Об отношении к людям и окружающей среде БХАГАВАДГИТА
Бхагавадгита – великое философское произведение, которое дает нам целостное представление о фундаментальных вопросах философии: что такое человек, Бог, о смысле жизни человека и принципах его эволюции. Жанр этого произведения – диалог Арджуны и Кришны. Ответы Кришны и составляют основу Бхагавадгиты - одной из величайших по глубине мудрости и широте охвата фундаментальных проблем книг, существующих на Земле.
…Тот, кто не причиняет страдания людям,... – тот дорог Мне! (12:15). ...Сострадание к живым существам... имеет тот, кто обладает Божественной природой... (16:2-3). Тот имеет развитое сознание и продвинулся духовно, кто благожелателен к друзьям и врагам, равнодушным, посторонним, завистникам, родным, благочестивым и порочным (6:9). Об отношении к Творцу ... Лишь Любви дано созерцать Меня в Моей сокровенной Сути и слиться со Мной! (11:54). ... Непоколебимая и чистая любовь ко Мне... - это признано истинным (13:10-11). ...Стремящийся к единению со Мной, постигающий с решительностью Атман (сущность человека), посвятивший Мне ум и сознание — тот любящий Меня ученик дорог Мне! (12:14). ...Все..., для которых Я – Высочайшая Цель, -... дороги Мне превыше всего! (12:20). Об отношении к своему Пути к Совершенству Бог предлагает нам рассматривать свою жизнь как возможность приблизиться к Совершенству через непрестанные усилия по преображению себя, а также активную созидательную любовь-служение Богу, проявляющуюся в служении людям. Приведем соответствующие высказывания Кришны: Тот, кто не испытывает вражды ни к какому существу, кто настроен дружелюбно и сострадательно,... уравновешенный среди радости и скорби, всепрощающий, всегда удовлетворенный..., - тот любящий Меня ученик дорог Мне (12:13,14). Тот, кто не причиняет страданий людям..., кто свободен от тревог, восторгов, гнева и страха, - тот дорог Мне! (12:15). Тот, кто... не ненавидит, кто не печалится..., - тот дорог Мне! (12:17). Тот, кто может еще здесь, на Земле, до своего освобождения от тела, противостоять силе земных влечений и гневу, - тот достиг гармонии, тот - счастливый человек! (5:23). ...Кто...без земных привязанностей и эгоизма, уравновешенный среди радости и скорби, всепрощающий,...кто не требует ничего от других, -...тот... дорог Мне! (12:13, 14). Смирение,... простота, отсутствие эгоизма... - это признано истинным. (13:7-11). ...Высокомерие, гордость... - принадлежат тому, кто обладает демоническими качествами (16:4). Равный к другу и недругу, одинаковый в славе и бесчестии, в тепле и холоде, среди радости и скорби, свободный от земных привязанностей, одинаково встречающий похвалы и упреки, немногословный, вполне довольный всем, что случается, не привязанный к дому, твердый в решениях, полный любви - такой человек дорог Мне! (12:18, 19). ...Твердый в решениях, полный любви -... дорог Мне! (12:19). Исполненный веры обретает мудрость (4:39). Нирвану (освобождение от жизненных забот и стремлений) в Брахмане (Святом Духе) получают риши (мудрецы), которые посвятили себя благу всех (5:25). Подобно огню, превращающему в пепел топливо, огонь мудрости сжигает все ложные деяния дотла! (4:37). Есть четыре вида праведных, уповающих на Меня: …стремящиеся вырваться из страданий, жаждущие знаний, ищущие личных достижений и мудрые (7:16). Всех превосходит уравновешенный и безраздельно преданный Мне мудрец. Воистину, Я дорог, прежде всего, для мудрого, и он дорог Мне! (7:17). Задание для самоконтроля: К чему должен стремиться человек, чтобы стать счастливым? Как Вы считаете, кого же можно назвать мудрым? Какими чертами он должен обладать? Как формируется в человеке мудрость? А3. Этика йоги. Йога – одно из наиболее популярных восточных учений. Это не только гимнастика. Один из важнейших трактатов санкхья-йоги – «Йога сутра» Патанджали. Йога (буквально – е_____) (14) – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи. Суть йоги – это достижение гармонии внутри себя и с окружающим миром. Чтобы добиться этой цели необходимы правильные средства. Мудрец Патанджали перечисляет эти средства, называя