Студопедия — ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ПРАВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОСНОВНЫЕ УЧЕНИЯ О СУЩНОСТИ И ПРИРОДЕ ПРАВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ






1. Многообразие подходов к пониманию сущности и социальной природы права

Основополагающей проблемой теории государства и права явля­ется проблема сущности и социальной природы права. Его понима­ние как регулятора общественных отношений является достаточно простым, тривиальным и не отвечает на многие архиважные вопро­сы теории и практики.

Прежде всего неясно, при каких условиях право утрачивает свой­ства регулятора общественных отношений и переходит в иное качество, в «неправо» и свой антипод — произвол. Можно ли, например, право фашистской Германии, которым были грубо нарушены элементар­ные права человека, считать правом? Скорее всего это было закреп­ленным государством произволом, хотя внешне все признаки права как регулятора общественных отношений были налицо: нормы ус-§танавливались государством и охранялись им от нарушений.

Если теория права не содержит четких критериев, позволяющих отличать подлинное право от произвола и других, переходных к нему форм, то и юридическая практика неизбежно будет путаться в этом вопросе и будет придавать ореол права неправовым явлениям и про­цессам. Фактически это будет означать, что в обществе будут дей­ствовать формализм и под предлогом неукоснительного исполнения установленных государством норм в обществе будут безраздельно царствовать суррогаты права либо вовсе произвол.

К сожалению, современные теории права не имеет единого пони­мания сущности права. На вопрос о том, что есть право, ученые-юрис­ты могут предложить лишь широкий и во многом противоречивый

 

спектр оригинальных догадок-гипотез. Положение И. Канта о том, что ученые-юристы все еще ищут право, оказывается справедливым и в настоящее время. Наиболее значимыми в истории политико-пра­вовой мысли являются трактовки права, данные представителями естественной, психологической, исторической, позитивистской, со­циологической теорий права, философией права и марксизмом.

Согласно теории естественного права,родоначальниками которой были Греции, Гоббс, Локк, Монтескье и др., в обществе существует два права: естественное и благоприобретенное. Естественное право принадлежит человеку от рождения и включает в себя право на жизнь, личную свободу, частную собственность, право быть счастливым. Эти права признаются неотъемлемыми, и всякое посягательство на них других лиц, в том числе и государства, является правонарушением либо вовсе преступлением. Благоприобретенные права устанавлива­ются государством в форме законов и иных нормативно-правовых актов. В основе этого права лежат естественные права человека. За­кон признается правовым постольку, поскольку он соответствует, развивает и конкретизирует естественные права человека. Неспра­ведливый закон не создает право — таков основополагающий прин­цип данной теории.

Два вида права признают и представители психологической теории права,основоположником которой является российский правовед Л.И. Петражицкий. Согласно этой теории право представляет пси­хическую деятельность человека, его правовые, «императивно-атри-бутивные»эмоции, чувства, оценки, переживания. Человек чувству­ет свою волю связанной притязаниями других лиц, ожидающих от него исполнение определенной обязанности. Именно такие психо­логические переживания определяют конкретные акты поведения человека и выступают его действительным, реальным правом.

В обществе существует также официальное право, установленное государством в виде законов и иных нормативно-правовых актов. За­коны могут влиять на интуитивное право человека, на процессы фор­мирования его воли. Тем не менее они не всегда доминируют в прини­маемых индивидуумом решениях. Последний может принимать во внимание иные социальные нормы и действовать вопреки установле­ниям официального права. Поэтому действующее в обществе право значительно шире установленных государством нормативных пред­писаний и включает в себя всю совокупность психических пережива­ний человека и не только его. Естественные проявления психологи­ческого переживания представители этой теории обнаруживают у му-

равьев, шимпанзе, других животных и насекомых и, соответственно, [ признают их субъектами права наравне с человеком.

В позитивистской теории правом признаются только правила дол­жного поведения, устанавливаемые законом и иными нормативно-правовыми актами, принимаемыми государственными органами. «Закон есть закон», который нужно исполнять в любом случае, не­зависимо от психологических переживаний человека и его есте­ственных прав. Требование законности, т.е. неукоснительного ис­полнения действующих нормативно-правовых актов относится ко всем без всякого исключения государственным органам, должнос­тным лицам, гражданам и иным субъектам конкретных правоотно­шений. К лицам, не выполняющим предписания законов, иных нормативно-правовых актов, применяются меры государственно­го принуждения.

