Студопедия — А. Тайбаков Карманные воры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А. Тайбаков Карманные воры






Карманные воры объявились отнюдь не с возник­новением карманов, а с появлением, кошельков. В Древней Греции, например, кошелек представ­лял собой кожаный мешочек, который мы часто видим на поясе у греческого бога (ермеса — по­кровителя торговли, путешественников и... во­ров-карманников. Именно ему преступники при­носили многочисленные жертвы, особенно после удачной «выручки».

С развитием человеческого общества кошелек из чисто утилитарного предмета переходит в разряд изысканных аксессуаров туалета. Из чего только не изготовлялись кошельки: сафьяна, украшенно­го драгоценными металлами и камнями, перла­мутровых раковин, шкур животных. Недаром в Германии воров-карманников до сих пор называ­ют «срезающими кошелек». Туго набитый коше­лек, привешенный к поясу, свидетельствовал о достатке и солидности его владельца. Появление кармана в XVI в. как элемента костю­ма повлекло за собой формирование новой гене­рации воров, совершающих кражи непосред­ственно из одежды. Западноевропейские столи­цы и крупные русские города с их торжищами, ярмарками, базарами, богослужениями в богатых храмах наводнили сотни бродяг, промышляющих нелегким ремеслом карманного вора. Чтобы по-


лучить этот преступный статус, неофиту предсто­яло пройти ряд сложнейших испытаний. Вот как описывал Виктор Гюго в «Соборе Парижской богоматери» обряд посвящения в бродяги и воры одного из своих героев: «Ты должен, как я уже говорил, встать на носок левой ноги; в этом по­ложении ты дотянешься до кармана чучела, об­шарь его и вытащишь оттуда кошелек. Если ты изловчишься сделать это так, что ни один коло­кольчик не звякнет, — твое счастье, ты станешь бродягой».

История донесла до нас биографию одного из знаменитейших преступников, карманного вора, впоследствии ставшего полицейским, а затем из­гнанного из правоохранительного ведомства, Ивана Осипова, более известного как «Ванька Каин». Этот преступник начал воровать еще ре­бенком и, достигнув определенного мастерства, был под сводами столичного Каменного моста посвящен в общество московских воров. Основ­ной специальностью Ваньки Каина были карман­ные кражи. Он и сам не скрывал своего ремесла и в доносе начальнику сыскного приказа откро­венничал: «Будучи в Москве и в прочих городах, мошенничал денно и нощно; будучи в церквах и в различных местах у господ и приказных людей, у купцов и всякого звания людей из карманов деньги, платки, всякие кошельки, часы, ножи и прочее вынимал». Вскоре Ванька изменяет сво­ему ремеслу и поступает в полицию сыщиком,

признали во всем мире — знаменитая русская мафия, потрясшая Америку и Европу, а вот о российском бизнесе, даже о самом успешном — нефтяном, подобного сказать нельзя.

Вор в законе занимает особое место не только в криминальном, но и в обыч­ном, гражданском, социуме. Он является хранителем кодекса (воровского за­кона), который управлял его поведением и поведением его последователей. Редко совершая преступления, он был организатором преступной деятельно­сти и окончательным судьей «воровской справедливости», улаживающим кон­фликты среди групп и применяющим санкции против нарушителей кодекса. «Крестные отцы» оказались достаточно гибким продуктом криминальной суб­ культуры, пережившим смену полити­ческих режимов и трансформацию об­щественного строя. Они были и при социализме, они есть и при капитализме. Специалисты пока не предрекают гибель этого криминального института.

Обладая огромным экономическим и политическим влиянием, они мо­гут играть заглавную роль в будущем развитии России. Элита воровского мира, во-первых, принимает цивилизованные формы и сливается с бизнес-элитой, потому ее трудно выявить и распознать, во-вторых, устанавливает разветвленные связи за рубежами России, сливаясь с глобальным кримина­литетом, что также помогает ей безнаказанно скрываться от закона.

принимает участие в крупных облавах на пре­ступников. В течение двух лет Ванькой и его по­мощниками было поймано 109 мошенников, 37 воров, 60 скупщиков краденого. Одновременно с этим Каин шантажирует своих бывших товари­щей, облагает поборами купечество. Неожидан­но обе его карьеры — преступная и полицей­ская — закончились. Обер-полицмейстер Тати­щев арестовал Ваньку Каина и предал его суду.