их восемью членами или ступенями йоги. Ступени йоги 1. Яма — общие э______ з_____ (15). Законы эти состоят из ряда общих положений: 2. Нияма — основы личного поведения, строящиеся на само______ (20). Нияма, в свою очередь, базируется на шести принципах: сантоша — полная у____ (23), основа мира и счастья; «у меня два глаза, две руки, две ноги и столько вещей»; обращать внимание на позитивное в своей жизни. Первичное задание: На одно недовольство найдите десять позитивностей для счастья. Даже если умирать через два дня, то о скоро я отправлюсь в путешествие по другим мирам. Шри Шри Рави Шанкар: «Если кто-то раздражает вас, проверьте: есть в вашем уме доброта, терпение и удовлетворенность». Доброта – это мысль я здесь ради вас. Терпение – это. Удовлетворенность – это, когда вы принимаете обстоятельства вашей жизни и не боритесь с ними». «Все от Бога» - также говорят христиане. А3. 3. Асана — положение. Очищение тела (внутреннее и внешнее). Система физических упражнений, называемых асанами лежит в основе технологического алгоритма хатха-йоги. Каждая асана — это особое гимнастическое упражнение, которое при надлежащем выполнении оказывает гармонизирующее и тренирующее воздействие на ткани внутренних органов и опорно-двигательный аппарат. !!! Перечислите асаны из комплекса «Сурья-намаскар». 4. Пранаяма — четвертая ступень восьмиступенчатой системы йоги — управление _____ (26). Пранаяма, в переводе с индийского, значит контроль над праной (ж____ с____) (27). Это раздел дыхательной гимнастики, с помощью которой человек учится осваивать свою биоэнергию. В учении йоги прана считается первичной энергией Вселенной. Она присутствует везде: и в живых организмах, и во всех других объектах материального мира. В теле человека прана циркулирует в определенной системе каналов, которые называются меридианами. !!! Продемонстрируйте и раскройте смысл упражнений: Капалабхати; уджайи; полное йоговское дыхание 5. Пратьяхара — освобождение ума от влияния _____ (28), разделение чувства и объекта. На первом этапе Пратьяхары мы словно разрешаем себе мыслить свободно, ни о чем особенно не задумываясь. Постепенно мысли как бы исчезают, и ум успокаивается. На втором этапе мы достигаем отделения чувств от ума. 6. Дхарана — с____(29), медитация. Дхарана является следующей ступенью, непосредственно вытекающей из правильной практики Пратьяхары. Концентрация помогает человеку направить внимание на внутренние или внешние объекты, и, как следствие, человек строит в своем информационном поле, очищенном от посторонних образов, энергетические образы объектов, что приводит к полному слиянию энергоструктур человека с энергоструктурами объекта. Человек воспринимает эту информацию преимущественно правым полушарием, он анализирует ее и переводит в свою систему мышления, другими словами, на восприятие через левое полушарие. Таким образом, человек иначе воспринимает окружающий мир, он видит, замечает многие новые грани, которые раньше ускользали от восприятия. Концентрация, сосредоточение на цели. Концентрация – это способность применять внимание на объекте, например, на точке. Так развивается воля. Нужно выполнение предыдущих степеней. Когда тело способно сидеть в определенной позе, ум и душа спокойны. И Человек способен сосредоточиться на тонких вещах. 7. Дхияна – с____, м___(30). Дхияна - продолжение дхараны, которая является неотъемлемой ее частью. Разрозненные проблески сверхчувствительного восприятия сливаются в одно целое, что вызывает целые гаммы ощущений — это состояние Дхияны. Сфера восприятия еще больше расширяется, охватывая бесконечность; человек начинает замечать соотношения и взаимосвязи между пространствами различных уровней. 8. Самадхи — состояние с____ (31), за пределами мыслей, эмоций, интуиций; прозревание того, что находится за пределами органов чувств. Для йогов самадхи также означает «испытать смерть при жизни». Самоосознание человека становится самоосознанием единого и целостного бесконечного существа, не ограниченного ни временными рамками человеческой жизни, ни пространственными рамками биологического тела.