Представители этой теории весьма негативно относятся ко вся­ким попыткам искать право вне официально установленных госу­дарством нормативно-правовых предписаний. Любой устаревший, не соответствующий существующим в обществе отношениям закон является правом, подлежит неукоснительному исполнению до тех пор, пока компетентный орган не примет специального решения и не отменит его. Связанность права государством, его нормативно-правовыми решениями отличает данный вид социальных норм от морали, обычаев и корпоративных норм.

В отличие от позитивистов историческая школа (Савиньи, Пухта и др.) понимала право как продукт народного духа, сознания народа, который живет и проявляется во взаимоотношениях его представи­телей. Право, как и язык, представляет собой неотъемлемый компо­нент народа или нации и развивается по аналогичным законам. В языке, отмечал Савиньи, наблюдается та же независимость от слу­чайности и свободного выбора со стороны отдельных лиц, т.е. то же происхождение из деятельности общего народного духа, действую­щего в отдельных лицах. Только здесь все это более наглядно и бес­спорно, чем в праве.

Образование права осуществляется путем постепенного раскры­тия народного духа в историческом процессе. Народный дух опреде­ляет особенности народного правосознания, а оно выливается в нор­мы права. Наиболее полным и последовательным источником раз­вития народного духа являются народные обычаи. Законы также отражают народное правосознание. Но в них народное правосозна­ние выражается постольку, поскольку правильно воспринимается и последовательно проводится законодателем. Поэтому главная зада­ча законодателя состоит в выявлении и закреплении в законах на­родного духа. Возможные отступления законодателя от народного правосознания не меняют объективного характера права и процес­сов его развития. Образование права идет не по субъективному ус­мотрению, желанию отдельных лиц или органов, а по законам объек­тивной необходимости. Государство, его органы не изобретают зако­нов, а санкционируют существующие в обществе порядки.

По мнению представителей исторической школы права, каждо­му народу присущ свой дух и, соответственно, свое правосознание. Поэтому нормы права одного народа не будут годными для других народов и национальностей. Чтобы народ имел соответствующее ему право, необходимо выявить его дух, а этого можно достичь лишь про­водя исторические исследования. И чем глубже уходит в историю народа исследователь, тем более точными и полными будут знания о народном духе и процессах его развития.

Представители социологической школы права также полагают, что право не следует искать в законах или психологических пережива­ниях личности. Право, по их мнению, — это реальная жизнь, вопло­щенная в конкретных решениях в сфере предпринимательской дея­тельности, во взаимоотношениях работников и предпринимателей, иных лиц и социальных групп. При этом поиск «живого»права ве­дется в двух направлениях.

Одни авторы считают, что в обществе существует множество пра­вовых систем, поскольку государство не в состоянии предусмотреть все необходимые для общества и его компонентов нормы права. Каж­дая коллективная общность людей, будь то спортивный клуб, торго­вое общество, профсоюзы или нация, может иметь и имеет свое пра­во. Так, народ, нация создают свои обычаи и традиции, профсою­зы — профсоюзное право, причем негосударственные правовые системы могут создавать сильную конкуренцию праву, установлен­ному государством.

Обычаи общества способны вытеснять устаревшие, формально действующие нормы права задолго до их официальной отмены. И, на­оборот, нормы, устанавливаемые государством, нередко закрепляют уже сложившийся «созидательный обычай», который был фактичес­ким источником права до появления общей нормы.

Представители другого направления «живое»право видят в сво­боде судейского усмотрения при разрешении конкретных дел. Ра­зумное и точное решение юридических казусов представляется- им большим правом, нежели абстрактные нормы с их абстрактной спра­ведливостью.

Изменения в системе общественных отношений судья осознает значительно быстрее законодателя и неизбежно должен выходить за рамки закона, который не соответствует «живому»праву, действую­щим в обществе отношениям. По мнению сторонников этого направ­ления, судья сперва выносит решение, руководствуясь своими пред­ставлениями, а затем подбирает принятому решению соответствую­щую правовую аргументацию.