Подлинным раздольем для московских карманни­ков были столичные рынки. Немало интересных страниц, посвященных этим преступникам, мож­но найти у В.А. Гиляровского. Вот как он описы­вает их работу на Хитровке: «По всему рынку снуют "ширмачи" (от русского слова "ширмоха" — карман), бесшумно лазившие по карманам у че­ловека в застегнутом пальто, заторкав и затырив его в толпе». Или вот еще: «А карманники по всей


площади со своими тырщиками снуют: окружат, затырят, вытащат. Кричи "караул" — никто и не послушает, разве за карман схватится, а он, гля­ди, уже пустой, и сам поет: "Караул! Ограбили! И карманники шайками ходят"». Здесь же на рын­ке в лавочках-притонах ошивались скупщики кра­деного. «Днем лавочки принимали розницу от карманников и мелких воришек — от золотых часов до носового платка». Безусловно, московская полиция не хотела ми­риться с таким положением вещей. Тогда вступа­ли в дело высококвалифицированные професси­оналы — московские сыщики, подобные Андрею Михайловичу Смолину. Вот как рисует нам его Гиляровский: «Небольшого роста, плечистый, выбритый и остриженный, в поношенном черном пальто и картузе с лаковым козырьком, солидный и степенный, точь-в-точь камердинер средней руки, движется незаметно Смолин по Сухаревке. Воры исчезают при его появлении. Если увидят, то знают, что он уже их заметил — и, улуча удоб­ную минуту, подбегают к нему». Смолин велико­лепно знал все преступное дно, всех карманни­ков, в их среде у него было много осведомителей, позволяющих сыщику всегда «держать руку на пульсе». Позже выяснилось, что Смолин был да­леко не бескорыстен. После его смерти, смерти бездетного человека, в его спальне было обнару­жено два ведра золотых и серебряных часов, цепочек и портсигаров.

Обычный вор как социальный тип криминального мира существует в России в течение нескольких столетий. Во время правления Петра I (1695— 1725), страна изобиловала ворами. Только в предместьях Москвы их насчи­тывалось более 30 тыс. Они жили обособленно и ходили «на дело» по оди­ночке либо небольшими и изолированными бригадами. Вором в то время назывался человек, который посягал и прибирал к рукам чужую собствен­ность. В течение XVIII в. степень организованности воровского мира посте­пенно возросла, появились преступные группы, которые формировались за счет финансовых вкладов воров как условиям их членства. Появились зачат­ки особой субкультуры — использование прозвищ («погонял») и воровско­го жаргона («фени»). К концу XIX в. преступный мир имел уже профессио­нализированное ядро и четкое разделение специальностей с первыми при­знаками появления преступного «босса».

Состав воровского мира в те времена был достаточно пестрым. Так, кар­манные воры имели до десяти разновидностей, каждая из которых делилась на мелкие в зависимости от специализации преступника. От других катего­рий правонарушителей воры отличались большей степенью социальной де­градации. Например, среди карманников каждый второй вор-рецидивист был алкоголиком или наркоманом. В 13—14 лет преступники были уже зна­комы со всеми негативными сторонами жизни, причем 25% из них — с раз­вратом. Отсюда малограмотность лиц данной категории. Среди них каждый пятый не умел читать и писать. Говоря в целом о кражах 1920-х гг., следует

Громилы и карманники очень переживали по это­му поводу: «Сколько добра-то у нас пропало! Оно ведь все наше добро-то было. Ежели бы знать, что умрет Андрей Михайлович — прямо голыми руками бери!»

В орбиту профессиональной преступности неми­нуемо вовлекались беспризорники. Матерые ста­рые карманники «натаскивали» подростков на собственном примере и опыте. Выдающийся пра­вовед-криминолог Л. Белогориц-Котляревский так описывает процесс обучения: «Они (учите­ля. — АЛ.) показывали ученикам своим тут же на площади, с какой ловкостью надо это сделать: вынимали у проходящих из карманов табакерку, нюхали табак и клали ее снова в карман прохо­дящему, а тот шел, ничего не замечая». Наиболее ловкие, удачливые, способные переходили в раз­ряд профессионалов.

Совершая кражи, карманники прибегали к самым разным ухищрениям. Это и использование «шир­мы» (куртки, плаща, пальто, газеты, журнала), прикрывающей руку, это и щипцы, крючки, спе­циально приспособленные для кражи. И даже «накладные руки» (в рукаве пальто крепился протез с перчаткой, а рука, оставаясь свободной, пряталась за полой). Использовали воры и дрес­сированных собак, которые опрокидывали прохо­жих, а «случайно проходящий господин», помогая подняться и отряхивая платье, очищал карманы от часов, бумажников, кошельков.


