Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Музыкальные способности





Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А значит, развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в контексте изучения и развития общих познавательных и психомоторных способностей, проявляющихся как в музыкальной деятельности, так и в любой другой детской деятельности, организуемой педагогом. Это тем более закономерно, когда речь идет о проявлении и развитии способностей детей от рождения до семи лет, целостном развитии ребенка-дошкольника.

Что же такое способности и кого называют способным? Традиционно способности рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого и определяющие легкость, успешность выполнения им какой-либо деятельности. При этом базисом способностей являются анатомо-физиологические задатки человека.

Автор современной концепции способностей человека В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности (СНОСКА: Шадриков В. Способности человека. — М., 1997. — С. 12). Показателями проявления способностей являются производительность, качество и надежность выполняемой человеком деятельности.

Ученому удалось выделить общие познавательные и психомоторные способности личности и критерии продуктивности психических процессов, определяющие их (см. табл. 5).

На этих способностях базируются все виды деятельности, так как человек наделен ими от природы. У конкретного человека, отмечает Шадриков, каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критериями, по которым можно определить особенности развития той или иной способности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяют ему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т.е. решать задачи конкретной деятельности, можно назвать способным.

Привлекательной выглядит и структура способностей, предложенная Шадриковым, которая включает в себя функциональный и операционный компоненты, формирующиеся в течение жизни человека в процессе общения и деятельности.

Функциональный компонент способностей более стабилен, он в определенной мере наследуется. В отличие от него операционный компонент способностей изменчив и вариативен, так как зависит от вида и характера деятельности человека и является индивидуальным приобретением личности. Таким образом, специальные способности — это варианты проявления общих способностей, их оперативная форма, образующаяся под влиянием требований деятельности. Так, например, для музыкальной деятельности черты оперативности приобретают такие общие познавательные способности, как восприятие, память, представление, воображение, мышление и психомоторные способности.

Таблица 5. Критерии развития общих познавательных и психомоторных способностей человека

Общие способности Критерии продуктивности
Познавательные: ощущение (сенсорные процессы); восприятие (перцептивные процессы); память (мнемонические способности); представление; воображение (имажинитивные процессы); мышление (мыслительные процессы); внимание (аттенционные процессы) скорость возникновения и различения ощущений; дифференцированность (тонкость) ощущений и точность; устойчивость уровня чувствительности; объем, точность, полнота, быстрота, эмоциональная окрашенность восприятия; объем, точность запоминания и воспроизведения, прочность и скорость запоминания; яркость-точность представлений, соответствие образа воспринимаемому ранее объекту, полнота образа, детальность представленной в образе информации; новизна, оригинальность и осмысленность; широта оперирования образами; гибкость мыслительных процессов, темп, скорость протекания, самостоятельность, экономичность мышления, широта и глубина ума, последовательность мысли, критичность; сосредоточенность, объем, распределение, переключение, устойчивость, оперативная подвижность внимания
Психомоторные Скорость реакции и движений, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость, пластичность и ловкость

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Можно сказать, что музыкальность объединяет в себе комплекс музыкальных способностей, требуемых для осуществления музыкальной деятельности.

Музыкальность выражается и особой восприимчивости человека к музыкальному произведению и повышенной впечатлительности от него. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма. Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его (СНОСКА: См.: Теплов Б. Психология музыкальных способностей. — М., 1961. С. 230-231).

Однако музыкальность не исчерпывается выделенными Б. М. Тепловым способностями, так как в ее структуру входят музыкальное мышление, исполнительские, творческие способности и др.

К общим музыкальным способностям современные исследователи (К. В. Тарасова) относят:

· эмоциональную отзывчивость на музыку;

· познавательные музыкальные способности — сенсорные (мелодический, тембровый, динамический и гармонический компоненты музыкального слуха и чувство ритма), интеллектуальные (музыкальное мышление в единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов и музыкальное воображение) и музыкальную память.

Педагогу дошкольного образования важно понять, что музыкальные способности ребенка — это прежде всего способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их как средствами музыкальной деятельности, так и средствами любой другой художественной деятельности (изобразительной, игровой, литературной). На развитие музыкальных способностей может оказать влияние любая художественная деятельность.

Воспитателю, каждодневно взаимодействующему с дошкольником, отслеживающему ход его развития, необходимо знать, что, инициируя его познавательные психические процессы, активизируя психомоторное развитие адекватными педагогическими средствами, он содействует развитию общих способностей ребенка, а значит, и музыкальных.