Принципиально иную трактовку права, его сущности дают осно­воположники марксизма. Рассматривая общество как органически целостное образование, действующее и развивающееся по объектив­ным, независимым от воли людей законам, К. Маркс и Ф. Энгельс весьма четко и последовательно различали право и закон.

Право они понимали как меру свободы членов общества. Каж­дый класс в силу его особого положения в системе экономических отношений общества имеет свою меру свободы, свое право. Однако не всякий класс способен выразить свое право в системе общеобяза­тельных норм, в законе. Такой способностью обладал лишь класс, который экономически и политически господствовал в обществе. С помощью закона этот класс закреплял собственные интересы и по­требности и пытался их выдать за всеобщее право, за всеобщую меру свободы.

Все ранее существовавшие государства закрепляли и проводили в жизнь право эксплуататорских классов: рабовладельцев, феодалов, помещиков и буржуазии. Рабы и крестьяне не были способны по объективным и субъективным причинам взять государственную власть в свои руки и реализовать свое право в форме законов. Только пролетариат может осознать свои классовые интересы, объединить­ся в борьбе за свои экономические и политические права и взять го­сударственную власть в свои руки. Лишь при этом условии он обес­печит полное и последовательное проведение пролетарской меры свободы, пролетарского права в форме законов. Пролетарское право одновременно будет правом всех трудящихся в обществе масс, т.е. более демократичным, нежели буржуазное и любое иное эксплуата­торское право.

Однако пролетарское право по-прежнему не будет всеобщим. Провозглашенное им равенство в экономической сфере реально будет осуществлено на более высоком этапе развития общества, обладающего производительными силами, способными в полной мере удовлетворить потребности всех своих членов. Но в таком обществе не будет классов. Соответственно, отпадет потребность и в государстве, и в присущем ему способе закрепления общеобя­зательных правил в форме закона или иных нормативно-право­вых актов.

Многообразие трактовок сущности и природы права в российс­кой юридической литературе нередко рассматривается как весьма позитивное явление, свидетельствующее о достаточно высоком уров­не развития правовой науки, и прежде всего теории права. Мол, бла­годаря разным трактовкам сущности права и его социальной приро­ды вскрываются разные стороны, грани права, что способствует его углубленному и всестороннему познанию. Ученые-юристы откры­вают новые связи права с другими социальными явлениями и подго­тавливают обоснованные предложения по повышению роли и авто­ритета права в обществе.

По нашему мнению, ситуация с множеством трактовок сущности и социальной природы права заслуживает скорее негативных, неже­ли позитивных оценок. Тот факт, что ученые не могут решить дан­ную проблему, составляющую ядро, основу теории права, свидетель­ствует о недостаточно высоком уровне данной науки, вынужденной пока что довольствоваться рядом оригинальных, но весьма противо­речивых и недостаточно аргументированных гипотез. То, что в од­ной теории принимается за право, подается как право, весьма убеди­тельно опровергается другой теорией. И наоборот.

Между тем подлинная наука должна иметь единую теоретичес­кую основу. Без выполнения этого требования теория права будет по преимуществу ограничиваться описанием действующих правовых систем и апологией правовой политики государства. Словом, по-пре­жнему следовать за практикой, вместо того, чтобы быть впереди ее, предвосхищать новые правовые явления и процессы и обеспечивать прогрессивное последовательное развитие права и процессов его ре­ализации в конкретных отношениях.

2. Причины многообразия подходов к пониманию сущности и социальной природы права

Многообразие взглядов ученых-юристов на кардинальную про­блему теории права обусловливается тремя факторами: 1) сложнос­тью права, многообразием его проявлений в обществе; 2) влиянием на процессы познания сущности права правовой идеологии и классовой борьбы; 3) различными исходными философскими и методо­логическими основаниями.

Право, а точнее, правовое регулирование, представляет собой весьма сложный и многообразный социальный институт,действующий в экономической, политической, образовательной и других основ­ных сферах общества. Одновременно правовые явления и процессы необходимо присутствуют и во взаимоотношениях людей, их право­сознании, конкретных действиях и поступках. Достаточно сложной и противоречивой предстает связь права с другими социальными нор­мами. Во всем этом многообразии весьма трудно определить те свой­ства, признаки, которые бы позволяли бесспорно отличать право от «неправа»во всех его конкретных проявлениях.