Две революции, две войны, разруха существен­но снизили квалификацию карманного вора. Кар­точная система, военный коммунизм, господство натурального обмена отнюдь не способствовали их «профессиональному» росту. Введение твер­дого червонца в годы нэпа, появление скоробо­гачей и «совбуров» вызвали к жизни генерацию так называемых «банковских» воров, совершав­ших кражи в приемных банков и фининспекций путем разрезания портфелей и папок. Но и их перемолола в своих жерновах машина ГУЛАГа. Какой же он, современный московский карман­ник? Это, как правило, мужчина средних лет, вполне приятной наружности, часто пенсионер по инвалидности или занимающийся необреме­нительной работой, оставляющей массу свобод­ного времени (сторож, вахтер и т.п.). Сотрудни­ком МУРа, например, был задержан професси­ональный вор-карманник, прилично одетый, с благородной сединой, неплохо знающий историю своего родного города. Он обычно знакомился с женщиной своего возраста на Красной или Ма­нежной площади, совершал полутора-двухчасо-вую экскурсию по центру столицы с увлекатель­ным рассказом о памятных местах и при входе на станцию метро «Площадь Революции» вирту­озно обчищал сумочку своей дамы, пропадая затем в толпе.

Сокращено по источнику: Столица. 1991. № 11-12. С. 33-35

подчеркнуть, что воры специализировались преимущественно на тайном по­хищении частного имущества. Похищения государственного и обществен­ного имущества тогда осуществлялись, как правило, в форме растрат и мо­шенничества. Однако с профессиональной преступностью были связаны не только растраты, но и спекуляция, которая превращалась в источник средств существования и наживы.

В структуре преступности 1920-х гг. кражи вновь стояли особняком, их удельный вес среди всех преступлений составлял 23%, а среди имуществен­ных — 73%. В первый месяц после мартовской амнистий 1917 г. только в Москве было совершено 6 884 кражи. В последующие годы ежемесячно со­вершалось свыше тысячи краж. Эти преступления, как и в дореволюцион­ной России, являлись основной специ­альностью профессиональных преступ­ ников. Так, московский уголовный ро­зыск (и не только он) дифференцировал воров на следующие основные категории: 1) взломщики; 2) «домушники»; 3) «монтеры», «прислуга» и т.д.; 4) «наниматели квартир» и пр.; 5) карманщики городские; 6) карманщики крупные, «марвихеры» высшей марки; 7) воры-отравители; 8) железнодорожные воры, крадущие на вокзалах; 9) похитители железнодорожных грузов; 10) воры велосипедов; 11) конокрады; 12) «церков­ники»; 13) «городушники» — похитители из магазинов; 14) «вздерщики», кра­дущие при размене денег; 15) «хипесники», обкрадывающие посетителей лю­бовницы-проститутки; 16) скупщики краденого; 17) грабители; 18) «подклад­чики»; 19) содержатели воровских притонов.

Огромных размеров достигло тогда «нэпманское» (торговое) мошенни­чество. Оно заключалось в организации всевозможных фиктивных торговых ведомств, «продаже» несуществующих товаров («воздуха») и т.п. Мошенни­ки, как и воры, различались по специальностям и в середине 1920-х гг. пред­ставлялись 13-ю основными категориями преступников. В этот период зна­чительно активизировалось профессиональное мошенничество под видом продажи кладов, антиквариата. В действительности мошеннических специ­ализаций было больше, ибо, мошенники совершенно не поддаются какой-либо классификации, поскольку обман так же разнообразен, как и челове­ческая изобретательность.

Особняком в 1920-е гг. стола подростковая преступность. Ее социальную базу составляла детская беспризорность — результат Гражданской войны и интервенции. Она достигала колоссальных размеров. Основная масса бес­призорных на протяжении многих лет добывала средства к существованию как придется, чаще всего кражами.

Воры в законе как социальная каста появились в первые годы советской власти. А случилось вот что. Недовольными советской властью оказались две влиятельные силы — политические противники, составленные из бывших белогвардейцев и анархистов, и старый криминальный мир, сохранивший­ся и даже преумножившийся с дореволюционных времен. Столь разные по своему социальному содержанию общественные силы объединило одно — ненависть к большевистскому режиму. Так происходило и в других странах после очередного, особенно крупномасштабного военного переворота либо социальной революции: бывших врагов всегда объединял новый враг.