От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения» (СНОСКА: Теплов Б. Психология музыкальных способностей. — М.; Л., 1947. — С. 49). Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет: «Процесс формирования музыкальности определяется главным образом системой обучающих воздействий» (СНОСКА: Тарасова К. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1988. — С. 163). Об этом же говорит А. Л. Готединер, отмечая, что в процессе обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными. Таким образом, музыкальность обусловливает направленность личности, процессы же деятельности, в свою очередь, раскрывают потенциал и развивают его (СНОСКА: См.: Готсдинер А. Музыкальная психология. — М., 1993. — С. 29 — 30). Это принципиально важная позиция для тех, кто работает с маленькими детьми, содействуя их разностороннему целостному развитию.

Музыкальность ребенка начинает проявляться довольно рано, еще до двух лет. Признаками музыкальности в раннем возрасте становятся:

· проявление музыкальной впечатлительности малыша;

· характер и степень ее выраженности (реакция на музыку), проявляющаяся в сосредоточенности ребенка на звучащей музыке или активных движениях под нее;

· потребность в музыкальных впечатлениях;

· проявления музыкальной активности: наличие музыкальных предпочтений и предпочитаемых видов музыкальной деятельности в жизни ребенка (пение, движение под музыку, игра на детских музыкальных инструментах по слуху, сочинительство и импровизация музыки).

Доминирующая роль музыки в жизни ребенка — основной признак ранней детской музыкальности.

На третьем году жизни у ребенка развивается музыкальное восприятие, возрастает интерес и стремление вслушаться в музыку, что-то извлечь из нее, отличить одно произведение от другого, развивается память, ребенок уже готов к активному запоминанию музыки. Чем ярче, эмоциональнее и образнее музыкальное произведение, тем быстрее и легче войдет оно в память ребенка.

Привлекает детей данного возраста и исполнительство как возможность выразить свои впечатления от услышанной музыки. Это сензитивный период для развития общих и специальных музыкальных способностей.

К четырем годам ребенок накапливает разнообразные музыкальные впечатления. Дошкольнику этого возраста под силу различать в простых пьесах регистры, тембры, звучание нескольких музыкальных инструментов, несложный ритм, сопоставлять музыку по разным параметрам (громко—тихо, быстро — медленно и др.). Активно развивается музыкальная деятельность.

В связи с заметным скачком в развитии познавательных психических процессов и существенно расширенным индивидуальным опытом ребенок пятого года жизни тяготеет к более сложной музыкальной деятельности. Направленность дошкольника на решение новых задач и результативность этих решений становится показателем его музыкальности в этом возрасте. Происходит становление музыкальной восприимчивости. На пятом году жизни ребенок уже готов к довольно сложному звукоразличению, объяснению эмоционального характера музыкального произведения, интерпретации музыкального образа и его передаче в разных видах художественной деятельности. Укрепляются специальные исполнительские (слуховые, голосовые, двигательные) навыки и умения.

Следующий, шестой, год жизни ребенка характеризуется самостоятельностью музыкальных проявлений и действий. Он не просто интересуется музыкой, он требует музыкальных впечатлений. Восприятие начинает носить целенаправленный и творческий характер, творчество пронизывает все виды детской исполнительской деятельности, ребенок сознательно стремится передать музыкальный образ эмоционально-выразительными средствами. Возрастает познавательная активность ребенка: его занимает история создания музыкального произведения, жизнь и творчество композитора — его создателя, музыкальное повествование, возможность использования музыкального произведения в самопознании и самовыражении. Высокого уровня развития достигают в комплексе общие и специальные способности ребенка. По характеру музыкальной деятельности, ее процессу и результату можно уже судить о музыкальной одаренности дошкольника.

По этим показателям педагогу легко определить музыкальных детей в своей группе, так как он постоянно наблюдает за проявлениями их музыкальности в естественной обстановке.

Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. — М., 1998.

Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М., 1973.

Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. — М., 1958

Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей.— М., 1997.

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1984.

Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избр. тр. — М., 1997.

Лободина С. Как развивать способности ребенка. — СПб., 1997.

Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности.— М., 1981.

Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству. — М., 1987.

Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль, 1997.

Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. — М., 1999.

Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. — М., 1981.

