Платон. Миф о пещере
Ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию… посмотри-ка: ведь люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю ее длину тянется широкий просвет. С малых лет у них там на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, а между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная — глянь-ка — невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол. — Это я себе представляю. — Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь, держа ее так, что она видна поверх стены; проносят они и статуи, и всяческие изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих разговаривают, другие молчат. — Странный ты рисуешь образ и странных узников! — Подобных нам. Прежде всего разве ты думаешь, что, находясь в таком положении, люди что-нибудь видят, свое ли или чужое, кроме теней, отбрасываемых огнем на расположенную перед ними стену пещеры? — Как же им видеть что-то иное, раз всю свою жизнь они вынуждены держать голову неподвижно? — А предметы, которые проносят там, за стеной; Не то же ли самое происходит и с ними? — То есть? — Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят? — Непременно так. Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх — в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ты думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд? Да еще если станут указывать на ту или иную мелькающую перед ним вещь и задавать вопрос, что это такое, и вдобавок заставят его отвечать! Не считаешь ли ты, что это крайне его затруднит и он подумает, будто гораздо больше правды в том, что он видел раньше, чем в том, что ему показывают теперь? — Конечно, он так подумает. — А если заставить его смотреть прямо на самый свет, разве не заболят у него глаза, и не вернется он бегом к тому, что он в силах видеть, считая, что это действительно достовернее тех вещей, которые ему показывают? — Да, это так. Платон. Государство // Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. - М.: Мысль, 1994. Т.3. С.295–298. Вопросы: 1. Утверждая, что реальность, доступная людям — это всего лишь «тени, отбрасываемые огнём на стену», какую позицию отстаивает Платон: идеализма, материализма, эсхатологизма, скептицизма? 2. Какой мир Платон считает более приближенным к бытию и более подлинным: мир пещеры или мир света? 3. С каким познанием можно сопоставить видение мира в тенях пещеры (с чувственным (эмпирическим) познанием и интеллектуальным познанием)? Аналогично, с каким познанием соотносится восприятие солнечного света? Как соотносятся обе формы познания мира: какая из них истинная? 4. Какой мир – пещеры или света – Платон считал иллюзией и небытием? Какими аллегориями он описывает своё видение этого момента? 5. Какой мир проще воспринимать узнику пещеры? Почему? 6. Почему образ солнечного света сопоставим с понятием подлинного бытия? 7. Излагая данную притчу, Платон демонстрирует своим слушателям, что познание истинного бытия есть благо и познание требует известного труда и беспрестанных усилий. В каких аллегорических сравнениях Платон описывает этот познавательный процесс? 8. Подберите близкие вам ассоциативные образы к платоновскому образу пещеры и солнечного света. 9. Какие жизненные ситуации из вашего опыта иллюстрируют «пещерное» восприятие жизни и процесс познания?
Вопросы по отрывкам из произведений Платона:
1. Сопоставьте аллегории чувственного мира в «Мифе о пещере» и в «Федоне». 2. Считает ли автор чувственный мир подлинной реальностью? Как это отражено у Платона? 3. Что для Платона является единственной подлинной реальностью? 4. Какова роль философии в постижении подлиинго бытия? 5. Какие функции философии вы обнаруживаете в текстах? Прокомментируйте ответ.
|