В 1920-е гг. в воровской мир влились многие бывшие «белые», «зеленые» и другие оппоненты большевистского режима. Политическим оппонентам В.И. Ленина неустойчивость в стране нужна была ради свержения больше­визма, а для криминала хаос и паника всегда служили питательной средой. Первые создавали то, чем воспользовались вторые, и обе силы действова­ли как попутчики и соратники. В разоренной стране насчитывалось более 7 млн беспризорных детей и подростков. Они и стали рекрутами нового призыва отечественного криминала. Большинство из них промышляло ни­щенством, грабежами и разбоями. Случались даже налеты дерзких подрост­ков на деревни. К беспризорникам были близки так называемые «босяки», люмпенизированная публика, не имеющая (или потерявшая) опору в об­ществе.

Создание лагерей и образование зоны — таков исход борьбы большевиков с противниками режима

Ради достижения своих целей политические враги нового государства начали привлекать на свою сторону профессиональных преступников. Вы­сокообразованные оппоненты большевизма, бывшие офицеры, жандармы и буржуа, интегрировались в преступный мир, который недавно еще люто ненавидели. Самообладание, смелость, умение планировать операции, зна­ние различных систем оружия — эти профессиональные качества выделя­ли «белых» из среды уголовников. В результате так называемые «бывшие» становились главарями «нынешних» хозяев улицы, получив в преступном мире клику «жигана». Жиганы заимствовали традиции и обычаи преступного мира, адаптируя их к новым условиям. Белогвардейцы внесли в уголовную среду жестокую дисциплину. Младшие («пацаны») должны были беспреко­словно подчиняться главарям («паханам»), неподчинение наказывалось вплоть до смертной казни. Из банды не было выхода в гражданскую жизнь.

Подобное рассматривалось как нарушение присяги, и за этим следовал либо удар финкой, либо пуля. Однако строгая дисциплина не только устрашала членов преступного ордена, она же защищала их и саму организацию.

Воображая себя идеологической оппозицией новому государству, жига­ны разработали новые воровские законы:

1. Запрещалось работать или принимать участие в работе общества.

2. Запрещалось иметь постоянную семью.

3. Запрещалось принимать оружие от государства.

4. Запрещалось сотрудничать с властями как свидетель или жертва.

5. Обязывалось вносить деньги в общак.

Это была первая стадия формирования новых традиций и обычаев, ко­торые наложились либо слились с тра­диционной атрибутикой (татуировки, жаргон, прозвища, жесты) и фолькло­ром (песни, стихи, поговорки, леген­ды, байки, рассказы) уголовного мира. Окончательное формирование во­ров в законе в самостоятельную касту уголовного мира произошло в начале 1930-х гг. Завершилась, так сказать пре­дыстория, началась собственно история этого феномена и социального ин­ститута преступного мира. Во всяком случае, большинство криминалистов и криминологов считает, что воры в законе появились именно в 1930-е гг.

По мере стабилизации советской власти и наведения в обществе порядка начали происходить необратимые изменения и в уголовном мире. В начале 1930-х гг. в нем обозначился кризис лидерства. Политические лозунги борь­бы с большевиками себя исчерпали, а, следовательно, потеряла былое влия­ние статусная группа жиганов. Низы, т.е. бытовой криминалитет и уличная шпана перестали им повиноваться. Они выдвинули из своей среды и актив­но поддерживали собственных лидеров — так называемых урок. «Бродяги», «иваны», «урки» стремились взять реванш и восстанавить свое верховенство над «жиганами».

Острое противоречие двух страт уголовного мира, старой и новой, жига­нов и урок, потребовало изменения всей системы внутренних взаимоотно­шений и трансформации нового кодекса преступного мира. Он призван был достичь компромисса и канонизировать сложившуюся ситуацию. Принято было с дореволюционными преступными традициями не порывать, но и новые реалии признать. Согласно новому кодексу, наиболее авторитетные преступники, куда вошли жиганы и урки, стали называться «воры в законе». На 1 января 1929 г. в заключении находилось около 37 тыс. «авторитетов», или 4% общего числа заключенных. Иными словами, в каждой сотне бося­ков, бродяг и воришек было четверо лидеров. Такой закваски вполне доста­точно для создания организованных групп.