Вопрос о сущности права осложняется тем, что она не может быть выявлена индуктивным путем, в процессе выделения некоторых при­знаков, присущих всем или большей части правовых явлений. Такой путь в лучшем случае позволяет выявить некоторые, действительно важные свойства права, но не способен доказать, что эти свойства необходимо присущи праву, составляют его сущность, и все, что не обладает этими свойствами, не является правом.

Между тем именно таким ненадлежащим способом юристы пока что пытаются раскрыть сущность права. Не увенчались успехом и усилия советских правоведов познать глубинные процессы права с помощью материалистической диалектики и всеобщего метода тео­ретического познания — восхождения от абстрактного к конкретно­му. Поэтому, как показал обзор основных воззрений на сущность права, изложенный в предыдущем параграфе, сущностью права при­знаются отдельные компоненты правового регулирования, фикси­руемые непосредственно индуктивным путем и противопоставляе­мые другим правовым явлениям и процессам.

Так, позитивисты связывают сущность права с нормативными уста­новлениями, принимаемыми государственными органами, и тем самым сводят право к одной из форм его выражения — закону. Для представи­телей психологической теории подлинное право видится не в законе, а в психических, «императивно-атрибутивных»переживаниях личности, его правовой психологии. Социологическая юриспруденция видит под­линно «живое»право не в законах государства, а в решениях судьи или нормативных установлениях, принимаемых общественными организа­циями и иными коллективными образованиями людей.

Характерно, что на выбор тех или иных явлений, компонентов правового регулирования в качестве сущности права прямое и непосредственное влияние оказывают не закономерные связи и за­висимости правовых явлений и процессов, а чаще всего состояние классовой борьбы в обществе или главные, основные задачи, решаемые государством на том или ином этапе его развития.

Теория естественного права возникла в ходе буржуазных револю­ций как теоретическое обоснование права буржуазии на революцию, насильственное низложение власти феодалов и лишение их права проводить свои интересы в качестве общеобязательных требований. Естественные права человека на жизнь, частную собственность, рав­ноправие грубо нарушались феодальным государством, а потому на­род на основании того же естественного права должен был низверг­нуть действующую власть и создать такие порядки, которые бы га­рантировали и развивали естественные права человека, его свободу.

Основным оппонентом теории естественного права в XVIII— XIX вв. выступила историческая школа права. Рассматривая право как историческое развитие народного духа, данная школа теорети­чески оправдывала существующий феодальный строй, его государ­ство и право и резко выступала против любых предложений буржу­азных идеологов изменить существующие порядки революционным путем, установить буржуазное государство и право. Представители этой теории находили разумные основания не только феодальной за­висимости, но и рабства. Рабство, полагали они, имеет то преиму­щество перед бедностью, что скорее собственник из разумных хо­зяйственных соображений затратит кое-что на обучение раба, обна­ружившего известные способности, чем кто-либо — на нищего ребенка. Право бить и увечить раба ненамного хуже того, что прихо­дится терпеть беднякам.

Обосновывая реакционный характер исторической школы пра­ва, К. Маркс отмечал, что эта школа оправдывает подлость дня се­годняшнего подлостью дня вчерашнего, объявляет мятежным вся­кий крик крепостных против кнута на том основании, что это кнут — старый, унаследованный, исторический кнут.

В борьбе с теорией естественного права историческая школа по­терпела фиаско и сама стала достоянием истории. Однако и есте­ственно-правовой теории не пришлось сколько-нибудь долго вку­шать плоды победы и любоваться результатами воплощения своих идей в действующем буржуазном праве.

С утверждением буржуазного строя и упрочением его экономи­ческой и политической основы, успешным созданием нового бур­жуазного права теория естественного права становится не только

[ненужной, но и вредной. Она могла быть использована рабочим клас­сом для борьбы за свои права и против жестокой эксплуатации вла­дельцев заводов и фабрик, освященной действующими законами. '' Закрепленное буржуазным правом формальное равенство всех чле­нов общества не препятствовало грубейшему нарушению естествен-[ных прав рабочих и всех трудящихся, не имевших достаточных средств для существования и вынужденных добровольно идти в эко­номическую кабалу к собственникам средств производства.

