Садово - парковое искусство античной Греции
VII. Географическое положение. Греция - государство на юге Европы, занимала южную часть Балканского полуострова. На востоке омывалась Эгейским морем, на западе — Ионическим морем, на юге Средиземным. Пелопонне́с — крупнейший полуостров Греции и очаг древнейшей цивилизации Европы.
VIII. Климат. Климат средиземноморский, довольно жаркий, засушливый.
IX. Растительность. От стран Востока по природным условиям Греция отличалась низким плодородием почв, небогатой флорой и фауной, а греческий ландшафт — это чередование скалистых гор, долин, многочисленных островов, проливов и бухт. Горные склоны были сплошь покрыты лесами, вырубленными в последующее время. Естественно произрастали: несколько видов дуба (включая и вечнозеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт.
X. Исторический очерк. Культура Греции формировалась на протяжении многих тысяч лет, и всю историю древнегреческой культуры принято делить на пять эпох: — крито-микенскую (XX-XIII вв. до н.э.); — древнейшую или "гомеровскую" (XII-до конца VIII в. до н. э).; — архаическую (VIII - VI вв. до н. э.); — классическую (V-IV вв. до н. э.); — эллинистическую (III - I вв. до н. э.). Зачатки садово-паркового искусства относятся к X—XIII вв. до н.э. Сначала сады носили чисто утилитарный характер: состояли из огорода, плодового сада и виноградника. Разбивку садов осуществляли в регулярном стиле и ограждали по периметру. Внутри сады огораживались живыми изгородями. Полив осуществлялся из канавок с проточной водой. Деревья высаживали рядами. В садах культивировались яблоня, груша, гранат, персик, маслина, апельсин, смоковница, виноград, овощи и цветочные растения (лилии, гладиолусы и др.). Позднее создавались рощи из вяза, платана, дуба, каштана, фисташки, маслины. Несколько позже появились аллеи. В греческих садах аллеи и дорожки были прямолинейными и украшались статуями, вазами, колоннами и пр. Размеры и формы греческих сооружений гармонично вписывались в окружающий ландшафт. Греки имели обширные сведения о растительном мире. Так, Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) перечисляет в своих трудах около 250 названий растений, Аристотель (384—322 гг. до н.э.) приводит описание около 500 растений. Греческая мифология содержит много преданий о цветах, особенно о розе — излюбленном цветке древности. В работах Аристотеля впервые дается наставление по возделыванию роз. Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило могучий импульс извне. Благодаря завоевательным походам Александра Македонского (в Эллинистическую эпоху в IV в. до н.э.) вся Азия (Персия, Египет, др.средиземноморские страны) с ее высокоразвитым садовым искусством была сразу включена в греческую культуру. К влиянию Востока прибавилось еще одно обстоятельство, способствовавшее развитию садового искусства в Греции,— это рост больших греческих городов. В Александрии публичные и царские сады занимали четвертую часть городской территории. Все внутригородские и загородные сады были связаны между собой. Еще больше, чем Александрия, славилась своими садами Антиохия. Город был распланирован следующим образом: главная улица представляла собой непрерывный портик, к одной стороне которого прилегали дома, а по другой тянулись сады вплоть до самого подножия горы. Они были украшены беседками и фонтанами.