Идеологию воровского мира этого периода можно сформулировать так:

♦ существовать только и исключительно за счет добычи от совершаемых преступлений;

♦ ни в коем случае не работать ни на воле, ни в местах лишения свободы (любой честный труд только укрепляет ненавистное государство);

♦ отказаться от родных, если они имеются (даже от родной матери);

♦ не заводить собственной семьи, не жениться, не иметь детей (ничего не должно связывать человека с новой жизнью, которую строит боль­шевистское государство);

♦ не иметь собственности, постоянного места жительства, не вести осед­лый образ жизни;

♦ не брать оружия из рук власти, не служить в армии (для бывшего бело­гвардейца становился врагом каждый, кто хотя бы формально вставал на защиту «краснопузых»);

♦ ни при каких условиях не идти на контакты с государственными орга­нами власти, особенно с правоохранительными органами;

♦ ни в коем случае не прибегать к помощи системы правосудия! С судом контакт один — лишь в качестве обвиняемого. Настоящий «жиган» не имеет права выступать в суде ни в качестве свидетеля, ни даже в каче­стве потерпевшего. За защитой он обращается только к своим подель­никам;

♦ нельзя участвовать в работе государственных и общественных органи­заций (например, вступать в комсомол, или сдавать деньги в какие-либо фонды помощи и т.д.), даже симпатизировать им;

♦ запрещено участвовать в каких-либо акциях Советской власти, поддер­живать их (революционные праздники — 1 мая, 7 ноября, дни рожде­ния «красных вождей», митинги, демонстрации, выборы и проч.);

♦ нельзя заниматься политикой и интересоваться ею (запрещено даже читать газеты).

Во второй половине 1930-х гг. специалисты правоохранительных органов осознают опасность клана «воров в законе». Руководством начинает прово­диться политика непримиримой борьбы с ними, прежде всего в местах лише­ния свободы. Администрацией тюрем и лагерей использовались такие спосо­бы, как дискредитация — распространение ложных, порочащих авторитет вора, слухов. Власти поддерживали те категории заключенных, которые всту­пали в конфликт с ворами, вплоть до организации убийств. В системе управ­ления лагерей создаются специальные тюрьмы с особо строгим режимом со­держания. По замыслу администрации туда должны были свозиться «воры в законе» для перевоспитания. В преступном мире складывается ситуация рез­кого соперничества «воров», «жиганов» (поднявшиеся на волне бандитизма), «бывших» (бывшие офицеры армии, «деклассированный элемент» и т.п.).

Широкому распространения и популярности новой криминальной суб­культуры поспособствовала и большевистская власть, которая сажала в тюрьмы и высылала по этапам миллионы людей. Лагерь и зона стали инку­батором новых духовных ценностей, которые к 1950—1960 гг. просочились в общество и стали второй, наряду с официальными идеологемами, состав­ляющей национальной культуры.

Периодические кампании оправдания преступников — политические реабилитации и гражданско-правовые амнистии — регулярно подпитыва­ли общество сотнями тысяч носителей тюремной культуры и воровских обычаев. Сами лагеря и тюрьмы выполняли функцию мощных перераба­тывающих центров, куда попадало неготовое сырье, а выходил законченный продукт. Даже случайно пойманного и не имеющего отношения к уголов­ному миру человека подобная фабрика могла переделать в законченного преступника в течение 6-9 месяцев.

Выпущенные на свободу граждане второго сорта не находили места среди людей первого сорта, подолгу не могли или не хотели трудоустраиваться, про­должали вести разгульный образ жизни, разлагая окружающее сообщество, заражая здоровые элементы общества вирусом неизлечимой болезни.

Бывшие сокамерники вновь сплачивались в бандитские группы и вербо­вали в свои ряды еще большее число сторонников. Произошло самое страш­ное: антиобщественные ценности стали поглощать и подстраивать под себя общественные ценности. Блатной жаргон легализован и опоэтизирован в многочисленных рассказах, романах и романсах, шоу-представлениях и ки­нофильмах. Ненормативная лексика приобрела статус терпимого элемента

