Эмпиризм и рационализм
Эмпиризм (материалистический эмпиризм) (от греч. empeiria – опыт) – направление, признающее основой познания чувственный опыт (наблюдение и эксперимент), а источником опыта – внешний мир, объективную реальность, существующую независимо от сознания. Ф.Бэкон (основатель эмпиризма) Т.Гоббс, Дж.Беркли (представители эмпиризма). Сенсуализм (идеалистический эмпиризм) (от лат. sensus – чувство, ощущение) – узкое направление эмпиризма,сводящее реальность к ее чувственному восприятию, а опыт – к совокупности ощущений и представлений (идей), выйти за пределы которых сознание не может. Считается, что сенсуализм – более узкое направление эмпиризма. Дж.Локк (основатель сенсуализма): сознание человека - «чистая доска». Дж.Беркли, Д.Юм (представители сенсуализма). Девиз эмпиризма (и сенсуализма): «Нет ничего в разуме, что бы до этого не прошло через чувственный опыт». Рационализм (от лат. ratio – разум) –направление в гносеологии Нового времени, согласно которомуисточником истинных знаний о мире и критерием их истинности является разум, который содержит доопытные факты (врожденные идеи, интуицию и т.п.). Противопоставляется эмпиризму также как разум чувственному опыту. Р.Декарт (основатель рационализма): сторонник «врождённых идей». Б.Спиноза: учение об интеллектуальной интуиции. Г.Лейбниц: «Нет ничего в разуме, чего до этого не было бы в опыте… кроме самого разума» (ирония над эмпиристами). Интуитивизм (от лат. слова «intuery» - присматриваться, «видеть насквозь») – узкое направление рационализма полагающее, что мировоззренческие истины человек может открыть и усвоить не при помощи разума или чувств, а путем алогичной догадки, невыразимого «прозрения», вдохновения, «откровения свыше». Анри Бергсон (типичный представитель интуитивизма) Декарт, Спиноза, Локк и др. философы, ученые, художники интуицию рассматривали как дополнительный, третий, путь познания. Иррационализм - отбрасывание, отрицание положительного значения «рацио», разума; философия, которая считает невозможным постичь и изложить мировоззренческую истину в рациональной форме, осуждает здравый смысл (А.Шопенгауэр, С.Кьеркегор, Ф.Ницше). Значительное место иррационализму отводится в экзистенциализме 20-го столетия, современном постмодернизме.
Монизм, дуализм, плюрализм
Монизм – философская концепция, которая в основание теории кладёт одно основание (субстанцию), либо материальную, либо идеальную. К монистическим моделям мира относятся философские направления: идеализм, материализм, гилозоизм. Дуализм утверждает, что материя и дух – это не стороны одной и той же субстанции, а две независимые друг от друга субстанции. Плюрализм – философская концепция, согласно которой существует множество несводимых и независимых друг от друга начал.
Теизм, атеизм, пантеизм, креационизм
Теизм (греч. theos – бог) – направление, признающее существование Бога как самостоятельной духовной реальности, независимой от сознания человека («Бог сотворил человека»). Сторонники теизма являются идеалистами. Атеизм – направление, в котором бог объявляется плодом воображения человека (Фейербах) и утверждается, что сущность религии – в фантастическом отражении внешних сил в головах людей, которые господствуют над ними в их общественной жизни (Маркс, Энгельс, Ленин). Пантеизм (греч. pan - всё и theos - бог) – доктрина, которая отождествляет Бога и мир. Бог представляется как безличный дух, растворённый в природе, слитый с нею. Такого рода представления бытовали уже в Древней Индии (в брахманизме, индуизме, веданте), в Древнем Китае (даосизм), в Древней Греции. Отождествление единого Бога с миром произошло в Западной Европе 16-нач.17 вв., когда данный принцип являлся основой большинства натурфилософских учений, противостоящих креационизму, господствующей монотеистической религии. Креационизм (лат. creatio – сотворение) – религиозно-философское учение о сотворении мира Богом из ничего. Мир полностью зависим от Бога, т.к. божественное всемогущество продолжает поддерживать бытие мира.
|