно связывают с концепциями итальянских исследователей Гаэтано Моски (1858-1941) и Вилъфредо Парето (1848 - 1923), которые обратились к анализу того, каким образом и кем в действительности управляется общество. Используя исторический метод, Г. Моска пришел к выводу о том, что во всяком обществе существует фундаментальное деление на два политических класса: ]) правящий класс и 2) управляемый класс. Первый из них образует господствующее меньшинство общества, которое выполняет все политические функции, монополизирует власть, а также те блага и преимущества, которые она дает. Второй, более многочисленный класс, управ- ляется и контролируется первым. С переходом от одной исторической эпохи к другой меняется состав правящего класса, его структура, требование к его членам, но как таковой этот класс всегда существовал и будет существовать всегда. Впервые эти идеи были высказаны им в работе "Теория управления и парламентское правление" (1884), в последующем, более развернуто и детально, они представлены в его главном произведении - "Основы политической науки" (1896). Задача политической науки, по мнению Г. Моски, состоит в исследовании условий существования поли (166)тического класса, стратегий удержания им своей власти, его организации и взаимоотношения с массами. Особое внимание должно быть при этом обращено на способы узаконивания господства политического класса. Концентрирован-ное выражение они получают в так называемой "политической формуле", представляющей собой совокупность средств и методов, с помощью которых правящий класс, апеллируя к существующим нормам и ценностям, оформляет и закрепляет свое пребывание у власти, заставляя других верить в то, что они подчиняются какому-то "абстрактному принципу властвования". Вне зависимости от своего вида - религиозного, светского, рационального или смешанного, "политическая формула" имеет одно предназначение: обосновывать легитимностъ властного господства правящего меньшинства - "политического класса". Функционирование демократии, по мнению Т. Моски, также невозможно без координации и организации ее со стороны организованного меньшинства. В условиях парламентаризма процесс определения управляющего меньшинства происходит с помощью механизма выборов в какое-либо учреждение. Иными словами, демократия в чистом виде (как правление всего народа) вообще невозможна и представляет собой миф, не имеющий ничего общего с реальной политической действительностью [См.: Медушевский А. Н. Демократия и тирания в новое и новейшее время // Вопр. филос. - 1993. - № 10. - С. 15 - 16; Самсонова Т. Н. Концепция "правящего класса" Г. Моски // Социол.исслед.- 1994.- № 10.- С. 176 - 186]. Наряду с Г. Моской элитистскую интерпретацию политического процесса развивал В. Парето. По его мнению, в любой области человеческой деятельности есть группа людей, которая добивается наивысших показателей. Такие совокупности людей, в которых каждый получил в своей области самую высокую оценку, Парето предложил называть "элитой". В его трактовке элита - это избранная часть общества, стоящая в силу своих тех или иных качеств выше всей остальной массы населения. Можно выделить элиту, прямо или косвенно принимающую участие в управлении ("правящую элиту"), а также такую, которая не участвует в управлении и действует в художественной или научной сферах ("не (167)правящая элита"). Первые положения теории Парето содержатся в статье "Приложение социологических теорий" (1900) и во Введении к книге "Социалистические системы" (1902), а окончательное развернутое изложение концепции представлено в его основном произведении "Трактат общей социологии" (1916). По мнению Парето, общество представляет из себя особую систему, которая находится в состоянии постоянно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия ("экви-либриума"). Процесс колебания системы (выход из равновесия и возвращение к нему) образует социальный цикл, ход которого определяется "циркуляцией элит". Качества, обеспечивающие элите господство, меняются в ходе цикла социального развития; отсюда и смена типов элит, при которой история оказывается, по знаменитому выражению Парето, "кладбищем аристократии". В сущности концепции Моски и Парето представляют собой своеобразный переходный этап между классической политической теорией и современными политоло-гическими исследованиями, они стимулировали постановку и обсуждение ряда новых для политической теории проблем: впервые исследованию подверглась структура политической власти, подчеркнуто значение групповых форм ее реализации. Осмысление и развитие тезиса о том, что функционирование демократии невозможно без организации и координации ее развития со стороны определенным образом отобранного меньшинства, стало, по сути, сквозной темой политической мысли XX века. При этом Моска в своей концепции сделал акцент на значении и приоритете политического фактора в структурировании человеческого общества, Парето же объясняет динамику социальной жизни скорее психологически. Поэтому элита у Моски - это политический класс, а у Парето - более широкая антропологическая категория, связанная скорее с тезисом Ф. Ницше о "воле к власти". В последующем именно от Парето берет начало "ценностная" интерпретация элиты, а от Моски - "макиавеллевская" школа элитаристов.
|