М 65 Мисаренко Г. Г.
(мир культуры) Учебное пособие
Ответственный за выпуск А. Б. Тиранин Редактор С. К. Макеенко Художественный редактор А. И. Смирнов Технический редактор В. И. Гончаров Операторы компьютерной верстки Ю. В. Толмачёв, Н.А. Басалаева, Д. Ю. Толмачёв
630112, Новосибирск, Ермака, 74 ООО «Издательство ЮКЭА», лицензия 065547 от 05.12.97 Тел.: (383-2) 11-36-88, 24-30-30, E-mail: jcea@online.nsk.su При участии ЗАО «Арена-Принт» Подписано в печать 29.01.2002. Формат 60х88/16 Гарнитура Таймс Печать офсетная. Тираж 3 000 экз. Заказ № 286
Отпечатано в соответствии с качеством представленных диапозитивов во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати» 432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
[1] Антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука сформировалась в середине XIX века.
[2] Этнография (греч. ethnos “племя, народ” + grapho “пишу”)— народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особености народов мира, проблемы происхождения, расселения и культурно-исторические взаимоотношения народов.
[3] Благодать — в христианстве божественная сила, обеспечивающая человеку избавление от греха, достижение добродетельной жизни, спасение и воссоединение с богом.
[4] Аксиология (грсч. axia “ценность” + logos “учение”) — учение о ценностях.
[5] Геноцид (греч. genos “род, племя” + лат. caedo “убиваю”) — одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид).
[6] Эвристика (греч. heurisko “отыскиваю, открываю”) — наука, изучающая продуктивное творческое мышление (эвристическая деятельность).
[7] Семиотика (греч. semeion “знак, признак”) — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе (главным образом естественные и искусственные языки, а также некоторые явления культуры), в природе (коммуникация в мире животных) или в самом человеке (зрительное и слуховое восприятие и др.).
[8] Онтология (греч. on, род. п. ontos “сущее” + logos “учение”) — учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введен немецким философом Р. Гоклениусом (1613).
[9] Феноменология (греч. phainomenon “являющееся” + logos “учение”) — учение о феноменах (явлениях), данных нам в опыте, в чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена). Термин “ноумен” (поитепоп) введен Платоном.
[10] Эргономика (грсч. ergon “работа” + nomos “закон”) — научная дисциплина, изучающая человека (или группу людей) и его (их) деятельность в условиях современного производства с целью оптимизации орудий, условии и процесса груда. Основной объект эргономики — системы “человек — машина”; метод исследования — системный подход.
[11] Рефлексия (позднелат. reflexio “обращение назад”') — форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.
[12] Арго (фр. argot) — диалект (греч. dialektos “говор, наречие”) определенной социальной группы (первоначально воровской язык), создаваемый с целью языкового обособления на основе специальной (узкопрофессиальной) или своеобразно освоенной общеупотребительной лексики. Жаргон (фр. jargon) — социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией; иногда так называют искаженную, неправильную речь. Сленг (англ. slang) — вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка; то же, что жаргон, преимущественно в англоязычных странах.
[13] Обычай — стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
[14] Традиция (лат, traditio “передача”) — элементы социального и культурного наследия (определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.), передающиеся из поколения в поколение в течение длительного времени и действующие так или иначе в любом обществе и во всех областях общественной жизни.
[15] Ассоциация (позднелат. associatio “объединение”) — связь, возникающая при определенных условиях между двумя и более психическими образованиями (ощущениями, двигательными актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.). Различают ассоциации по смежности (в пространстве или времени), сходству и контрасту. Термин введен Дж. Локком (1698).
[16] Иудаизм — религия, возникшая в I тысячелетии до н. э. в Палестине и распространенная главным образом среди евреев. Основные догматы — признание единого бога Яхве и богоизбранности еврейского народа, вера в небесного избавителя (мессию), святость Ветхого завета и Талмуда. Государственная религия Израиля.