Буддизм – от имени Будда – просветленный, пробужденный. прошел три стадии развития. К первому этапу относится учение Будды и его непосредственных последователей. Четыре благородных истины Будды: 1. Жизнь – страдание 2. Причина страданий – неведение, т.е. непонимание истинной природы реальности – изменчивости и взаимозависимости. 3. От страданий можно избавиться путем мудрости, медитации. Нирвана – истинное счастье находится в каждом. 4. Истина Пути. В буддизме нет единого пути. Учение Будды неавторитарно, в принципе. Будда перед смертью сказал: «Не верьте ни единому слову только потому, что так говорил Будда — проверяйте все учения на собственном опыте, будьте путеводным светильником сами себе». О неавторитарности буддизма свидетельствуют и тексты. Многие сутры после Будды (буддийские тексты), например, Алмазная сутра, начинаются со слов: Второй этап – хинаяна (малая колесница) – буддизм для монахов. Путь здесь - Осознанность, внимательность, строгое соблюдение обетов, возможное только в монастыре. Значительное количество последователей буддизма пришло к мнению, что доктрине хинаяны не хватает эмоциональности. Третий этап (или с точки зрения хинаянистов, просто другая ветка буддизма). М ахаяна («большая колесница») – буддизм для монахов и мирян. Путь махаяны сводится к трем основам Пути: 1) отречение (если чрезмерно увлекаться мирскими вещами, ум не повернется к учению и человек не достигнет освобождения). 2) «бодхичитта» - (бодхи – дерево, под которым Будда достиг просветления, читта - ум) – устремленность к просветлению ради бага всех живых существ, а также идеал бодхисаттвы – тот, кто жертвует собой ради блага всех живых существ; тот, кто будучи просветленным остается в мире страданий - сансаре – чтобы помогать живым существам. 3) мудрость, постигающая пустотность от самобытия и взаимозависимость. Например, буддийский мудрец не гневается на вредоносных людей, он понимает, что ими движут их кармические омрачения. Конечная цель в буддизме есть состояние нирваны. В хинаяне нирвана рассматривается как отрешенность от внешнего мира, это затухание всех мыслей, погружение в единое сознание, предшествующее всему сущему. В махаяне нирвана – это чистое состояние сознания будды, в котором нет омрачений (неведения, алчности, гнева, зависти и т.п.), и реализованы позитивные качества ума (мудрость, постигающая пустотность от самобытия и взаимозависимость сущего, доброта, любовь, сострадание, сорадование). Его Святейшество Далай-Лама в книге «Путь к жизни полной смысла» писал: К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь Д__ Р___, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в черных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях. (33) Четыре отличия практикующего Дхарму от небуддиста (Из наставлений Геше Ринчена Тензина). Согласно сутрам практикующие Дхарму отличаются от небуддистов тем, что признают четыре положения: 1. Отсутствие истинного существования или «Я». 1. Отсутствие истинного существования или «Я» в личности традиционно объясняется так: если мы признаем «Я», то происходит разделение на себя и других. Буддисты считают, что корень страданий сансары – цепляние за «Я». Омрачения возникают из-за цепляния к концепции «Я» и «другого». «Я, Я, Я – основа сансары – мира страданий». 2. Практикующий Дхарму признает закон кармы, когда понимает, что совершение благих действий ведет к счастью, а неблагих – к страданию. Согласно этому взгляду, все происходит из-за кармы живых существ или вследствие заслуг, которые накопили существа. Если мы признаем существование Бога, то не можем принять существование закона кармы – причинно-следственной связи, веря в то, что все создал Бог. http://www.youtube.com/watch?v=KjDv5WBsTSo – Лама Сопа Ринпоче о карме 3. Все что состоит из частей – непостоянно. В этом мире мы не можем найти ни одной вещи, которая не была бы несоставной. А раз вещи состоят из частей, то они изменяются, возникают, разрушаются и исчезают. Нужно сказать, что знание непостоянства – это не главное отличие от небуддистов, так как многие небуддийские учения признают этот закон. 4. Принятие Прибежища в Трех Драгоценностях. Если мы принимаем советы о том, как поступать на Пути, которые дает Будда, то мы принимаем Прибежище в Будде. Если начинаем применять положения Учения в собственном поведении, то принимаем прибежище в Дхарме. Когда следуем Учителям и используем на практике их наставления – принимаем Прибежище в Сангхе. Три Драгоценности могут указать нам Путь, но освободить напрямую не могут. Буддийские тексты утверждают, что признание истинного существования «Я» и достижение окончательного Просветления – несовместимы. Просветление – это полное освобождение от цепляния за «Я» и омрачений. В состоянии Будды полностью отсутствуют омрачения пяти ядов ума и цепляние за самость. Если мы не признаем отсутствия существования истинного «Я», самости, тогда мы не признаем достижение состояния Будды. Часто те, кто причисляет себя к буддистам, до конца не понимают эти четыре положения, а лишь формально копируют