Как развивать музыкальность ребенка? Процесс развития музыкальных способностей в общем виде можно представить следующим образом: повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает у ребенка склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению (примитивным музыкальным импровизациям), которые перерастают в устойчивую потребность заниматься музыкой, участвовать в разных видах музыкальной деятельности, создавать вокруг себя музыкальную среду.

Несколько рекомендаций для педагогов и родителей.

Существует связь между музыкальными способностями и деятельностью. В определенных ситуациях первичными по отношению к деятельности являются склонность ребенка к музыке и проявление определенных природных свойств, задатков. В других ситуациях деятельность выступает основной формой и активизатором развития музыкальных способностей ребенка.

Помните, что интенсивное развитие одной способности происходит за счет общего развития ребенка, что в итоге приводит к ослаблению и специальных способностей. Старайтесь, чтобы развитие было целостным.

Так, отвечая на вопрос, является ли музыкальное звуковысотное восприятие отдельным видом музыкальных способностей или в его основе лежит общечеловеческая способность звуковысотного различения, ученые пришли к выводу, что с опытом музкальной деятельности возрастает значение фактора оперативности и снижаются значения общей способности звуковысотного восприятия. Иными словами, наибольшая роль общей способности звуковысотного восприятия наблюдается у испытуемых, не имеющих музыкального опыта, и эта роль снижается с его приобретением. Обратная зависимость была обнаружена по отношению вклада оперативного компонента в музыкальное звуковысотное восприятие. Полученные результаты позволяют сделать вывод о прямой зависимости общих и музыкальных способностей, о целесообразности их развития в единстве.

Важнейшей педагогической задачей развития музыкальности
является воспитание субъективного отношения ребенка к музыке.
Надо помнить, что отношение к музыке самого педагога становится определяющим в решении обозначенной задачи.

Развитие музыкальности зависит от «погружения» ребенка в содержание музыкальных произведений, от восприятия и переживания им музыкальных образов и адекватного выражения воспринятого образа различными художественными средствами. Для этого необходимо создавать новые педагогические технологии:
восприятия и переживания детьми музыки, развития детской фантазии и воображения, формирования эмоционально-чувственной сферы ребенка. Так же важно помнить, что музыкальных произведений не должно быть много, не переусердствуйте!

Всегда помните об индивидуальной логике и темпе развития ребенка. Карл Орф утверждал, что неспособных к музыке детей не существует! Усилим эту мысль: дети и музыка — это единое целое, взаимопроникающая друг в друга тайна. Одни дети начинают говорить на языке музыки чуть раньше, другие чуть
позже. Соответственно и результаты у каждого ребенка свои, и они не сравнимы ни с чьими другими результатами и достижениями. Сравниваются сами результаты и достижения ребенка: что было и что стало, что он приобрел, общаясь с музыкой, как
изменился.

Всегда, независимо от результата деятельности, поощряйте ребенка, дарите ему веру в собственные силы. Мотивация успеха — это прежде всего психологический феномен, который влияет на успешность жизни ребенка в целом.

Родители и воспитатели, пойте детям, пойте вместе с детьми. Никогда не отказывайте ребенку в новых музыкальных впечатлениях. Участвуйте в музыкальной деятельности вместе с ребенком — это очень важно!

В связи с изложенным в данной главе материалом вам предстоит разобраться в ряде вопросов, касающихся характера взаимодействия ребенка с музыкой.

Предлагаем несколько блоков таких вопросов.

1. Готов ли ребенок дошкольного возраста к пониманию музыкальных художественных образов? Нужна ли ему какая-либо специальная педагогическая помощь? Какую музыку способен понять ребенок — программную или «чистую»?

2. Учитывая специфику организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста, вероятно, следует задуматься над тем, как ребенок выражает эмоции, как помочь ему в этом. В чем проявляются результаты восприятия музыки детьми?

3. Каждый ли ребенок «видит» какие-либо картины в процессе слушания музыки? Существует ли индивидуальное восприятие музыки? Всем ли детям нравится одна и та же музыка?

4. Что значит понимать язык музыки? Доступен ли он людям, не имеющим музыкального образования? Не является ли процесс накопления музыкального опыта, обогащения музыкальных впечатлений школой овладения музыкальной речью?

5. Поскольку музыка — это искусство особых выразительных средств, надо ли знакомить с ними ребенка? Если нет, то почему? Если да, то как?

6. Как помочь ребенку отличить хорошую музыку от плохой? Как совмещать в педагогическом процессе жанры классической музыки, любимую детьми поп-музыку и специфический детский фольклор?

