Оказалось, что смена предмета с компьютерной грамотности на математику была самой ничтожной из проблем, вставших перед Эскаланте. В школе, которая выглядела такой тихой и безмятежной во время собеседований, проходивших на летних каникулах, теперь царил настоящий хаос. Такого понятия, как дисциплина, просто не существовало. Драки, похоже, вспыхивали ежеминутно. Везде валялся мусор, а сомнительные надписи на стенах были более чем обыденны. Ученики – и даже посторонние ребята, которые жили по соседству, – целый день напролет бродили по школьному городку. Эскаланте обнаружил, что чересчур либеральный директор школы, Алекс Авилес, фактически поощрялдеятельность разных подростковых банд на территории городка. Авилес решил, что члены подобных банд нуждаются в том, чтобы легализовать их и предоставить более широкие возможности отождествлять себя со школой. В результате он потворствовал тому, чтобы восемнадцать различных ученических банд разместили в разных пунктах школьного городка свои рlacas (85)(таблички с символом банды), которые должны были служить ориентиром для сборищ. В общем, учителям все это представлялось сплошным кошмаром, который не мог бы присниться им в самом страшном сне. Каким же невероятным образом Эскаланте собирался нести миру и окружающим перемены в этих условиях?
Чуть ли не ежедневно он думал об увольнении. Но страстное желание учить подростков и преданность стремлению улучшить жизнь школьников не позволяли этому прирожденному педагогу сдаться. Но в то же самое время Эскаланте прекрасно понимал, что если школа не изменится, то учащиеся обречены. Все они быстро скользили назад, к краю пропасти, и крайне нуждались в чем-то таком, что двинуло бы их вперед.
Прорыв произошел в результате того, что поначалу казалось крупным регрессом и даже провалом. Администраторы школьного округа узнали, что Гарфилду угрожает опасность вообще потерять аккредитацию, после чего они сняли с директорской должности мистера Авилеса и заменили его лучшим лидером – Полом Поссемато. Тот немедленно занялся очисткой школы в прямом и переносном смысле, воспрепятствовал деятельности баид и гнал посторонних из школьного городка. Хотя опыт работы нового директора в учебных заведениях насчитывал только два года, он спас Гарфилдскую школу от утраты аккредитации и остановил негативный порыв, который она испытывала.