буддийский образ жизни и опираются на слепую веру. Человека можно назвать настоящим практикующим Дхарму, только если он действительно понимает и следует этим четырем положениям. Геше Джампа Тинлей. Отказ от восьми мирских дхарм. Рассмотрите подробнее аргументы. http://web-dvd.okis.ru/oo.html. Первая и вторая мирские дхармы – это быть счастливым от похвалы и быть несчастным из-за критики Третья и четвертая мирские дхармы – радоваться богатству и быть несчастным от бедности. Пятая и шестая МД - Привязанность к временному счастью и неприязнь к временному страданию. Седьмая и восьмая мирские дхармы. Это мирские дхармы, заставляющие нас радоваться славе и хорошей репутации и расстраиваться из-за плохого мнения других о нас или из-за безвестности и отсутствия хорошей репутации. Из книги Ламы Сопа «Преобразование проблем в радость»: Любовное отношение к трудностям должно возникать само собой, как возникает любовь к мороженому или к музыке. В наше время упадка страдания с особой силой овладевают людьми, принося много проблем и несчастий. Это происходит оттого, что их слабый ум не способен распознать то благо, которое они могут получить от своих трудностей и бед, и увидеть во всем этом причины счастья. Люди не способны не только распознать это, но и упражнять ум в этом распознавании. Вместо того, чтобы рассматривать вред, причиняемый вам существами или обстоятельствами, как страдание, вы должны выработать привычку распознавания в нем благоприятных факторов, причин вашего счастья. Начинайте с попытки увидеть благо в небольшом вреде, починенном вам, и постепенно, по мере того, как вы выработаете привычку делать это, вы сможете даже серьезные проблемы видеть как благо и даже станете получать удовольствие от них как от чего-то необходимого для вашего счастья. Всё, что приносит беспокойство вы увидите как необходимость. Обычно такие условия считаются вредоносными и нежелательными, но вы научитесь видеть в них условие вашего счастья. (Сегодня еще говорят: надо подружиться с болезнями и другими проблемами, договориться с ними, не позволять себе отождествляться с ними, чтобы не стать порабощенными ими) Практика преобразования ума не поможет вам избавиться от трудностей, но позволит использовать их для тренировки ума на постепенном пути к просветлению. Это не означает, что вы перестанете испытывать вред со стороны недоброжелателей или от болезней, теперь или в будущем. Они просто перестанут вас беспокоить. Эти проблемы будут не в состоянии нарушить вашу практику Дхармы, повредить вашим достижениям или реализации на пути к просветлению. На самом деле они не только перестанут вызывать беспокойство, но даже помогут вам развить свой ум и продолжать практику Дхармы. Как могут трудности способствовать практике Дхармы? Следует упражнять ум в двух направлениях. Во-первых, надо избавиться от мысли о полном отвращении к страданиям и, во-вторых, — породить мысль о счастье переживания трудностей. Когда вы добьетесь успеха и действительно ощутите счастье от того, что у вас есть проблемы, они перестанут быть препятствиями для движения по пути к просветлению. О дзен-буддизме: "В дзен Мастера Догена, в отличие от других религий, практика и сатори – это одно целое. Это очень важно. Например: Когда мы едим, в процессы еды удовлетворяется голод. Нет необходимости думать о том, чтобы насытиться. Неосознанно, естественно, автоматически желудок насыщается. Точно так же, во время дзадзен, нет нужды думать о достижении сатори. Также неверно было бы думать, что поев один раз, в будущем есть уже будет не нужно. Точно так же, необходимо продолжать практику дзадзен. Дзадзен не инстинктивен, он сложнее. Кодо Саваки писал: «Вечное сатори заключено и основывается только на практике в моменте. Дзадзен означает практиковать то, что не может быть объяснено». Дзадзен – это практиковать то, о чем невозможно помыслить нашим собственным сознанием. Истинную религию не думают, ее практикуют. Итак, истинный Дзен означает практиковать здесь и сейчас, практиковать вечность здесь и сейчас. Будда не означает только Будда Шакьямуни. Истинный Будда – это тот, кто практикует Путь Будды Шакьямуни. Дзадзен – это восстановление единства между состоянием Будды и эго, и не только через позицию дзадзен, но через все позы нашей повседневной жизни. Если эти позы правильны, сатори реализуется неосознанно, естественно, автоматически." КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ИНДУИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ: 1. Перечислите варны индийского общества. 2. Что представляют собой Веды и Упанишады? 3. Раскройте содержание основных понятий Упанишад. 4. Перечислите Восемь ступеней йоги и сформулируйте их суть. 5. Раскройте принципы Ямы и Ниямы 6. Когда возник буддизм и кто его основатель? 7. Раскройте содержание Четырех благородных истин. 8. Отличия буддиста от небуддиста 9. Перечислите восемь мирских дхарм. Как следует относиться к проблемам, с точки зрения буддизма? 10. Что общего и в чем различия индуистских воззрений из Бхагават Гиты и буддизма?
|