7. Доступна ли музыкально-художественная деятельность в дошкольном возрасте? Может ли ребенок освоить какую-либо одну разновидность музыкально-художественной деятельности? Всегда ли дошкольник проявляет творчество, взаимодействуя с музыкой?

8. Музыкальные способности развиваются в целостности с развитием всего комплекса способностей человека. Означает ли это, что процесс музыкального развития должен интегрироваться в педагогический процесс в детском саду? Чем же нужно заниматься педагогу: развивать музыкальные способности ребенка или помогать ему осваивать музыкально-художественную деятельность?

Темы для обсуждения

1. Музыка в системе культуры. Музыка в системе искусств.

2. Анализ понятия «художественный образ».

3. Музыкальный образ и средства музыкальной выразительности.

4. Музыкально-художественная деятельность, ее специфика.

5. Структура музыкально-художественной деятельности.

6. Соотношение общих и музыкальных способностей.

7. Анализ ключевых понятий: музыкальность, музыкальный опыт, общие и музыкальные способности, одаренность, талантливость, гениальность, творчество.

8. Структура музыкальных способностей.

9. Ведущие отечественные и зарубежные научные подходы к развитию музыкальных способностей дошкольников.

10. Социокультурный, педагогический и психологический аспекты проблемы развития музыкальных способностей в дошкольном детстве. Психолого-педагогические условия развития музыкальных способностей дошкольника.

Индивидуальные задания

1. Подготовить для аудиторного прослушивания одно из своих любимых музыкальных произведений. Представление сопроводить аннотацией, либо обосновывающей данный выбор, либо информирующей о музыкальном произведении (его авторе, истории создания, исполнителе и т.д.).

Критерии оценки и самооценки: аргументированность выбора; умение использовать средства эстетического, психологического и эмоционального анализа; оригинальность, презентабельность; удовлетворенность собственным результатом.

2. Подберите музыкальные примеры, иллюстрирующие специфические особенности музыкального искусства.

Критерии оценки и самооценки: аргументированность выбора; умение использовать средства эстетического, психологического и эмоционального анализа; оригинальность, презентабельность; удовлетворенность собственным результатом.

3. Раскройте свое понимание музыкального искусства с помощью любого вида ассоциаций (схема, рисунок, стихотворная форма, музыка и пр.).

Критерии оценки и самооценки: содержательность ассоциации; доступность и понятность для восприятия другими субъектами; умение объяснить характер ассоциативных связей; оригинальность, творчество; удовлетворенность собственным результатом.

4. Дайте анализ любого музыкального произведения в контексте культурно-исторической эпохи.

Критерии оценки и самооценки: установление культурных связей; установление исторических связей и параллелей; широкая эрудиция, творчество и оригинальность; удовлетворенность собственным результатом.

5. Прослушайте музыкальное произведение, например: «Лунную сонату» Бетховена, «Прощальную симфонию» Гайдна, «Реквием» Моцарта, Симфонию № 9 («Из Нового Света») Дворжака. Определите, какое чувство в каждом из них является ведущим, центральным. Какие средства музыкальной выразительности позволяют вам сделать выводы? Подумайте, что могло побудить композитора к созданию того или иного произведения. После выполнения задания обратитесь к справочной литературе и узнайте историю создания музыкального произведения.

Критерии оценки и самооценки: содержательность анализа музыкального произведения; адекватность собственной интерпретации музыкальному образу (угадывание доминирующего чувства, эмоции); глубина интерпретации, ее объяснение с помощью выявления средств музыкальной выразительности; удовлетворенность результатом проделанной работы, восторг открытия.

6. На примере мемуарной литературы охарактеризуйте личностный и
процессуальный аспект деятельности композитора.

Критерии оценки и самооценки: содержательность анализа; аргументированность приводимых примеров; глубина интерпретации; удовлетворенность собственным результатом.

7. Представьте тезисы в письменной форме к конференции по проблеме музыкальных способностей. Самостоятельно подберите материал по проблеме развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Критерии оценки и самооценки: содержательность анализа; использование разнообразной источниковедческой базы; логичность и лаконичность; удовлетворенность собственным результатом.

