Методически для решения вопроса об участии мозговых структур в возникновении и реализации эмоциональных реакций используется способ прямой стимуляции мозга животных электротоком посредством вживленных электродов с оценкой поведенческих актов. Этот же способ применяется на человеке во время оперативных вмешательств на головном мозге с речевым отчетом пациентов о своем эмоциональном состоянии.
Более полная сводка данных о нейроанатомии эмоциональных состояний человека представлена в монографии В.М. Смирнова (1976), где приводятся результаты многочисленных исследований. Установлено, что при раздражении ядер миндалин пациент сообщает о возникновении состояний страха, гнева, ярости и иногда – удовольствия. Стимуляция перегородки сопровождается переживанием эйфории, наслаждения, полового возбуждения, общего подъема настроения. При раздражении переднего и заднего отделов гипоталамуса отмечаются реакции тревоги и ярости, а при стимуляции структур сродного мозга – гнев, напряжение и половое возбуждение с выраженной положительной окраской. При раздражении мезэнцефалитического отдела ствола и неспецифических ядер таламуса возникают состояния повышенной активации или инактивации. Активационное состояние сопровождается гневом и злобой, а инактивационное – успокоением и безразличием.
На протяжении многих лет нейрофизиологи пытались найти отдел головного мозга, который в большей мере ответственен за возникновение эмоционального состояния.
Так Д. Линдслей (1960) основную эмоциогенную функция отводил ретикулярной формации ствола мозга и даже выдвинув «активационную» теория эмоций. В. Кеннон (1927) и В.Бард (1934) создали «таламическую» теория эмоций, считая, что первичный аппарат эмоционального состояния связан с таламусом. Приверженцы лимбической системы (Пейпец И., 1937; Мак Лиин П., 1949) в формировании эмоций главную роль приписывали гиппокампу, миндалинам и поясной извилине.