[17] Римский клуб — международная общественная организация, основанная в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху научно-технической революции. Объединяет ученых, общественных деятелей и руководителей международных корпораций и фондов (преимущественно из развитых стран), финансирующих исследования клуба.
[18] Эстетика (греч. aisthetikos “чувствующий, чувственный”) — философская дисциплина, изучающая сферу эстетического как специфического проявления ценностного отношения между человеком и миром и область художественной деятельности человека. Термин ввел А. Баумгартен для обозначения “науки о чувственном знании” — низшей теории познания, дополняющей логику.
[19] Ноосфера (греч. noos “разум” + sphaira “шар”) — эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Понятие ноосферы введено Эдуаром Леруа (1870—1954) и Тейяром де Шарденом (1881 — 1955). В. И. Вернадский развил представление о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления и социально-экономическими законами.
[20] Биосфера (греч. bios “жизнь”) — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы тропосферу (греч. tropos “поворот, изменение”), гидросферу (воды рек, озер, морей, океанов) и верхнюю часть литосферы (греч. lithos “камень”) — верхней твердой оболочки Земли. Термин биосфера ввел в 1875 г. австрийский геолог Эдуард Зюсс (1831 — 1914). Учение о биосфере как об активной оболочке Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов (включая человека) проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба и значения, создал В. И. Вернадский.
[21] Непра — бог зерна.
[22] Мирра — ароматическая смола.
[23] Медитация (лат. meditatio “размышление”) — умственное действие, цель которого — приведение психики человека в состояние углубленности и сосредоточенности; сопровождается телесной расслабленностью, отсутствием эмоциональных проявлений, отрешенностью от внешних объектов.
[24] Аскетизм (греч. asketes “упражняющийся в чем-нибудь”) — ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т. п., присущие практике некоторых философских школ и особенно различных религий (монашество и т.д.).
[25] Пагода (санскр. бхагават “священный”) — буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.
[26] У евреев священные книги состоят из трех частей: Танах — Ветхий Завет, куда входили Тора — Пятикнижие Моисея, Небиим — Книги пророков и Хеубим — различные комментарии; у христиан — это Евангелие.
[27] Мойры — три богини человеческой судьбы в древнегреческой мифологии.
[28] Фаэтон — божество солнца и света в римской мифологии.
[29] Vita nuova — новая жизнь — название раннего произведения Данте Алигьери и новый культурный феномен, воспетый им позднее в “Божественной комедии”: любовь, являющаяся космической силой, любовь преобразующая, перерождающая человека [306, с. 394].
[30] Диалектика (греч. dialektike “искусство вести беседу, спор”) — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основные категории диалектики: противоречие, качество и количество, случайность и необходимость, возможность и действительность и др. Основные ее законы: единство и борьба противоположностей; переход количественных изменений в качественные; отрицание отрицания.
[31] Так в тексте! — А. Б.
[32] Лествица (старорус.) — лестница.
[33] В язычестве.— Прим. авт.
[34] Заброшены.— Прим. авт.
[35] Положение.— прим. авт.
[36] Термин введен в 60-е годы писателем П. Д. Боборыкиным (1836—1921) и принят в других языках, — А. Б.
[37] Гносеология (греч. gnosis “познание” + logos “учение”) — теория познания; раздел философии, в котором изучаются закономерности и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
[38] А. Печчеи. Человеческие качества.— М.: Прогресс, 1980.— С. 224.
[39] Э. Фромм. Догмат о Христе, — М.: Олимп, АСТ-ЛТД, 1998. — С. 265.
[40] Там же. — С. 264.
[41] Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х т. — М.: Искусство, 1981. — Т. 1. — С. 250.
М 65 Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебн. пособие. — 3-е изд., перераб. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2003. — 128 с.: ил. ISBN 5-329-00780-1 Данное пособие предназначено для развития у младших школьников умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры как изолированно, так и в составе словосочетаний и предложений. Упражнения в чтении материала пособия создают благоприятные предпосылки для развития осознанности чтения. Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности при чтении.
|