Студопедия — Следственных действий
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Следственных действий






Залогом высокого качества видеозаписи является проведение определенной подготовительной работы. Необходимо заранее уяснить цель и наметить объекты съемки. Структура видеофильма (например, при съемке осмотра места происшествия) должна соответствовать делению оперативной съемки на ориентирующую, обзорную, узловую и детальную.

Кадры с изображением средних размеров (средний план) предназначены для общего обзора, крупномасштабные кадры (крупный план) дают возможность выделить и отчетливо изобразить важные части объекта (его узлы). Для точного представления о тех особенностях, которые фиксируются в крупном масштабе, необходима связь между всеми планами. Это достигается путем плавных переходов от отдельных планов к другим. Один из способов плавного изменения масштаба съемки заключается в перемещении кинокамеры в направлении к объекту («наезд») или от него («отъезд»). Применяя «наезд», от мелкого масштаба переходят к крупному, а используя «отъезд», наоборот, от крупного масштаба к мелкому. Такой же эффект достигается благодаря использованию объектива с трансфокатором. В зависимости от характера объекта съемки применяется линейная и круговая панорама.

Для получения линейной панорамы камеру в момент съемки плавно перемещают параллельно переднему плану, а для круговой панорамы кинокамеру плавно поворачивают на штативной головке вокруг объекта съемки.

Недостатком видеозаписи является то обстоятельство, что из-за низкой разрешающей способности нечетко прорабатываются мелкие детали, например следы пальцев рук.

Подготовка к следственному действию с применением видеозаписи. Изучение практики применения научно-технических средств для фиксации следственных действий показывает, что видеозапись целесообразно осуществлять с привлечением специалиста. Использование помощи специалиста освобождает следователя от технической работы, создает благоприятные условия для выполнения служебных обязанностей и позволяет не только улучшить качество видеофильма, но и успешнее провести следственное действие в целом.

До начала следственного действия, которое сопровождается применением видеозаписи, следователь должен: определить действия и объекты, подлежащие фиксации посредством видеозаписи; пригласить специалиста и разъяснить ему цели предстоящего следственного действия; разработать план видеофильма. Отметим, что видеофильм монтажу не подвергается, поэтому все недочеты, связанные с недостаточной подготовкой к видеозаписи, остаются зафиксированными на видеоленте.

Следователи нередко пренебрегают планом видеофильма либо составляют его неудовлетворительно. Иногда, не имея плана, они ограничиваются краткой консультацией специалиста, проводимой перед началом следственного действия.

Как показывает практика, видеофильмы, снятые без соответствующей подготовки, без плана, не отражают всего события и содержат обычно отдельные эпизоды, не связанные единой целью, фиксируют не существенную для дела информацию. Поскольку следователь чувствует себя при съемке неуверенно, при выполнении следственного действия часто происходят остановки, заминки.

План видеофильма должен отражать очередность запечатления основных фактов, которые, по мнению следователя, необходимо зафиксировать. Порядок съемки эпизодов, намеченных в плане, должен соответствовать порядку проведения следственного действия.

Составляя план, следователь совместно со специалистом намечают приемы съемки, масштабы изображения, ориентировочные точки расположения камеры и технические приемы записи речевой информации.

Для успешного осуществления видеозаписи при проведении следственного действия весьма важное значение имеет четкое взаимодействие следователя и специалиста, когда следователь как руководитель следственного действия во многих эпизодах должен находиться в кадре. Ведь не только каждый его жест или движение, но и каждое произнесенное им слово фиксируются на видеоленте и впоследствии воспроизводятся вместе с другой записанной информацией. Поэтому все, даже мелкие организационные вопросы должны быть разрешены до начала следственного действия.

Общие положения тактики видеосъемки. Различают следующие виды (планы) съемки.

Общий – съемка объекта с дальней точки вместе с окружающей его обстановкой. Как правило, данный вид съемки носит ориентирующий и обзорный характер и применяется в случаях, когда необходимо охватить все место, где проводится следственное действие. Им пользуются чаще всего в начале следственного действия (например, осмотра места происшествия), когда проводится ориентирующая и обзорная съемка главного объекта на фоне окружающей обстановки.

Средний – съемка объекта отдельно от окружающей обстановки, с большим числом подробностей за счет увеличения масштаба.

Крупный – съемка с выделением наиболее важных частей главного объекта (его отдельных признаков, узлов), например отдельных черт и мимики допрашиваемого лица либо важных признаков при освидетельствовании (шрамов, родимых пятен и т. п.), демонстрации ударов при проверке показаний на месте.

Детальный – съемка статических и динамических главных отличительных деталей объекта, различимых только с близкого расстояния (например, орудия преступления со следами крови).

При видеосъемке основным правилом при переходе от одного вида (плана) съемки к другому является плавность, так как при резком изменении трансфокации (фокусного расстояния объектива) в кадре некоторое время изображение будет оставаться нечетким. Обычный (стандартный) порядок чередования планов: общий, средний, крупный.

Компоновка кадра. Первое правило компоновки кадра – это максимальное использование его полезной площади, его насыщение: выбирать точку съемки следует так, чтобы в кадре не было ничего лишнего и подчеркивалось главное. Второе правило: снимать событие, в частности следственное действие, необходимо таким образом, чтобы оператор планировал последовательность и композицию кадров с некоторым опережением. Третье правило: чтобы пестрые или многообъектные кадры воспринимались ярче, целесообразно чаще использовать средние и крупные планы. Четвертое правило: чтобы достичь лучшей глубины изображения (перспективы кадра), надо выстраивать кадр с таким расчетом, чтобы на первом плане обязательно присутствовал какой-либо объект (человек, дерево и т. п.), и тогда многоплановое изображение смотрится более объемным, удаленным в глубь перспективы.

Операторские приемы видеосъемки. Статичный кадр – съемка неподвижной видеокамерой (со штатива или с рук) кадра, действие в котором происходит на небольшой площадке и полностью охватывается полем зрения видоискателя видеокамеры без изменения ее положения. Видеосъемка любого следственного действия должна начинаться и заканчиваться именно статичным кадром.

Наезд – выделение объекта съемки из окружающей обстановки посредством плавного перехода от общего плана к среднему и крупному. Посредством плавного нажатия на трансфокатор изображение снимаемого объекта как бы приближается (укрупняется в масштабе) до размеров, позволяющих хорошо рассмотреть его общий вид и отдельные детали.

Отъезд – прием, обратный наезду: плавный переход от крупного плана к среднему и далее к общему. Он используется для ориентации в обстановке производства следственного действия после показа основного объекта съемки (например, на крупном плане – следователь, затем «отъезд» на средний план с появлением в нем стоящих рядом других участников следственного действия, далее «отъезд» на общий план с появлением в нем окружающей обстановки).

Имеются две разновидности этих приемов (наезда и отъезда):

а) с помощью трансфокации (автоматического изменения фокусного расстояния объектива) с фиксированной точки съемки. Несмотря на автоматичность такого переключения, оно должно быть постепенным, так как при резком нажатии на кнопку трансфокации изображение в кадре в течение нескольких секунд будет оставаться нечетким;

б) путем перемещения видеокамеры к объекту или от него. Этот прием применяется в случае, когда оператор ведет съемку, приближаясь к объекту на вертолете либо в движущейся автомашине.

Панорамирование – это съемка объектов видеокамерой, находящейся в движении: она перемещается с разной скоростью и в разных направлениях. Панорама должна начинаться и заканчиваться статичными кадрами (например, крупным планом следователя), осуществляться предельно плавными и медленными движениями оператора (иначе будет иметь место эффект «мелькания»), причем внутри панорамы желательно делать остановки для показа главных, ориентирующих объектов (например, деревьев, строений) приемом «наезда» и показа их крупным планом.

Имеются два способа панорамирования:

а) с т а т и ч е с к и й, когда съемка осуществляется путем поворота видеокамеры вокруг горизонтальной или вертикальной оси без изменения точки съемки. При повороте видеокамеры вокруг горизонтальной оси получают круговую панораму, а при повороте вокруг вертикальной оси – вертикальную. Поворачивать видеокамеру в обоих случаях рекомендуется плавно, иначе может получиться нерезкое, «смазанное», «мелькающее» изображение;

б) д и н а м и ч е с к и й: съемка видеокамерой, перемещающейся в пространстве, когда необходимо запечатлеть большие пространства (море, поле, лес и т. д.) или объекты значительной протяженности (обочину дороги, лесополосу и т. п.), не помещающиеся полностью в видоискателе при неподвижной видеокамере. Следует избегать однообразной панорамы, мелькания разных объектов без остановки внимания на главных путем их укрупнения.