В этих условиях буржуазия меняет свою юридическую доктрину. | Теорию естественного права в XIX в. заменяет позитивизм, отрица-! ющий какие бы то ни было естественные права человека и сводящий [ право к закону. Эта правовая доктрина полностью устраивала буржу­азию. Она освящала действующие буржуазные законы, придавала им непререкаемый авторитет в обществе и требовала сурового наказа­ния для тех, кто отказывался по тем или иным причинам их выпол-' нять. В ранг правонарушений и преступлений попадали любые выс-i тупления рабочего класса за свои права, против жестокой эксплуа­тации.

Рабочему классу не оставалось ничего иного, как создать собствен­ную правовую доктрину, которая бы теоретически обосновала пра­вомерность его притязаний на активное участие в политических де­лах буржуазного общества, его борьбы за свои экономические права, а в перспективе и создание пролетарского государства и права. В се­редине XIX в. такая доктрина была разработана К. Марксом, Ф. Эн-: гельсом, их сторонниками и последователями.

Марксистская теория права последовательно и обоснованно по­казывает, что логика развития буржуазного общества, его экономи­ческой основы неизбежно приведет к смене буржуазного государства и права пролетарским. Выступления рабочего класса и всех трудя­щихся за свои экономические и политические права столь же право­мерны и исторически оправданны, как и борьба буржуазии с фео-• дальным строем. Взятие пролетариатом власти в свои руки может про­изойти в ходе социалистической революции. Движущей силой и вождем этой революции может быть только пролетариат, который, : свергнув политическое господство буржуазии, возьмет власть в свои руки и установит диктатуру пролетариата. Своим острием диктатура будет направлена против буржуазии, ее попыток вернуть себе власть. I Для трудящихся диктатура пролетариата обеспечит реальное действие I самых широких демократических прав и свобод, которые были дос-I тупны в условиях буржуазного общества только буржуазии и иным имущим слоям. Таким образом, диктатура пролетариата будут по-новому демократическим и по-новому диктаторским государством. Основная задача государства диктатуры пролетариата — создать не­обходимые условия для перехода к бесклассовому обществу и обес­печению материального процветания и духовного развития всех чле­нов этого общества.

Начиная с середины XX века внимание правоведов вновь при­влекла теория естественного права и опять-таки не только по моти­вам истинного познания сущности права. Очередной поворот бур­жуазных юристов был обусловлен активной борьбой рабочего клас­са за свои права и наличием СССР, других социалистических государств, признававших и гарантировавших широким слоям насе­ления весьма широкий спектр социально-экономических и полити­ческих прав. Буржуазное законодательство не могло существовать в прежнем виде и должно было придать себе «человеческое лицо», пой­ти на уступки трудящимся под весьма благовидными и привлекатель­ными лозунгами естественного права.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г.. Международный пакт о гражданских и политических правах и ряд других международно-правовых актов закрепили естественные пра­ва человека в качестве основы и конечной цели национального за­конодательства любого ныне существующего государства. И хотя состояние с правами человека в отдельных государствах является достаточно далеким от требований международных норм, тем не ме­нее юридическое признание этих прав дает легальную почву рабо­чему классу и иным трудящимся для борьбы за эти права и одно­временно вуалирует классовую сущность буржуазного государства и права.

Явные или опосредованные отзвуки политической и правовой конъюнктуры, борьбы классов, иных социальных групп за свои пра­ва и свободы можно обнаружить без особого труда и во всех осталь­ных правовых теориях. Научные поиски ответа на вопрос, что есть право, неизбежно переплетаются с исходными классовыми позици­ями ученых-юристов и чаще всего оказываются подчиненными этим позициям.

Третьим фактором, с которым связывается многообразие теорий о сущности и социальной природе права, являются философские и методологические позиции их авторов.