повседневного разговора, преступники начали вызывать жалость и сострада­ние. Правда, лишь в тех случаях, когда они становились жертвами правосу­дия, за которым закрепился имидж не­эффективного и глубоко коррумпиро­ванного института, и не покушались на жизнь рядовых граждан.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в криминальном мире произошел еще один великий раскол. Война поделила его надвое: одни хотели защищать родину с ору­жием в руках, другие требовали подчи­ниться воровскому закону несотрудни­чества с властями. Великая Отечествен­ная война сплотила всех, кому дороги были свобода и честь Отечества. Даже преступники готовы были бить врага до победного конца. Генерал К. Рокоссов­ский, до войны сам познавший ужас тюремных застенков, обратился к И. Ста­лину с предложением сформировать из уголовников специальные подраз­деления для борьбы с фашистами. Сталин дал добро. Штрафбаты создали летом 1942 г., и они буквально наводили ужас на врага. Правда, и потери в этих подразделениях были огромны. Используемые в виде «пушечного мяса», уголовники чуть ли не голыми руками воевали с врагом, рискуя по­лучить пулю и от немцев — в грудь, и от своих — в спину. Уголовники на фронте не были ангелами. Они не гнушались и мародерством, и воровством. Отвоевав, воры-патриоты вернулись опять в преступный мир, ибо в нор­мальном мире прокормить себя было невозможно, к тому же личное дело каждого гражданина СССР находилось на учете в органах НКВД. Деваться было некуда. Но криминальный мир не принял защитников, присвоив им звание предателей, или «сук». Позже «суками» называли тех заключенных, кто сотрудничал с администрацией и, пользуясь этим, устанавливал в лаге­рях свои порядки. В результате был нарушен баланс годами складывавших­ся взаимоотношений в уголовной среде, ее иерархическая лестница.

Налицо глубочайший конфликт ценностей. Защищать страну, в которой ты живешь, от которой кормишься и в которой совершаешь свой преступ-

ный промысел, со всех точек зрения было нравственным поступком. Во многих странах преступники на время вторжения врага объявляли переми­рие, выступая на защиту своей родины. Но урки и жиганы не хотели про­щать измены воровским традициям и воровскому кодексу чести. Защитив одно, «суки» предали другое. И самое главное — те, кого они защищали, их никак не отблагодарили, зато те, кого они предали, могли свободно их на­казать. Родина не дала «сукам» ни орденов, ни теплой квартиры, ни хоро­шей зарплаты. Наоборот, большинство из них остались изгоями общества. Но изгоями они стали и в своем воровском мире. Видимо, извращенное общество бывает извращено даже в тех своих точках, которые не должны подвергаться тлену и разложению, особенно в вопросах человеческой чес­ти и благодарности. Фронтовики, проливавшие кровь и кровью пытавшие­ся смыть пятно позора, не получили никакого признания от государства, которое они защищали. Они оказались на тюремных нарах, где верховоди­ли их лютые враги. Поскольку тех и других было много, после всенародной войны первой половины 1940-х гг. началась «сучья война» второй полови­ны 1940-х гг.

В телесериале «Место встречи изменить нельзя» 11979 г.) есть один второстепенный персонаж Левченко, участник банды Горбатого. Этот Левчен­ко был до войны уголовником, потом воевал вме­сте с главным героем, сыщиком Шараповым, а когда Шарапов был захвачен бандитами Горбато­го, не выдал его. Авторы фильма объясняют это фронтовым братством, которое якобы было для Левченко сильнее воровской солидарности. Но такая трактовкаполная ерунда. Левченко не мог выдать Шарапова, так как в этом случае он вынуж­ден быть раскрыть, что он — «ссучившийся», а это было равносильно смертному приговору.

Это была битва не на жизнь, а на смерть. После многочисленных крово­пролитий стороны сошлись на изменении правил: воры имели право, в слу­чае критической потребности, становиться руководителями групп и па­рикмахерами в лагерях. Руководитель группы мог тогда всегда прокормить несколько друзей одновременно. Парикмахеры имели доступ к острым пред­метам — бритвам и ножницам, отличным преимуществом в случае боевых действий.

В 1940—1950-е гг. количество воров в законе достигало более десяти ты­сяч человек, а вместе с окружением («блатными») 40—50 тыс. человек. В 1950-е гг. численность воров в законе в СССР резко сократилась и не пре­вышала 20 человек. Таков был результат кровопролитной и затяжной «су­чьей» войны.