Разновидности динамических панорам:

линейная панорама: видеокамера перемещается постепенно параллельно фронтальной плоскости объекта, как бы «оглядывая» его;

обзорная панорама: когда надо запечатлеть обширный участок местности (комплекс строений) либо, наоборот, обстановку малогабаритного помещения с разных точек. В первом случае видеокамеру рекомендуется располагать выше нормальной точки съемки (например, с лестницы, балкона). При съемке тесного помещения оператору целесообразно сделать максимальный «отъезд» и, поворачиваясь вокруг своей оси, снимать круговую панораму;

панорама следования (сопровождения): видеокамера движется вслед за объектом, фиксируя все его действия (человека, автомобиля и т. п.). Движущийся объект (например, автомобиль) следует снимать, повернув видеокамеру в его сторону, удерживая его в центре видоискателя. При ходьбе самого оператора (например, при проверке показаний на месте) важно, чтобы видеокамера не «ходила» вниз-вверх, фиксируя нижнюю и верхнюю точки панорамы (землю и небо).

Специальные приемы видеосъемки. Высокоскоростная съемка: съемка сцен быстрого действия (например, проезд автомашины при следственном эксперименте) либо съемка из быстродвижущегося автомобиля. Перед съемкой следует установить селектор высокоскоростного затвора на 1/500 или на 1/1000 с, и в результате даже быстродвижущиеся объекты будут воспроизводиться с резкими и чистыми кромками.

Макровидеосъемка: макрофункция позволяет снимать маленькие объекты (например, пулю, осколок, фотографию). Фокусировка при этом может регулироваться в пределах 1–2 м.

Выбор точки съемки. Она может быть фронтальной (направление съемки перпендикулярно лицевой плоскости снимаемого объекта), боковой (когда угол, образуемый оптической осью объектива видеокамеры и плоскостью объекта, отличается от прямого). В первом случае кадры не содержат никаких перспективных искажений, хотя и не создают впечатления объемности, во втором случае такая объемность достигается. Если объекты перемещаются, то надо менять или точку съемки, или масштаб изображения, чтобы объекты не заслоняли друг друга и не выходили за пределы объектива.

Учет освещения. Видеосъемка эффективна даже при крайне неблагоприятных условиях освещения (в сумерках, в пасмурную погоду и т. п.). Дополнительные источники освещения могут потребоваться только ночью либо в темном помещении (в подвале, на чердаке и др.). Источниками такого освещения могут стать любые фонари, фары автомобиля, зажигалка, свеча и даже спички. При ограниченном освещении следует переключить видеокамеру в специальный режим.

По общему правилу объекты должны быть освещены солнечным светом спереди, а солнце – находиться сбоку или сзади оператора. Если невозможно избежать съемки объекта, освещенного солнцем сзади (контровое освещение), то необходимо прибегать к режиму задней подсветки, который позволит увеличить яркость объекта. Этот режим эффективен и в ситуациях с экстремальной яркостью (песчаный пляж, снежный склон), когда он помогает сохранять песок (снег) белым.

Техника съемки. Держать видеокамеру следует на уровне лица прямо и устойчиво, так как возможные ее колебания повлияют на качество изображения. Всегда, когда это возможно, нужно применять штатив. Чтобы предотвратить сотрясение видеокамеры при съемке с рук, а особенно при движении, дышать надо ровно и ненапряженно. Не нужно увлекаться частым изменением фокусного расстояния объектива (трансфокацией), это должно быть оправдано лишь развитием действия, а выполнять съемку без рывков, медленно и плавно. В направлении взгляда снимаемого крупным планом человека желательно оставлять «воздух» (свободное пространство): если он смотрит вправо, то его изображение в кадре следует сдвинуть влево, и наоборот. При съемке неподвижного объекта перемещать видеокамеру нужно особенно медленно.

Точку съемки обычно избирают с учетом того, чтобы на видеофонограмме нашли отражение самостоятельность и добровольность основного участника следственного действия лица (дающего показания, демонстрирующего какие-либо действия). Во избежание сомнений в достоверности и подлинности видеофонограмм следственных действий при производстве видеозаписи рекомендуется выполнять следующие условия: при видеосъемке указывают время ее начала и окончания (если отсутствуют показания таймера видеокамеры); при прерывании видеосъемки по техническим причинам или переходе на другое место указывают причины и время ее прерывания (возобновления); если лицо дает показания, используют крупный план; на очной ставке в кадре должны быть оба ее участника; следует избегать видеосъемки общего фона и пустот (стен, участков местности).

В свою очередь, изготовленная при производстве следственных действий видеозапись должна: правильно отображать обстановку места проведения следственного действия; объективно показывать связь между отдельными его эпизодами; выделять главные эпизоды в группе фиксируемых объектов, обладать хорошим техническим качеством изображения и звука.

