Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Легальность и легитимность государственной власти. Идеологическая основа деспотической монархии





Государственная власть должна обладать двумя качествами: легальность и легитимность. Легáльность (от лат Leges – лэгэс – закон) – это признание обществом, народом существующей верховной государственной власти законной, правомерной. Источником легальности власти в монархиях является наследование верховной монархической власти в правящей династии. Источником легальности власти в республиках является избрание (выборы) верховной государственной власти.

Легитúмность – это добровольное подчинение народа существующей государственной власти как власти законной (легальность), эффективной и справедливой. Эффективность государственной власти означает её жизнеспособность и успешное решение задач, стоящих перед народом в конкретные исторические периоды. Справедливость государственной власти означает, что она успешно решает эти задачи в интересах большинства народа. Власть держится не силой принуждения, а согласием большинства народа этой власти подчиняться.

Государственная власть может обладать и легальностью и легитимностью, а может обладать только каким-то одним из качеств. Утрата государственной властью легальности и особенно легитимности может привести к падению этой власти, так как у ней будет всё меньше и меньше искренних сторонников, готовых её защищать, и приказы нелегитимной власти не будут исполняться.

Источником легальности деспотической монархии является наследственная передача верховной государственной власти обожествляемого монарха. Деспотическая монархия являлась теократúческой монархией (от греч. teos (тéос)- бог, kratos (крáтос) - власть), в которой монарх сочетал религиозную и светскую власть. Он как верховный жрец, посредник между людьми и богами, обладал всей полнотой государственной власти. Иногда особа монарха обожествлялась. Он считался земным богом. Например, фараон Египта считался сыном Бога Солнца Ра и высшим жрецом своего культа. Государство спрашивало согласия богов на все важные мероприятия.

В Месопотамии во времена первой деспотической монархии в правление третьего монарха Нарàм-Су`эна была обожествлена династия – первые правители Шаррумкèн и Рùмуш объявлены богами. Нарàм-Су`эн в середине своего правления (около 2220 года до н.э.) принял прижизненное обожествление – объявил себя “богом Аккàде”. Причина усиления власти НЕ в том, что правители объявили себя богами, а, наоборот – раз власть стала неограниченной, то, в этом случае, стало возможным обожествление. Это следствие усиления власти.

В Китае император считался «сыном Неба», потомком Неба (Тянь) и верховным жрецом. Для китайцев Небо есть некое безличное верховное благое начало, управляющее миром и человеком, есть верховный разум с его законами, которые на земле воплощены в государстве во главе с императором и в государственных законах. Император как «сын неба» являлся божеством.

Власть монарха, подобная божественной, поэтому её никто не может ограничить и которая даже выше нравственных законов. Истинный царь может быть и безнравственным, если он силён, всемогущ и грозен. Обладая богоподобной властью, древний языческий царь считался существом страшным, внушающим ужас и грозным. Он грозен и для подданных, и для иностранцев, и для врагов внутренних и для врагов внешних.

Власть богоподобного монарха рассматривалась как самовластие. При личном обожествлении монарха его воля деспотична, произвольна. Что он хочет - то и есть закон, не имеющий других мотивов, кроме его желания, не допускающий никакой критики и проверки.

Разумеется, подобный монарх не мог иметь каких-либо юридических обязанностей перед народом. Подданные монарха не ограничивали его власти, не обладали по отношению к нему какими-либо юридическими «правами». На них лежала только обязанность безусловного повиновения воле монарха. Неповиновение воле этой считалось не только преступлением, но и посягательством на власть божества. Монарх ведь объявлялся божеством. Тем самым признавалось, что власть исходит от сверхчеловеческого источника и потому сопротивление ей бесполезно, а покорность ей обещает обилие благ. Наказанием за непослушание стала смертная казнь.

В деспотической монархии власть монарха была в определённой мере фактически ограничена религией, моралью и обычаями. Монарх считался носителем мира, благодетелем человечества, хранителем жизни подданных. Он являлся божеством добрым. Доброта его, по выражению египетского папируса, подобно воде морской, то есть она никогда не иссякает и несёт жизнь миру, плодородие, изобилие и счастье.

Монарх именовался отцом своих подданных, а последние считались его детьми. При этом он рассматривался как мудрый, строгий, но справедливый отец, защитник слабых, обездоленных, вдов и сирот от внешних врагов, от произвола сильных - чиновников, знати, богачей. «Поступай по истине, утешь плачущего, не притесняй вдовы», - наставляло фараонов древнеегипетское поучение. Вдовы и сироты особенно выделяются, так как им труднее постоять за себя, они не имеют родственников. Кроме того, они переживают несправедливость и притеснение тяжелее других. Фараон рассматривался как покровитель, пекущийся обо всех несчастных, спасающим робкого от гордого, судьёй между сильным и слабым.

Фараон Аменемхет I (1976-1947 гг. до н. э.) заботился о пропитании простого народа. «Я давал нищему, я кормил сироту, я давал ход тому, кто был ничем… - говорит «Поучение Аменемхета». – Я был тем, кто создаёт зерно, кто возлюбил бога зерна. Нил приветствовал меня каждый год, никто не голодал в мои годы».

В Китайской империи даже официально считалось, что император получал божественный мандат на право управления страной от Неба лишь постольку, поскольку он был добродетельным. Главная добродетель правителя - забота о безопасности, стабильности и процветании подданных. В случае невыполнения своих обязанностей (выражением чего считались произвол власти, экономический упадок, волнения и т. п.), Небо может отобрать мандат у недостойного правителя и передать его достойному. Поэтому перевороты и восстания не осуждались, но лишь тогда, когда они ведут не к нарушению, а к восстановлению исконного порядка. Поэтому при упадке династий в Китае происходили народные восстания. Они приводили к смене правящих династий, когда иногда даже крестьяне становились императорами.

Представление о совершенном бесправии подданных в деспотической монархии является неверным. Совершенно бесправных подданных не может быть. В самой деспотической монархии, в которой всякая воля обожествляемого монарха священна, всякая его воля - закон, подданные пользуются военной охраной, судебной защитой, правом собственности, семейными правами, сословными привилегиями. Хуже произвольной государственной власти может быть только безвластие, ставшее следствием развала государства.

В деспотической монархии подданные не обладали политическими правами, то есть не участвовали в управлении государством, не избирали властвующих. Они и не стремились к этому, так как были убеждены, что в государстве живёт само Божество в лице царя, поэтому никакие выборы власти здесь и не нужны.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 538. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия