Сознание. Воля. Эмоции и чувства
Психика есть не только у человека, но и у животных. В чем нее тогда состоит качественное отличие психики человека от психики животных? Принято считать, что их принципиальное отличие состоит в том, что у человека есть сознание. Существует три подхода к объяснению природы человеческого сознания: — сознание человека является модификацией некоего универсального сознания вообще (планетарного, космического или божественного); — сознание есть неотъемлемый атрибут материи. Способность ощущения и мышления приписывается всем её формам; — сознание человека — это продукт эволюции материи, развития такого ее свойства, как отражения, т. е. реакции объекта на внешнее воздействие, несущее в себе информацию об этом воздействии. Оно представляет собой высшую форму отражения посредством идеальных образов. Психолог Л. С. Выготский разработал учение о высших психических функциях, единство которых, по его мнению, и образует сознание человека. Основные положения учения Л. С. Выготского сводятся к следующему: — при переходе от животных к человеку произошла революция взаимоотношений с природой: если на животных природа действует и изменяет их, то человек начал влиять на природу и преобразовывать её; — людям удается воздействовать на природу, благодаря использованию орудий и их совершенствованию; — человек научился овладевать не только природой, но и собственной психикой. Управление природой и своим поведением — это параллельно идущие и взаимосвязанные процессы; — человек управляет поведением с помощью психических орудий — знаков. Их появление порождает новую структуру запоминания; — в ходе культурного развития из внешних отношений «приказ — подчинение» у человека родилась возможность приказывать себе. Биологические предпосылки формирования сознания человека: • переход к жизни с деревьев на землю; • прямохождение; • высвобождение рук; • усложнение кисти; • увеличение объема коры и извилин головного мозга. Социальные факторы формирования сознания человека: • коллективный образ жизни; • совместный труд; • разделение труда. Современная философия с учетом последних достижений науки рассматривает сознание как свойственную лишь человеку форму отражения объективной действительности. СОЗНАНИЕ — это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира, а также собственного бытия. К наиболее существенным свойствам сознания следует отнести: — субъектность: сознание не может быть ничьим — у него всегда есть носитель; — предметность (содержательность): оно не может быть пустым, бессодержательным; — активность, которая обусловлена, прежде всего, спецификой внутреннего состояния человека в момент деятельности, наличием цели, устойчивостью по ее достижению; — идеальность: сознание не зеркально отражает, а творчески выражает мир; — интенциональность (от лат. intentio — стремление): сознание всегда направлено на какие-то объекты; более того, в своей направленности оно избирательно, проявляет активную устремленность к одним объектам и оставляет вне поля внимания другие; — способностью к рефлексии (лат. reflectio — обращение назад), к наблюдению человеком своих внутренних психических актов и состояний; — объективируемость: содержание человеческого сознания закрыто для других и не может быть непосредственно воспринято ими; узнать о его содержании мы можем лишь посредством внешних индикаторов, доступных для постороннего наблюдения, например речи. Сознание неотделимо от рассудка и разума. У немецкого философа И.Канта (1724-1804) рассудок —это способность сознания образовывать понятия, суждения, правила на основе непосредственного опыта, т. е. отражения в сознании людей предметов и процессов окружающего их мира; разум — это способность сознания творить идеи —самые общие понятия (душа, природа, Бог) на основе обобщений за пределами наблюдаемых явлений. Рассудочная деятельность аналитична, разумная — синтетична. Самосознание. Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку: • выделять себя в объективной действительности; • познавать свой внутренний мир, переживать его; • определенным образом относиться к себе. Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, какой он есть на самом деле, оценить себя (если оценка окажется неудовлетворительной, то он может либо заняться самосовершенствованием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения. Для самосознания наиболее значимо сформировать себя как личность (стать самим собой), таковой и остаться (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных психологических состояниях. Сознание и подсознание. Однако не все, что содержится в душе человека, осознается им. В душе существует не только сознательное, но и бессознательное, подсознательное, несознаваемое, неявное, которое было подвергнуто систематическому исследованию в работах австрийского ученого З.