Поначалу сокращение численности воров было неправильно истолко­вано официальными лицами как окончательное разрушение воровской об­щины, исчезновение традиций, обычаев и кодекса. Власти были так убеж­дены, что преступные лидеры и их группы исчезли навсегда, что в 1960-е гг. они фактически прекратили превентивную деятельность. На самом деле в зоне происходило перераспределение власти. В 1950-е некоторые воры начали уходить от преступных традиций. Тюремные администрации час-

100Б

то поддерживали тех, кто подумывал оставить воровскую среду. При ис­пользовании прикрытия, обеспеченного должностными лицами, эта пре­ступная элита собрала власть в собственные руки и начала устанавливать свои правила преступному миру. Они еще раз регулируют закон и объяв­ляют себя непосредственными защитниками преступной традиции. Те воры в законе, кто покинул новую власть («отколовшиеся»), сформирова­ли новые бригады.

Как бы то ни было, но к концу 1950-х гг. в СССР от воровского ордена 1930-х осталось лишь 3%. После этого руководство МВД торжественно объя­вило о кончине последнего вора в законе. Воров в законе как клан игнори­ровали до средины 1980-х гг. Но неожи­данно их корпорация возродилась в начале 1980-х гг, тогда количество во­ров в законе, по сведениям МВД, до­стигало 500—600 человек.

Залегшие на дно в начале 1960-х воры в законе после смещения Н.С. Хрущева начали постепенно поднимать головы. Наряду со старыми представителями сообщества обретали уверенность и более молодые, коронованные в знаменитой «крытой» (тюрьме во Владими­ре). Среди них имелись и свои знаменитости. К примеру, законник Черкас прославился тем, что в числе первых внедрил в практику новую концепцию воровского существования. Суть ее заключалась в следующем. Чтобы не попасться, надо грабить тех, кто не заявит. Под эту категорию подпадали в первую очередь цеховики и не чистые на руку представители торгашеского мира. Черкас учил — грабить подобную публику надо с умом, оставляя по­терпевшему на жизнь и не доведя его до отчаяния. Идя на дело, надо иметь хорошую «крышу» в лице кого-нибудь из высокопоставленных чиновников или представителей правоохранительных органов.

Именно тогда, в начале 1970-х, и произошла еще одна трансформация преступного сообщества. В Киеве собралась представительная сходка. После продолжительных дебатов было решено ввести в воровской «кодекс законов» существенные изменения. Сходка разрешила законникам вообще не садить­ся. Воровские сходки происходили в разных регионах страны (Москва в 1947, Казань в 1955, Краснодар в 1956). В 1979 г. в преступном мире Советского Союза произошло знаменательное событие: на сходке воров в законе в Кис­ловодске впервые присутствовали посторонние — цеховики. Они обязались выплачивать рэкетирам 10% от своих левых доходов, а рэкетиры обязались в свою очередь защищать предпринимателей от «залетных» бандитов и мелкой шпаны. После кисловодской сходки уголовный мир начал свою перестрой­ку. Во главе процесса стояли законники, которые активно пропагандирова­ли уголовные традиции среди молодежи. Именно ими был инспирирован раздел многих крупных городов на сферы влияния между молодежными пре­ступными группировками. Таким образом, на пороге 1980-х мафия положи­ла камень в фундамент своего будущего величия.

На рубеже 1990-х гг. — в период горбачевской перестройки и последовав­ших за ней ельцинских реформ — мир воровских традиций еще раз кардиналь­но изменился. Если раньше при получении воровского сана учитывались

прошлое претендента и количество его ходок в «места не столь отдаленные», то в последнее время преступный мир стал уделять внимание финансовым накоплениям неформального лидера, его возможностям повлиять на предста­вителей власти. Таких «героев» новой криминальной волны стали называть авторитетами. Авторитеты — следующая после воров в законе ступень тю­ремного мира. Обладая почти такими же полномочиями, как и воры в зако­не, авторитеты не проходили через легендарные экзамены «коронования». По сведениям А.Н. Олейника, сейчас в России насчитывается около 300 воров в законе, около 10 тыс. авторитетов, а наместников авторитетов — смотря­щих — в России столько же, сколько в ней криминальных подразделений. В каж­дой камере следственных изоляторов (от 6 до 150 лиц, находящихся под след­ствием), в каждом отряде (от 40 до 120 осужденных), в каждом бараке (от 80 до 400 осужденных), в каждой колонии (от 800 до 3 000 осужденных), в каждой сфе­ре повседневной деятельности в тюрь­ме (столовая, карточные игры и т.д.), в каждом городе и даже более менее круп­ном поселке есть свой смотрящий5.