XI. Типы садов: 1. Священные рощи - герооны. Это общественные сады - священные рощи героев, посаженные в честь основателей городов и других выдающихся людей, которым поклонялись как богам. Они посвящались героям и носили мемориальный характер. Позже в героонах стали устраивать памятные спортивные состязания, а в дальнейшем, оснащенные дорожками, площадками, ипподромами, они превратились в спортивные парки. Культ героев вызвал к жизни ежегодные состязания (агоны), проводимые в день, посвященный памяти героев. Крупнейшие состязания, однако, были посвящены не героям, а богам, например олимпийские игры, которые проводили в живописной долине реки Алфея, у подножия горы Кронос. Игры происходили в священных рощах, где для состязаний колесниц устраивали ипподромы, окруженные рядами высоких деревьев. Для насаждений в святилищах выбирали особенно красивые декоративные сорта деревьев, чаще всего местные: платан, черный тополь, кипарис, ольху, мирту и лавр или необычную для Греции пальму (святилище Аполлона на Делосе). Известны также святилища, украшенные плодовыми деревьями. Герооны послужили прообразом современных спортивных парков. 2. Нимфеи – место обитания богов, нимф и муз, и представляли собой священную дубовую, кедровую, или оливковую рощу, с расположенным в центре источником. Центром композиции нимфеи в Итакской роще был художественно обработанный водоем, в который с высокой скалы низвергались воды источника. Вокруг водоема по кругу росла влаголюбивая черная ольха. На вершине скалы был помещен алтарь, на котором приносили жертвы нимфам. Позже в Риме и еще более в эпоху Ренессанса композиция нимфеи получила широкое распространение как излюбленный парковый мотив: тенистый грот с водяными устройствами в окружении растительности. 3. Философские сады предназначались для ученых бесед и занятий, это были общественные парки, не связанные с религиозным культом, в отличие от священной рощи. Важным и интересным изобретением в Древней Греции были гимнасии. Гимнасии, в период своего расцвета, представляли собой цветущие сады с огромным количеством деревьев и множеством лужаек, оснащенные скамьями и предназначенные для встреч философов с коллегами, учениками и друзьями. Например, знаменитый афинский парк у героона Академа в Элевзисе. Это был парк - школа для молодежи. При Кимоне в 460 г. до н. э. сад Академии был обводнен, засажен тенистыми деревьями, обрамлявшими прямые аллеи для конных и пеших прогулок. Спустя полвека знаменитый философ Платон (427-347 гг. до н. э.) под сенью деревьев поучал своих учеников. Среди учеников выделялся Аристотель, впоследствии гениальный ученый древности. На склоне лет Аристотель назначил преемника - своего лучшего ученика Тиртама, которого называли Феофрастом (божественным оратором). Судя по дошедшим до нас данным о гимнасиях в Дельфах и Пергаме, общественные сады Эллады имели прямолинейные дорожки и аллеи. Они были размещены на террасах. Сооружения для занятий спортом (ксистосы), плавательные бассейны, алтари, храмы были окружены рощицами, в которых росли пальмы, платаны, оливковые, фисташковые и другие деревья. Среди рощ, на аллеях возвышались статуи, вазы, били фонтаны. По традиции, унаследованной от героонов, в общественных парках, начиная с конца V в. до н. э., хоронили наиболее почитаемых граждан и учителей гимнасий. Так, Феофраст был похоронен в парке, окружавшем его школу.
4. Зеленое оформление агор (городские площади, улицы) складывалось из рядовых посадок вдоль дорог и у сооружений. Это были общественные сады, украшенные по периметру колоннадами и обсаженные платанами. 5. Частновладельческие сады носили чисто утилитарный характер. В них широко использовались цветочные растения. 6. Также к садово-парковому искусству Древней Греции относятся театры и атриумы—внутренний дворик, в центре которого водоём, позже – патио около дома. Древнегреческий атриум стал прототипом современного малого сада.
XII. Функции сада. В целом озелененные территории Греции несли определенную функцию. Садовое искусство древнейшей эпохи еще являлось частью религиозного культа или имело утилитарно-хозяйственное значение. Появились первые общественные сады общественно-воспитательного значение и места для развлечений и отдыха.
XIII. Стилевые особенности. Впервые разработаны теоретические положения композиции и пространственное решение архитектурных ансамблей античности, куда входили: — система пропорций - принципы золотого сечения и модуля как соотношения частей и целого. Модуль — это единица, минимальный базовый элемент, на основе которого строится вся композиция путем повтора или кратного увеличения. — принципы равновесия, ритма и симметрии. Новое в садах Греции по сравнению с Египтом: 1.— использование горной местности для устройства террас, 2.— создание искусственных бассейнов с фонтанами, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами, 3.— применение архитектурных форм (витые лестницы), 4 — применение скульптуры, 5.— более свободная композиция, декоративность, композиция садов Древней Греции - регулярная с мастерским учетом и подбором красивого ландшафтного оформления, 6.— применение цветов в парках.
|