Фрейда (1856-1939). Согласно Фрейду, структура души человека трехслойна: она состоит из трех относительно самостоятельных областей — «Оно», «Я» и «Сверх-Я». Фрейд сравнивал душу человека с айсбергом, на 9/10 погруженным в море бессознательного. «Оно» — хранилище бессознательных сил: с одной стороны, инстинктов первобытной орды, наследуемых человеком (влечения сексуального и агрессивного характера), а с другой — нереализованных запретных желаний. «Я» —это сознание реальности, а «Сверх-Я» —совесть человека или совокупность нравственных предписаний общества, образующих «Я-идеал», которому человек бессознательно поклоняется. Неофрейдисты считают, что с развитием общества происходит нарастание конфликта между «Оно» и всё усложняющимся «Сверх-Я». В результате в социуме происходит нарастание неврозов, психозов и отклонений от общепринятых моделей поведения (девиаций). Для исключения таких последствий необходимо произвести поиск ущемляющего очага (воспаление), осуществить переоценку (изменение системы установЪк, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, разрядить возбуждение и нормализовать психическое состояние личности. Так можно устранить травмирующее влияние «неприемлемой» идеи или желания. Заслуга 3. Фрейда состоит в том, что он сформулировал указанную зависимость и положил ее в основу своей терапевтической практики, которую назвал «психоанализом». Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре головного мозга, возникающих при вытеснении «неприемлемых» желаний, и осторожную помощь человеку в осознании и переоценке тревожащих его переживаний.3 Воля. Большое значение в жизни человека имеет волевая регуляция. Для нее важны определенные условия (наличие препятствий). Воля тогда и проявляется, когда имеются трудности на пути к цели: внешние — время, пространство, противодействие людей, физические свойства вещей и др., и внутренние — отношения и установки, болезненные состояния, усталость и др. Все эти преграды, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает нужный тонус, мобилизационную готовность для преодоления трудностей. ВОЛЯ — способность человека сознательно управлять своим поведением и деятельностью и преодолевать внутренние и внешние препятствия. Воля проявляется в действиях, поступках, выполняемых с заранее поставленной целью. Воля проявляется как уверенность индивида в себе, решимость совершить тот поступок, который сам он считает продуктивным в конкретной обстановке. К особенностям волевых действий относятся: — сознательная устремленность (прежде чем что-то совершить, нужно поставить цель и мобилизовать себя на ее осуществление); — связь с процессами мышления (достичь чего-то можно в том случае, если все хорошо обдумано и спланировано); — связь с процессами движения (для реализации намеченного человек всегда двигается, изменяет формы активности). Выполняя какую-либо деятельность, преодолевая внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает волевые качества: — силу воли — степень должного усилия для достижения цели; — настойчивость — мобилизация возможностей для преодоления трудностей; — выдержку — торможение действий, чувств, мыслей, мешающих выполнению важного дела; — решительность — принятие и претворение в жизнь быстрых, обоснованных и твердых решений; — смелость — умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия; — самообладание — контроль чувственной стороны психики и подчинение поведения реализации сознательно поставленных задач; Более обстоятельно взгляды 3. Фрейда и его последователей изложены во 2-м томе учебно-методического комплекса (Раздел 1, глава 4, § 7 «Фрейдизм»). — уверенность в себе; — ответственность — показатель выполнения моральных требований; — дисциплинированность — сознательное подчинение поведения общепринятым нормам; — обязательность — добровольное возложение на себя обязанностей и их реализация; — деловитость — умение работать творчески; — организованность — разумное планирование своей деятельности; — исполнительность — старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей. Эмоции и чувства. Эмоции и чувства непосредственно включаются в процесс сознания. Их основной функцией является формирование субъективного отношения к предметам, явлениям, людям. Человек пристрастен, он всегда как-то относится к предметам и явлениям окружающей действительности, самому себе и выражает это отношение. ЭМОЦИЯ — это душевное переживание потребности и возможности ее удовлетворения, а ЧУВСТВО — это переживание индивидом отношения к действительности, к тому, что он познает и делает. К основным эмоциям относятся: — настроения — сравнительно устойчивое состояние, отличающееся определенной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих; — аффекты — сильное, бурное и кратковременное переживание, возникает в связи с резким и неожиданным нарушением значимых для субъекта жизненных обстоятельств. Оно характеризуется изменениями в сознании и в волевом контроле; — страсти — глубокое и стойкое состояние с выраженной концентрацией на предмете устремлений личности. Чувства бывают: — интеллектуальными, которые связаны с познавательной деятельностью индивида. Они возникают в процессе творческой, научной и учебной работы; — нравственными, в которых проявляется отношение человека к требованиям и нормам общественной морали. Они обусловлены его мировоззрением, мыслями, идеями, традициями, принципами; — эстетическими, посредством которых переживается прекрасное или неприглядное, возвышенное или низменное и т. п.
|