Тема 1.2. Структура философии
Онтология – это раздел ф., рассматривающий основные принципы бытия, определяющие устройство мира, Гносеология – это раздел ф., изучающий сознание и познание (общие принципы, формы и методы познания). К гносеологическим проблемам философии относятся вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина?. Логика – наука о формах правильного мышления, позволяющих высказывать истинные суждения. Философская антропология – это раздел ф., занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования. К антропологическим проблемам относятся вопросы антропосоциогенеза, сущности и существования человека Этика – это раздел ф., изучающий проблемы добра и зла; философское учение о нравственности и морали. Мораль – философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования Аксиология – это философское учение о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности, Эстетика – учение о прекрасном и безобразном; эстетика формулирует категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического. Социальная философия – есть теория общественной жизни; Философия истории – основная проблема – проблема смысла истории, ее предназначение; Эсхатология - это философское учение о конечных судьбах мира и человека. ОСНОВНЫЕ ОНТОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ 1. Натурфилософия - область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие. Первый период античной философии называется натурфилософским, потому что главная филос. проблема того периода – это поиск первоначала. Так, первый философ Фалес Милетский считал, что все из воды. Виднейшим представителем натурфилософии является Ф. Шеллинг. Согласно Шеллингу, натурфилософия является прикладной теоретической философией, а природа есть абсолютное – первопричина всего сущего. 2. Идеализм – направление в философии, теоретическом ядром которого является сведение сущего к идеальному (Богу, Высшему сознанию, Абсолюту и т.п.). Основателем идеализма считается Платон 3. Материализм – все в этом мире материально, сведение сущего к материи, Материализм как философское направление признает первичность природы, материи и вторичность сознания. Термин «материализм» был введен Г. Лейбницем в 1702 г. Однако первые попытки объяснения мира в материалистическом духе были сделаны еще в древнегреческой философии Фалесом, Демокритом, Эпикуром. Классические образцы материалистических учений проявляются в XVI–XVIII вв. В трудах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, П. Гольбаха, К. Гельвеция и др. сформированы основные положения метафизического и механистического материализма. В 1840-х гг. К. Маркс и Ф. Энгельс сформулировали основные принципы диалектического материализма, который в XX в. становится лидирующим направлением. 4. Пантеизм - Бог и природа отождествляются. 5. Гилозоизм (hilo – материя, zoe – жизнь) Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы. 6. Монизм - Философское учение, объясняющее существование всего, что есть в мире, как следствие видоизменений ОДНОЙ первоначальной субстанции. - Спиноза 7. Дуализм - Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции. - Декарт 8. Плюрализм – Учение о множественности субстанций. Лейбниц говорил о монадах – множестве духовных субстанций. В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция относится к плюрализму. ОСНОВНЫЕ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ 1. Эмпиризм – философское учение, согласно которому все знания происходят из опыта. Основатель Френсис Бэкон. Новое время 2. Сенсуализм – направление в эмпиризме, согласно которому все знания из ощущений; сознание новорожденного – белая бумага. Представитель Джон Локк. Новое время 3. Рационализм – философское учение, утверждающее первичную роль разума в познании. Разум – высший критерий истинности суждений. Основатель классического (догматического) рационализма – Рене Декарт (Новое время). Не надо ставить разуму никаких границ. С помощью разума мы можем построить единственно верную картины мира. Основатель критического рационализма – Карл Поппер (20 век). Наши знания только гипотезы (фаллибилизм). Разум, опыт, интуиция важны в познании, но ничто из этого не обладает абсолютным авторитетом. 4. Иррационализм – философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение Основным положением иррационализма является тезис о непознаваемости мира с помощью логики, понятийного мышления, науки. Яркие представители иррационализма – волюнтаризм Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше (19 век), прагматизм и др. Агностицизм – мир не вполне познаваем. Мы можем вполне познать только феномены (явления, вещи для нас). Вещи сами по себе – ноумены – мы о них можем только догадываться. Наиболее значимые ноумены, по Канту, - Бог, бессмертная душа и свобода воли. В них мы можем верить или не верить, но лучше выбрать веру. Кант поставил крест на метафизике как науке. Метафизика – предмет веры, а не науки. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ ПО ТЕМЕ 1.2: 1. Перечислите основные разделы философии и дайте им определения. 2. Перечислите основные направления в онтологии и гносеологии и дайте им определения
|