Каждый ученый обладает мировоззрением, т.е. определенной со­вокупностью знаний о том, как устроен мир, из каких основных компонентов он состоит, каким образом эти компоненты взаимодейству-

[ ют друг с другом, что лежит в основе развития мира и может ли чело­век познать окружающий его мир. Все эти проблемы составляют пред­мет философии, но обязательно используются юристами. В своих исследованиях сущности и социальной природы права юристы вы­нуждены обращаться к общим мировоззренческим положениям фи­лософии всякий раз, когда пытаются показать, раскрыть связь права

' с другими социальными явлениями либо с божественным провиде­нием, представить право как часть мирового порядка.

Коль скоро философия далека от единого понимания своих про­блем, представляет собой достаточно яркую палитру различных школ

\ и теорий, то и мировоззренческие позиции ученых-юристов оказы-

1 ваются весьма разнообразными. Каждый в своих правовых исследо­ваниях опирается на философскую теорию, которая, по его мнению,

' правильно раскрывает проблемы мироздания и дает надежные спо­собы научного познания. Своеобразие каждого философского воз-

; зрения, примененного в правоведении, неизбежно сказывается и на

Г понимании сущности права и его социальной природы.

Так, в основе позитивистской теории права и особенно его край­него крыла, представляемого нормативизмом Кельзена, лежит фи-

[ лософия Канта, которая все науки делит на две группы: науки о су­щем и науки о должном. В первую группу входят естественные на-

: уки, история, социология, изучающие причинно-следственные связи явлений природы или общества. Юриспруденция как наука о долж­ном абстрагируется от каких бы то ни было причинно-следственных

; связей и изучает только действующие в обществе нормы. Логичес­ким следствием подобных философских установок предстает и трак-

( товка сущности права как принятого государством закона.

Теория естественного права, признающая существование право­вых норм вне закона, основывается на иных философских позици­ях, использует философские учения средневекового богослова Фомы

i Аквинского, объективного идеалиста Гегеля, экзистенциалистов и др. Как справедливо отмечает исследователь современной буржуаз-

I ной правовой идеологии В. Туманов, «неокантианство в его марбур-гском и баденском вариантах, неогегельянство, бергсонианство и

| другие разновидности «философии жизни», феноменология, аксио­логия, экзистенциализм — почти все известные системы новейшей западной философии получили свое преломление в буржуазной

\ философии права. Как правило, на их основе в ней возникали новые концепции и системы (например, феноменологическая и

экзистенциалистская школа права и др.) Однако нередко встреча­лись и попытки подкрепить уже существующую правовую концеп­цию новым философским обоснованием». (Туманов В.А. Буржуаз­ная правовая идеология. М., 1971. С. 150.)

Современный уровень философии, методологии научного позна­ния, развитость права в современном обществе, накопленная право­ведением система теоретических знаний свидетельствует о том, что теория права стоит уже на пороге действительного осознания сущ­ности права и преодоления нынешнего разнобоя в этом вопросе, раз­рывающего науку на отдельные, плохо совместимые друг с другом теории. Скорее всего эта глобальная задача окажется по плечу буду­щему поколению исследователей, которые ныне ходят еще в школу или осваивают азы правоведения.

Обстоятельное и системное изучение всех теорий о сущности и социальной природе права проводится в рамках истории правовых и политических учений. В курсе теории государства и права представ­ляется целесообразным рассмотреть лишь отдельные теории, сыграв­шие или играющие в настоящее время роль локомотива данной на­уки и способные оправдать надежды юристов на дальнейшее теоре­тическое освоение юридических проблем современности, В число таких теорий входят, прежде всего, теория естественного права, по­зитивизм, философия права Гегеля и марксистская юридическая док­трина.

Вышеназванные теории по используемому методу познания мож­но разбить на две группы:

1) теории, основанные на применении метафизического метода
познания, требующего рассматривать явления односторонне и неза­
висимо друг от друга, вне их внутренних противоречий и саморазви­
тия. В их число входят теория естественного права и юридический
позитивизм;

2) теории, основанные на применении диалектического метода
познания. Этот метод требует рассматривать предметы и явления
всесторонне, в их взаимосвязи с другими предметами и явлениями,
в их историческом развитии, источником которого выступают внут­
ренние противоречия исследуемого. В число этих теорий входят фи­
лософия права Гегеля и марксистская правовая доктрина.

Глава 26 ТЕОРИИ ПРАВА,







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 506. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия