Виттхаль.
Обратимся, например, к культу Виттхаля, который связан с традицией варкари («совершающий вари» - регулярное паломничество в Пандхарпур) - разновидностью бхакти, возникшей в 13 веке. Храмы Виттхаля существуют во многих городах и деревнях Махараштры, а также в соседних штатах Андхра Прадеш и Карнатака, но главное святилище находится в священном городе Пандхарпур, расположенном на правом берегу реки Бхимы, в юго-восточной части Махараштры, неподалеку от границы с Карнатакой. Культ считается вишнуитским, хотя всем и каждому бросается в глаза, что вишнуизма там мало. Одним из эпитетов бога Виттхаля из Пандхарпура является имя Пандуранг, которое принадлежит Шиве-Рудре и означает «Белотелый». Позднее, когда на территории Махараштры распространился вишнуизм, этим именем стали называть Кришну. И никого не смущало, что Кришна темнокожий и его имя означает «темный», «черный». Аргумент приводился следующий: Кришна пасет коров, его тело покрыто пылью и поэтому он может считаться «белотелым». А то, что этот культ связан с Кришной из Двараки, когда он уже давно перестал пасти коров, тоже никого не смущало. Ученые полагают, что имя Виттхаль происходит от слова «bitti» (язык каннада) в значении «Холм» и связано с автохтонным добрахманским божеством, чей храм изначально располагался на холме. (34) По большому счету вопрос о происхождении культа Виттхаля остается открытым. С одной стороны, исследователи обращают внимание, что положение рук этого божества напоминает скотоводческого бога племени ахиров в Бихаре – Бир Куара. (35) С другой стороны, некоторые ученые видят в Виттхале джайнского учителя, позднее отождествленного с Вишну. (36) Но никаких более или менее убедительных доказательств этому нет, кроме одной из версий легенды о происхождении божества, а таких версий, противоречащих друг другу, существует множество. Однако неоспоримым считается факт, что изначальный культ Виттхаля имеет не столько джайнские корни, сколько и шиваитские. По словам Г. В. Стрелковой, шиваитские отголоски в культе Виттхаля особенно явственны. (37) Видимо, связь Виттхаля с Шивой была настолько очевидной, что взять и просто перетащить этот культ в вишнуизм было невозможно. Поэтому не случайно варкари сделали его воплощением не Вишну, но Вишну-Шивы, то есть Хари-Хара. (38) Намдев, один из основателей движения варкари, живший на рубеже 13-го и 14-го веков, воспевал Виттхаля именно как Хари-Хару и просил не делать различий между Вишну и Шивой. Вместе с тем в некоторых его абхангах (религиозных гимнах) настолько явственно присутствие Шивы, что игнорировать этот факт просто невозможно. Например, в одном из своих абхангов Намдев говорит: «В роду портных (шимпи) был я рожден. Но задача была – быть всегда с Шивой… Игла и бечева, ножницы, метр, нитки – разложил их ради вечного Шивы». (39) Комментарии излишни. Известно, что мурти для храмов создаются строго по канону, и правила их создания изложены в специальных трактатах, так называемых мурти-шастрах, ведь каждое божество обладает уникальными, только ему присущими иконографическими характеристиками и атрибутами. Однако, как сообщает И. П. Глушкова, ссылаясь на индийского ученого Р. Ч. Дхере, признаки пандхарпурского мурти Виттхаля не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к вишнуитской скульптуре. (40) Да и восседающий на Гаруде двурукий Виттхаль, держащий в одной руке меч, иконографически не соответствует Вишну в той же позиции. Кроме того, бросается в глаза чрезвычайно высокий головной убор мурти, который напоминает Шива-лингам. Когда на него водружают тиару, то пропорции тела еще больше нарушаются, и делается еще более явной вертикаль, а не трибханга – тройной излом тела. Некоторые легенды связывают Виттхаля с Биробой (Бираппа, Бирдев), но Бирдев в храме в Паттан-Кодоли представлен лингамом. (41) Да и в храме в Сиддхешвар-Куроли и Бирдев, и Витхоба (еще одно имя Виттхаля) тоже представлены лингамами, прикрытыми бронзовыми масками. По словам И. П. Глушковой, все это указывает на шиваитские корни легенд, связанных с данным культом, а современное восприятие Виттхаля как Вишну или Кришны проявилось при изготовлении лишь вторичных мурти, предназначенных для многолюдных праздников. (42) Невероятно, но действительно в храмах Виттхаля-Бираппы в Патан-Кодоли и Сиддхешвар-Куроли - главных дхангарских центрах поклонения Виттхалю, Виттхаль манифестируется шиваитским символом лингама. Кроме того, все исследователи говорят о нестандартном облике Виттхаля, а некоторые указывают на его сходство с шиваитскими «героическими камнями» (yirgal), или стелами, которые устанавливались на Декане в честь героев, павших во время защиты скота, и впоследствии обожествленных. (43) К тому же один из «героических камней» был обнаружен непосредственно на территории храмового комплекса в Пандхарпуре. (44) Обращает на себя внимание тот факт, что некоторые святилища, связанные с культом Виттхаля, обслуживаются низкокастовыми жрецами махадев-коли – шиваитами. (45) Примечательно также, что ни для одного из окружающих Виттхала жреческих кланов Виттхаль не является родовым («кулдевата») или избранным божеством («иштадевата», «упасьядевата»). Все они когда-то пришли или были призваны в Пандхарпур для совершения предначертанного их кастой и квалификацией ритуального обслуживания бога, но при этом не превратились в его адептов, а остались верны своим собственным богам, как правило, шиваитского толка. (46) Известно, что низкокастовое население Махараштры поклонялось Шиве-Рудре, Кхандобе, Бхайраве и различным аспектам Шакти, но по мере распространения вишнуизма эти культы были подавлены, но не уничтожены полностью. Шива продолжал оставаться верховным божеством в данном регионе. На доминирующее положение Шивы в этом городе указывает множество его храмов: Трьямбакешвара, Маликарджуны и тд. Да и самый древний храм «вишнуита» Пундалика в Пандхарпуре, как оказалось, тоже шиваитский. Название города тоже говорит само за себя: Пандхарпур – «город Бога Пандуранга», то есть «Белого Бога», Шивы. Естественно, что город из-за обилия шиваитских храмов был назван в честь Шивы, а потом стал ассоциироваться с именем Вишну. Здесь мы сталкиваемся с феноменом субституции, то есть замещения. Скажем еще несколько слов о небольшом храме в Пандхарпуре – о храме «вишнуитского» святого Пундалика. Посещение это храма является обязательным для верующего, который направляется в храм Виттхаля. Пундалик считается «вишнуитом наивысшей пробы», но, как отмечают ученые, его храм представляет собой совершенно «невишнуитское» явление, а шиваитскую святыню, где под бронзовой маской, выполненной в типично шиваитской манере - с усами, с трипундрой на лбу и увенчанной пятью капюшонами кобры, скрывается лингам. Кроме того, Пундалике подносят листья бильвы – типично шиваитского растения, а возле храма расположена фигура Нанди - ваханы Шивы. Не удивительно, что здесь празднуют шива-ратри (все пять дней), а храм обслуживают жрецы махадев-коли. (47) Есть мнение, что за «вишнуитом» Пундаликом скрывается пониженный в статусе местный бог шиваитского толка Пундарикешвар, который оказался принятым в вишнуитскую семью как бхакт Виттхалая, а это согласуется с общей тенденцией вишнуизма представить Шиву как почитателя Вишну. (48) Если возникает какой-либо религиозный конфликт, всегда найдется тот, кто напомнит недовольным о существовании такого удобного культа как Хари-Хара. Этот культ может считаться первой стадией вишнуитской экспансии: сначала пристроиться рядышком, провозглашая слияние, а затем и полностью вытеснить «законного владельца» портала и провозгласить себя хозяином. Эта схема будет повторяться вновь и вновь, как мы потом увидим. Чем-то напоминает русскую известную сказку про лису и зайца. Кстати, священный город Виттхаля Пандхарпур издавна почитается как «Южный Каши», то есть Южный Бенарес или Варанаси, но расположен он не на берегах Ганги, а на берегах Бхимы. Как раз в районе Пандхарпура русло реки изгибом своим напоминает полумесяц, который украшает прическу Шивы, поэтому в этом месте река называется Чандрабхага.
|