Задания для подгруппы

1. Представить аудитории анализ общего и различного в изображении одного и того же художественного образа разными выразительными средствами (музыка, живопись, литература, театр). При выборе художественного образа можно ориентироваться на характер героя (например, Евгений Онегин — Пушкина и Чайковского); на эмоциональное состояние (например, настроение печали в музыке и живописи); на эмоции и чувства (например, образы добра и зла в музыке, литературе и театре); на
историческое событие (например, Великая отечественная война в музыке и литературе). Форма представления вариативная — от публичной лекции до художественно-литературной композиции.

Критерии оценки и самооценки:

· общая и художественная эрудированность;

· аналитический подход к излагаемому материалу;

· наглядность представленного материала;

· эстетическое оформление выступления;

· временной регламент (30 мин);

· удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.

2. Занятие проводится в форме деловой игры. Необходимо подготовить и прочитать лекцию о жанре музыки (по выбору студентов) педагогам реального или гипотетического дошкольного учреждения. Содержание лекции может быть построено в рамках одного из следующих направлений.

· Информационно-музыковедческое: дать понятие, определение выбранного жанра. Раскрыть его особенности, закономерности, принципы.

· Информационно-музыкальное: познакомить аудиторию с жанром на специально подобранных музыкальных примерах.

· Информационно-фактологическое: представление о жанре музыки строится на фактическом материале. В основу лекции ложатся реальные события, повлиявшие на развитие того или иного жанра.

· Информационно-историческое: развитие музыкального жанра рассматривается на фоне культурно-исторического отрезка эпохи.

Критерии оценки и самооценки:

· презентабельность выступления;

· адресность лекции;

· эстетическое оформление выступления;

· наличие музыкальных иллюстраций;

· активизация интереса аудитории;

· временной регламент (30 мин);

· удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.

3. Занятие проводится в форме деловой игры «Конференция по проблеме музыкальных способностей дошкольников» для культурологов, социологов, педагогов, психологов, музыкантов и родителей. Каждая подгруппа готовит доклад-сообщение. Подготовка к выполнению задания заключается в изучении студентами литературы по проблеме, ее понимании и последующей переработке к докладу на конференции.

Содержание доклада — взгляд группы специалистов (культурологов, социологов, педагогов, психологов, музыкантов, а также родителей) на рассматриваемую проблему. Студенты анализируют содержание докладов и формулируют вопросы докладчикам.

Группа родителей подготавливает к конференции свои актуальные вопросы развития музыкальных способностей детей в дошкольном детстве (не менее 5 вопросов каждой группе специалистов).

Критерии оценки и самооценки задания:

· содержательность выступления на конференции, аргументированность профессиональной позиции, компетентность доклада-сообщения и выступающего;

· оригинальность, творчество, презентабельность сообщения;

· актуальность проблемных вопросов и верность формулировок;

· соответствие адресности вопросов;

· удовлетворенность разработчиков продуктом коллективной деятельности и собственным участием в подгрупповой работе.

Контрольные вопросы и задания

1. Как вы характеризуете свои любимые музыкальные произведения? По каким критериям осуществляете выбор?

2. Зависит ли ваш выбор от ваших музыкальных предпочтений, музыкальных интересов, музыкального опыта?

3. Существует ли связь между музыкальным произведением и тем человеком, для кого оно является любимым?

4. Проанализируйте впечатление, произведенное на вас музыкальным произведением. Что именно повлияло на ваше впечатление?

5. Ваш любимый жанр музыкального искусства. Обоснуйте свой выбор.

6. Что общего в профессиях музыканта и педагога?

7. Каковы возможности применения знаний о жанрах музыкального искусства в педагогической практике?

8. Художественное восприятие—искусство—художественный образ. Существуют ли в данной триаде связи? Проиллюстрируйте их, обоснуйте ответ.

9. Образ художественного произведения — как влияют на его восприятие время, история, культура, образование, психология человека?

10. Какова сущность процесса: создания — сохранения — передачи художественного образа?

11. Раскройте понятие «музыкальные способности», используя любую авторскую концепцию музыкальных способностей.

12. Считаете ли вы себя обладателем музыкальных способностей? Аргументируйте свой ответ, используя любую авторскую концепцию музыкальных способностей.

13. В чем заключается проблема выявления и развития музыкальных способностей детей в раннем и дошкольном возрасте для педагогов, психологов, музыкантов?

14. Выделите любой компонент в структуре музыкальных способностей и охарактеризуете его.

15. Можно ли прогнозировать развитие музыкальных способностей у ребенка-дошкольника? По каким показателям вы будете это делать?







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 2450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия