Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)
Культурные критерии: i, iv, vi Этот объект на вебсайте Центра всемирного наследия ЮНЕСКО whc.unesco.org/en/list/1097 Новодевичий монастырь был основан в 1524 г. князем Василием III в честь величайшей православной святыни - Смоленской иконы Божией Матери, и в ознаменование освобождения Смоленска от поляков и возврата его в состав русских земель. На протяжении нескольких веков монастырь был теснейшим образом связан с основными событиями и персонажами политической, религиозной и культурной жизни государства российского: Иваном Грозным, Борисом Годуновым (который в 1598 г. был призван в монастыре на царство), царем Алексеем Михайловичем. В конце XVII в. монастырь был вовлечен в острую политическую борьбу за власть между Петром I и его сестрой Софьей. В результате Софья была насильственно отправлена в монастырь и пострижена в монахини, где и умерла в 1704 г. В Отечественную войну 1812 г., когда французы заняли Москву, монастырь был использован для размещения складов, и даже существовала угроза взрыва всех его построек. В XVI-XVII вв. монастырь был одной из самых почитаемых на Руси женских обителей, местом пострижения в монахини представительниц царской династии, а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря. Некрополь, возникший здесь в XVI в., в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д. Здесь находятся семейные усыпальницы Волконских и Прохоровых, могилы историка С.М. Соловьева, героя войны 1812 г. Д.В. Давыдова, писателя И.И.Лажечникова и др. В начале ХХ в. за южной стеной монастыря возникло новое кладбище, ставшее впоследствии местом упокоения для многих представителей самой элитной части российского общества. Некрополь Новодевичьего монастыря – один из самых древних и значительных исторических некрополей России. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, который начал складываться в первой половине XVI в., был в основном завершен к концу XVII в. До наших дней он дошел практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы. Центр всей композиции – пятиглавый Смоленский собор, самая первая каменная постройка в монастыре (1524-1525 гг.), сложенная из кирпича с деталями из белого камня. В интерьере храма сохранилась уникальная настенная роспись, выполненная московскими мастерами в конце XVI в.; основная тема фресок – текст Акафиста, воспевающего Пресвятую Богородицу. Стиль росписи тяготеет к классическому древнерусскому стилю - с его строгой каноничностью образов, иерархичностью фигур и лаконизмом композиций, вместе с тем, этот стиль оказался вполне декоративным. Полностью сохранился древний иконостас (1683-1686 гг.) - пятиярусный, деревянный, с позолоченной резьбой, ярчайший образец сооружений подобного типа. За исключением главного собора, все основные сооружения монастырского ансамбля выдержаны в едином стиле, получившем название «московское барокко». Этот стиль отличает обилие декоративных деталей из белого камня на фасадах кирпичных зданий, а также симметричность и грациозность построек в целом. Примечательно, что Новодевичий монастырь является единственным примером ансамблевого воплощения этого замечательного архитектурного направления. Пятиярусная монастырская колокольня, воздвигнутая в 1683-1690 гг., сложена из кирпича, имеет разнообразные белокаменные детали, и выделяется крайне живописным обликом. Яруса, перекрытые сводами, соединены между собой внутристенными лестницами, при этом первый ярус внутри разделен на два этажа, а пятый – на три этажа, связанных между собой деревянными лестницами. Сохранились колокола XVII в. Благодаря своей значительной высоте (73 м), точно найденному местоположению, красоте и пропорциональности, колокольня всегда играла роль главной высотной доминанты этого района Москвы. Другие важные элементы единого монастырского историко-архитектурного ансамбля – Успенская церковь с трапезной палатой, Амвросиевская церковь, Казначейские, Погребовые, Певческие, Мариинские, Лопухинские палаты, палаты Ирины Годуновой и палаты Евдокии Милославской; это также больница, стрелецкие караульни, училище. В интерьерах этих монастырских построек можно увидеть кирпичные печи, облицованные полихромными изразцами, сводчатые потолки и колонны, орнаменты и арочные ниши, профилированные карнизы и филенчатые двери и т.д. Находящийся на юго-западной окраине исторического центра Москвы, у стратегически важной точки (брод через Москва-реку), Новодевичий монастырь являлся одновременно и крепостью: он входил в систему оборонительного монастырского «кольца», сформированного вокруг города. Крепостные стены с 12 башнями (из которых четыре угловых – Никольская, Напрудная, Сетуньская и Чеботарная – являются круглыми, остальные – квадратными) были воздвигнуты в 1680-е гг. В плане монастырская ограда напоминает по форме прямоугольник (площадью 5,3 га), одна из сторон которого обращена к пруду. Стены и башни оснащены бойницами и внутренними галереями, в центре южной и северной сторон – трехпролетные въездные ворота с надвратными храмами. Как и весь монастырский ансамбль, стены и башни выполнены в стиле «московского барокко» и сложены из кирпича с живописной белокаменной отделкой, при этом башни украшены легко узнаваемыми ажурными «коронами». Монастырь прекратил свое существование в 1922 г., когда здесь был создан музей. В 1934 г. этот музей был передан в ведение Государственного Исторического музея в качестве отдельного филиала. Ныне здесь функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии. Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 г.) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 г.). В музеях собраны ценнейшие коллекции древнерусской живописи и икон, книг (в т. ч. рукописных), тканей, церковной утвари и иных предметов декоративно-прикладного искусства. В августе 2004 г. было торжественно отмечено 480-летие монастыря, а также 10-летие возобновления в нем монашеской жизни. 21) Природный комплекс заповедника Остров Врангеля Природные критерии: ix, x Этот объект на вебсайте Центра всемирного наследия ЮНЕСКО whc.unesco.org/en/list/1023 Район острова Врангеля является самым северным среди всех объектов Всемирного природного наследия – он находится примерно в 500 км к северу от Северного полярного круга, на 71-м градусе северной широты. В объект входит: остров Врангеля (7,6 тыс. кв. км) и остров Геральд (11 кв. км), располагающийся в 70 км восточнее. Это также прилегающие акватории Восточно-Сибирского и Чукотского морей – в радиусе 12 морских миль от каждого острова. Общая площадь объекта Всемирного наследия (а также заповедника) составляет 2 225 650 га, в т.ч. 1 430 000 га – морская акватория. Остров Врангеля располагается на стыке Западного и Восточного полушарий (т.е прямо на 180-м меридиане), от материка он отделен широким и мелководным проливом Лонга. Климат острова очень суровый (до -30 градусов и ниже), рельеф гористый (максимальная отметка – гора Советская, 1096 м). Здесь преобладают разного рода арктические тундры (осоково-моховые, травяно-лишайниковые, кустарничково-разнотравные), но особый интерес представляют реликтовые тундро-степные сообщества с большим разнообразием цветковых растений. Часто встречаются мелкие озера и болота, заросли ивняка, в горах - небольшие леднички и каменистые россыпи. Низменные берега расчленены лагунами, отделенными от моря песчаными косами. Глобальная ценность объекта проявляется в двух следующих аспектах. Во-первых, он представляет собой выдающийся пример эволюционного развития разнообразных арктических природных комплексов - горных, равнинных и прибрежных. Действительно, остров Врангеля – это ярко выраженная автономная экосистема, которая развивалась в условиях полной изоляции последние 50 тыс. лет, т.е. начиная с того времени, когда остров стал отделяться от материковой суши, частью которой он до этого являлся. Примечательно, что эволюцию островной экосистемы не прервало даже четвертичное оледенение (оно проявилось здесь в относительно небольшой мере), и это принципиально отличает данный район от других территорий в Арктике, покрывшихся в тот период мощными ледовыми толщами. Наличие реликтовых видов эпохи плейстоцена, а также целого ряда эндемиков (всего около 40 эндемичных видов и подвидов растений, насекомых, птиц и млекопитающих), разнообразие и мозаика растительного покрова, смешение типично арктических и относительно южных (американских и азиатских) видов животных и растений, - все это свидетельствует о богатой истории развитии островного природного комплекса. Эволюционные процессы продолжаются и поныне. Они проявляются, в частности, в необычно высокой плотности и отличительных чертах поведения местных леммингов (по сравнению с материковыми популяциями этого грызуна); в физической адаптации к островным условиям северных оленей и овцебыков (островные олени отличаются от материковых большими размерами); в специфике местной популяции песца (островные особи, по сравнению с материковыми, имеют уменьшенные размеры черепов, а колебания их численности здесь не столь резки). Во-вторых, территория обладает исключительным для Арктики биологическим разнообразием (что особенно относится к растениям и птицам), и кроме того - здесь встречается целый ряд видов, объявленных редкими и исчезающими, причем не только на государственном уровне, но и на глобальном. Так, к настоящему времени на острове учтено более 400 видов и разновидностей сосудистых растений – больше, чем на любом другом арктическом острове; это также вдвое превышает аналогичный показатель для других тундровых районов зоны Арктики, имеющих сопоставимые размеры. Что касается птиц, то на гнездовьях в районе острова Врангеля их отмечено более 50 видов; всего же в современном списке орнитофауны заповедника, с учетом местных, перелетных и залетных пернатых, – около 170 видов. В районе острова Врангеля зафиксированы: - наибольшая во всей Арктике (и в мире) концентрация родовых берлог белого медведя (острова Врангеля и Геральд - это главный «родильный дом» белого медведя, от чего во многом зависит существование данного биологического вида, внесенного в Красную книгу России и Международную Красную Книгу); - береговые лежбища моржа, одни из крупнейших в Арктике (особенно в районе мыса Блоссом, на юго-западе острова Врангеля, где можно одновременно видеть многие тысячи животных); - наиболее крупная и стабильная в Евразии гнездовая колония белого гуся (что на фоне его исчезновения из многих других районов представляется крайне важным); - крупнейшие в Восточной Арктике колонии морских птиц (чайки-моевки, чистики, берингов баклан, толстоклювые кайры, бургомистры и т.д.); Начиная с 1940-х гг. на остров Врангеля завозятся домашние северные олени, которые к настоящему времени практически полностью одичали; а в 1970-х гг. сюда завозится редчайший обитатель Арктики - овцебык, численность которого в настоящее время превышает 800 особей. Прилегающая к островам акватория является местом нагула серого кита (он мигрирует сюда со стороны Калифорнии, из мексиканского резервата Эль-Вискаино); здесь встречаются и другие китообразные - гренландский кит, горбач и финвал, а также косатки и белухи. Помимо моржей, здесь обитают и другие ластоногие – кольчатая нерпа лахтак, ларга, полосатый тюлень. Остров Врангеля, известный еще с середины XVII в., был впоследствии назван в честь известного русского мореплавателя Ф.П. Врангеля, исследовавшего этот остров в 1820-е гг. Остров Геральд был открыт в 1849 г. английским военным моряком Г. Келлеттом и назван так в честь своего судна. С 1926 г. на острове Врангеля функционирует полярная станция, с 1976 г. – это природный заповедник. Его современная посещаемость – примерно 200 туристов за год.
|