Взаимодействие оператора со следователем. К видеосъемке, по возможности, рекомендуется привлекать специалиста из числа сотрудников экспертного подразделения ОВД (ЭКУ УВД). Если специалист ранее участвовал в видеосъемке аналогичного следственного действия, то можно ограничиться краткой консультацией: поставить перед ним общую задачу, прислушаться к его советам и рекомендациям, а в остальном он сам вполне сможет определиться с приемами съемки, запасом видеокассет, источниками питания, освещением и т. д. Если в качестве оператора приглашено иное лицо, то ему обязательно надо разъяснить суть следственного действия, место его проведения и продолжительность, ознакомить с текстом сценария и планом следственного действия, проинструктировать о непрерывности съемки, о необходимости съемки крупным планом лиц в момент произнесения ими текста. В остальном оператор может сам наметить наиболее удачные точки и приемы съемки.

Желательно свести к минимуму общение следователя и оператора во время съемки. В случае приостановки видеосъемки по технической причине (замена кассеты, блока питания) оператор должен подать заранее оговоренный сигнал-жест. Это нужно для того, чтобы следователь вовремя сориентировался и был готов объявить об этом участникам следственного действия.

Специфика подготовки к видеосъемке. В первую очередь следователь должен составить сценарий видеосъемки. В нем отражается последовательность запечатления основных действий, эпизодов, объектов, которые, по мнению следователя, необходимо зафиксировать. При этом следователю необходимо исходить из материалов дела (показаний участников процесса, протоколов других следственных действий). Разрабатывая сценарий видеосъемки, следователь совместно со специалистом должен наметить приемы съемки, масштабы изображения объектов, точки расположения видеокамеры. Составленный сценарий является примерным, потому что предугадать весь ход следственного действия в некоторых случаях (например, при проверке показаний на месте) весьма сложно.

Следователь должен поставить перед специалистом общую задачу, разъяснив сущность, цели предстоящего следственного действия. В этой связи он может ознакомить оператора с материалами дела, что поможет ему отчасти предугадать ход следственного действия. Видеосъемка обычно осуществляется специалистами-операторамиЭКУ РУВД, ГУВД, УВД, имеющими профессиональные навыки. Основные функции оператора заключаются в корректировке подготовленного сценария, подготовке видеоаппаратуры, проведении видеосъемки и воспроизведении видеозаписи по телевизору.

Структура сценария следственного действия с использованием видеозаписи отчасти схожа со сценарием аудиозаписи и состоит из следующих этапов: подготовительного, вводно-организационного, рабочего и заключительного.

Подготовительный этап включает в себя следующие мероприятия: перед проведением следственного действия следователь намечает круг его участников, обеспечивает их явку, убеждается в технической готовности оператора, делает черновые записи об анкетных данных участников, проводит их инструктаж, в частности оператора. Ему он разъясняет сущность следственного действия, место, время и условия его проведения (в статике или движении, при естественном или искусственном освещении и др.), знакомит его при необходимости с местом проведения следственного действия, а также согласовывает с ним (в общих чертах) точки и приемы съемки.

Вводно-организационный этап начинается со съемки крупным планом следователя, который называет свою должность и фамилию, объявляет дату, время, место, наименование проводимого следственного действия, номер уголовного дела, статьи УПК, которыми руководствуется. Далее он представляет участников следственного действия, прибегая к двум возможным вариантам: а) сам представляет участников, используя предварительные черновые записи об их данных (выяснив их накануне), а оператор тем временем направляет на них видеокамеру; б) предлагает каждому лично представиться, а оператор фиксирует эти моменты и их речь. Затем следователь уведомляет участников о применении видеозаписи, разъясняет им права и обязанности.

Рабочий этап – это непосредственное проведение следственного действия (рабочей его стадии), которое осуществляется по отдельному плану (при допросе – перечень вопросов; при проверке показаний на месте – схемы маршрута, помещений, фрагменты показаний и т. д.). При этом подробно должны быть зафиксированы ход, содержание и результаты следственного действия. Оператор должен самостоятельно выбирать разнообразные, но оптимальные точки и приемы съемки, чтобы наилучшим образом зафиксировать происходящее.

В ходе заключительного этапа, по окончании следственного действия, следователь предлагает оператору подготовить видеокамеру (либо кассету с помощью адаптера) к воспроизведению. В процессе такого воспроизведения следователь составляет (печатает, пишет) протокол следственного действия, а все его участники одномоментно знакомятся с видеофонограммой. Затем видеосъемка по команде следователя вновь возобновляется, и следователь спрашивает о правильности запечатления результатов следственного действия на видеофонограмме и в протоколе, о замечаниях, уточнениях и дополнениях. На этом следственное действие завершается.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 672. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия