СОВРЕМЕННАЯ ПАРАДИГМА ВОСПИТАНИЯ; ЕЕ ПРОГРЕССИВНЫЕ ИДЕИ
Особенностью, знамением времени и всех изменений, происходящих в современной школе, является смена парадигмы воспитания, которая повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. Сутью смены парадигмы воспитания является переход от идеи командно-административного влияния педагогического процесса на формирование личности ребенка (подростка) согласно эталону, заданному обществом, к гуманистической идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития ребенка (подростка), его самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе потребностей и потенциальных возможностей. Теоретическое обоснование новой парадигмы воспитания происходит на стыке современного знания из областей многих наук: философии воспитания, педагогической культурологии, акмеологии, аксиологии, синергетики, антропологии, психологии, педагогики, методики воспитания, современных педагогических технологий... Содержательные аспекты воспитания уходят корнями своими в смежные науки - этику, эстетику, экономику, экологию, политологию, культурологию, медицину, валеологию, сексологию и многие-многие другие. Сформулированные идеи прорабатываются в опытно-экспериментальной работе ученых и практиков. Таким образом, уже сегодня можно сформулировать целый ряд прогрессивных идей, на которых должен быть построен современный процесс воспитания. 1. Ребенок (дети) в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть, с целью стимулирования его дальнейшего позитивного разностороннего развития, макаренковский принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться», принцип опоры на положительное в личности воспитанника, мажорного стиля и тона в отношениях с ним. 2. Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности. На этом основании строится система воспитания. § Внутренняя свобода педагога и воспитанника выступает как стержень культуры воспитания, основанного на свободном творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взрослого и ребенка (подростка). § «Педагогика свободы» (О.С. Газман) приводит к тому, что ребенок (подросток) в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не просто в позитивных формах поведения: он вступает в более высокую стадию культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. 3. Суть воспитания — развитие отношений воспитанника к окружающему миру: Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому... То есть формирование жизненной позиции — своего места в системе ценностных отношений к миру. При этом отношение — категория избирательная, поэтому в процессе воспитания ребенок (детский коллектив) ставится в ситуацию выбора ценностей — политических, экономических, нравственных, эстетических и т.д., в позицию активного субъекта воспитывающей деятельности и саморазвития. 4. Содержанием воспитания, его основой является обеспечение воспитаннику активной позиции в организуемой педагогом воспитывающей деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, общественной, трудовой, художественной, физкультурной, деятельности свободного общения. Все эти виды деятельности пронизывает деятельность игровая, облегчающая процесс передачи социально ценных отношений: делает его эмоциональным, допускает избирательность, имеет высокие нравственные принципы и правила, чаще всего возникает непроизвольно в детской среде, позволяет научиться «проигрывать» сложные жизненные коллизии.. Смысл, основная идея образования (воспитания) — не «человек образованный», впитавший в себя «последнее слово современной науки», а «человек культуры», сопрягающий в своем мышлении и деятельности различные культуры, формы деятельности и нравственные ценности... 5. Вся система образования (обучения и воспитания) в современной школе ориентирована на личностный подход — «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия» (СНОСКА: Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т. I. С. 522). Вот почему основой методики воспитания следует считать инструментовку управления воспитанием детей как самопознание и самовоспитание их, организацию деятельности как самодеятельности, управление детским коллективом как самоуправление. И в такой заданности воспитательного процесса позиция педагога иная, чем это имеет место в массовой школьной практике: он становится естественным, принимаемым и желанным Соучастником детской жизни. 6. В таком понимании воспитания и позиции педагога в воспитательном процессе продуктивной является идея педагогической поддержки как особого подхода в воспитании, определяемого как «привентивная (предупреждающая, предохранительная. - Л.М.) и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением» (СНОСКА: Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Кн. Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып.З. М., 1995). 7. Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме диалогового общения педагога и воспитанника. М.М. Бахтин писал: «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения». Вот почему в практику воспитания входят: «диалог культур», диалоговое общение «воспитатель о воспитанник», диалоговые формы отношений в организованной детской (подростковой) среде и т.д. Сюда же можно отнести идею много(или мульти-)культурного воспитания (СНОСКА: Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М., 1999). И последнее: назначение и позиция воспитателя. Ее очень хорошо выразил учитель-новатор Е,Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать». Вопросы для самопроверки и размышления 1. Как исторически сложилась общественная функция «воспитание»? Как история и современное состояние общества повлияли на понимание сущности воспитания? 2. Понятие воспитания в теории и педагогической практике: общее и различное? 3. Современные прогрессивные идеи теории и практики воспитания. В какой мере они влияют на массовую практику организации учебно-воспитательного процесса? Каковы возможные пути их внедрения в деятельность каждого педагога, каждого учебно-воспитательного учреждения? 4. Какие рекомендации современному педагогу (воспитателю) можно сформулировать на основе современных идей нового воспитания? Рекомендуемая литература 1. Байбородова JJ.B., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. Ярославль, 1998. 2. Бардовская Н.В., Реан Л..А. Педагогика. М., 2001. Гл. 2, 6. 3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. М., 2000. 4. Джуринский А.Н. История педагогики. М.,-2000.-Разд. «Полемики о путях образования и воспитания» (с. 399—402). 5. Казакова Е.И., Тряпицина А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге века). СПб., 1997. 6. Капустин Н.П. Педагогические технологии адптивной школы. М., 1999. Гл. I, III. 7. Караковский В.А., Новикова Я,И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М., 2000, 8. Коротов В.М. Введение в педагогику. М., 1999. Гл. 2, 6. Крылова И.Б. Культурология образования. М., 2000. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000. 9. Новый век: горизонт воспитания (актуальные вопросы организации воспитательного процесса в современной школе) /Отв. ред. Л.В. Курнешова. М., 2000. 10. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы // Народное образование. 2000. № 1. 11. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. М., 1998. Гл. 5, 6. 12. Цырдина Т,В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. М, 2001. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.
|