Социализация как процесс приобретения индивидом социальных качеств
Стремление к полноте бытия свойственно всем люд поскольку человеческие двойственность и постоянная неудовлетворенность «достались» всем. В.то же время каждый человек по-своему разрешает свою «человеческую» проблему, поэтому люди уникальны. Для человеческого существования характерно бесконечное разнообразие личностей. Личность — это целостность врожденных (биологических) приобретенных (социальных) свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальной индивидуальностью. Индивид (конкретный человек) может вступать в отношения с другими людьми по-разному: он может их любить или ненавидеть, либо быть к ним безразличным. Во всех этих отношениях реализуется человеческая энергия, проводником которой является «качество» личности. Под качеством личности в данном случае мы понимаем степень освоения человеком (индивидом) нор м культур ы, достигнутых обществом. Причем культурные модели и социальные институты не просто «воздействуют» на индивида. Происходит взаимодействие, в ходе которого вся личность обычного индивида «штампуется» по образцу отношений, принятых в семье, социальных группах, организациях и т.п. Здесь настолько велика роль социально-экономической и политической структур общества, что из анализа одной личности можно вывести представление (хотя бы в общих чертах) обо всей социальной структуре, в которой она действует. Внешний мир (социальную среду) можно воспринимать двояко: репродуктивно и созидательно. Репродуктивное восприятие подобно фотографированию. Созидательное восприятие можно сравнить с оживлением и воссозданием новых элементов среды (посредством спонтанной активности сил разума чувств). Каждый человек воспринимает внешнюю среду и репродуктивно, и созидательно, но удельный вес каждого вида восприятия неодинаков. Когда восприятие носит преимущественно репродуктивный характер, человек видит в основном то, что находится на поверхности, и не способен проникнуть в сущность происходящего. Он видит детали, но не целое. Такой чело век лишь переносит в будущее результаты перечисления и комбинирования уже известных, существующих факторов. Когда же восприятие внешнего мира носит преимущественно созидательный характер, человек воспринимает не те реальные факты, которые видны всем. Он строит в своем внутреннем мире собственную реальность — символ и отражение его внутреннего мира. Следовательно, оба отклонения от нормативного восприятия реальности, когда какая-либо способность (созидательная или репродуктивная) относительно атрофируется, не являются плодотворными формами социальной ориентации человека. Нормальное человеческое существо в состоянии относиться к внешней среде одновременно и воспринимая ее данность, и постигая ее, и оживляя и обогащая ее собственной энергией (личностными качествами). Результатом такого взаимодействия противоположных способностей восприятия внешней среды являются не столько материальные вещи, произведения искусства, науки, литературы, сколько сам человек. Речь идет не о самом факте рождения человека и не о его физическом росте. Человек должен дать жизнь интеллектуальным и эмоциональным возможностям, своему «полному Я». Для полного раскрытия сущности человеческого Я необходимы и в нем самом, и во внешней среде такие элементы взаимодействия как ответственность, уважение, знание. Процесс, в ходе которого индивид приобретает те или ин личностные качества, называется социализацией. Она начинается в семье, где происходит социализация детства, или первичная социализация.
|