Авторитеты появились еще в нача­ле 1980-х гг., образуя вокруг себя пре­ступные группировки, возглавляя их и беря под свой контроль целые регио­ны. В связи с развитием рыночных от­ношений заниматься бизнесом стало намного выгоднее, чем криминалом. Воры в законе стали уступать авторите­там по влиянию на ситуацию в уголовном мире. Многие, используя свой сан, стали брать под свое покровительство коммерческие и банковские структу­ры, получая финансовый навар. Это и явилось одной из главных причин, которая серьезно покачнула уважение к ворам в законе.

Почувствовав, что их влияние в криминальном мире постепенно слабе­ет, воровская элита пытается сегодня привлечь к себе наиболее влиятельных авторитетов. Российские воры старой школы, как когда-то традиционные доны мафии в США, поначалу держались в стороне от наркоторговли. Во­ровской кодекс запрещал операции с наркотиками. Однако размеры потен­циальных доходов от наркобизнеса вызвали зависть у руководителей пре­ступного сообщества, особенно у новых молодых лидеров. На совещании воров в законе в декабре 1991 г. на повестке дня стояло предложение разру­шить монополию кавказских банд в торговле наркотиками. Это предложе­ние вызвало внутреннюю борьбу в традиционном бандитском мире России, напомнившую конфликт 1950-х гг.6

В табл. 22 приведены данные, касающиеся пенитенциарных систем не­которых стран Европы.

' Олейник А.Н. Тюремная субкультура в России: от повседневной жизни до государственной власти.

М., 2001. 6 Handelman S. Comrade Criminal. Russia's New Mafia. London, 1995.

Таблица 22 Некоторые данные по пенитенциарным системам отдельных стран Европы

 

Страна Число з/к на 100 тыс. населения в 2000 г. Число з/к на 100 тыс. населения на 1.09.01г. Плотность тюремного населения на 100 мест на 1.09.01 г. Средняя продолжительность заключения (в месяцах) в 2000 г. Количество побегов на 10 тыс. з/к в 2000 г.
Германия Нет данных 95,8   Нет данных 7,9
Англия и Уэллс       3,9 14,0
Австрия   85,1   5,2 11,0
Бельгия   85,4   7,2 160,0
Дания Нет данных 58,9   Нет данных 220,0
Испания   117,0 Нет данных 13,1 1,8
Финляндия   58,7   5,2 190,0
Франция   99,3*   8,8 8,1
Венгрия   171,0   11,2 5,6
Италия   95,3   7,9 2,2
Норвегия   59,2   2,7 12,0
Нидерланды   95,4   4,4 12,0
Швеция Нет данных 68,5   Нет данных 86,0
Швейцария   71,6   2,2 Нет данных

* По состоянию на 1 июля 2003 г.

Источник: Индекс/Досье на цензуру. Приложение «Тюрьма» (www.index.org.ru)

В России сейчас около 400 титулованных «воров в законе» — лидеров профессионального преступного мира. Каждый четвертый из них отбывает наказание в местах лишения свободы. При их непосредственном участии в российских тюрьмах за долгие годы сложились устойчивые кланы. Три чет­верти оставшихся на свободе возглавляют мощные криминальные группи­ровки или легальный бизнес. Оборот многих таких фирм и преступных структур составляет десятки и сотни миллионов долларов. Многие крими­нальные авторитеты, особенно наркобароны, перенесли сферу своей дея­тельности за рубеж, а деньги большинства из них хранятся на иностранных счетах. Только на маленьком Кипре «новые русские» организовали около 2 тыс. сомнительных офшорных компаний, банков и туристических фирм.

Подавляющее большинство наших крупных криминальных авторитетов рассматривает Запад отнюдь не как место криминального заработка денег. В России сегодня существуют такие возможности быстрого оборота денег, каких нет ни в Европе, ни в США. Преимущество Запада в том, что здесь незаконные деньги можно совершенно легально использовать и вкладывать в абсолютно законные предприятия.

«Воровской орден» хорошо законспирирован и предпочитает не афи­шировать свои порядки. Воровской клан умеет беречь свои тайны, и дан­ные о них получают лишь оперативным путем, с помощью агентуры и тех­нических средств. Учет лидеров преступного мира сыщики ведут по аген­турным сообщениям, поступающим из мест лишения свободы. Специалисты МВД Рос







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 574. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия