Видеописьмо
Обдумайте и снимите видеописьмо, которое Вы хотели бы отправить студентам киношкол других стран. Международный обмен может оказаться очень полезным опытом и часто начинается с подобной корреспонденции. Вы учитесь тому, как, используя язык кино, общаться с людьми, имеющими сходные с Вашими интересы. Начало. Вспомните, с какими зарубежными киношколами Вы когда-либо контактировали. Если у Вас не было подобного опыта, то выберите одну или две, с которыми Вы хотели бы завязать отношения, и отправьте им факс с просьбой ответить на следующие вопросы: есть ли у них программа обучения режиссеров - документалистов? если да, то кто ведет занятия? интересна ли студентам - документалистам видеопереписка? о чем они хотели бы спросить Вас? Возможно, люди, к которым Вы обратитесь, живут и учатся в условиях, сильно отличающихся от тех, в которых живете и учитесь Вы. Поэтому в видеопленке Вам следует: Рассказать о концепции и содержании Вашего курса, представить преподавателей и студентов. Описать, как каждый из студентов пришел к решению заниматься документальным кино. Пригласить адресатов к обсуждению теоретических и практических аспектов документального кино в целом и Ваших курсовых работ в частности. Включить в видеописьмо отрывки из своих предыдущих работ. Рассказать о том, как Вы подрабатываете (официантом или таксистом, например). Критерии оценки: Метод повествования эффективен, изложена вся необходимая информация. Фильм дает возможность высказаться нескольким студентам. Рассказ правдив. Письмо имеет определенный адресат. Фильм содержит мнения нескольких студентов о целях и возможностях документального кино. В письме заданы вопросы, на которые Вы действительно хотели бы получить ответы. Работа над письмом принесла Вам удовольствие и дала возможность узнать нечто новое о себе. " Эклектическое кино " Заняться этим проектом следует после того, как Вы освоили все предыдущие и в достаточной мере овладели техникой съемки документального кино. Если в качестве диплома Вы должны представить один из своих фильмов, это упражнение может стать Вашим руководством к действию. Определение "эклектическое" М.Рабигер употребляет не в общепринятом отрицательном смысле (механическое соединение разнородных, часто противоположных художественных элементов - отсутствие единства и целостности), а как "произвольный выбор стилистического оформления" от греческого слова "ekjektikos" - выбирающий. Вы можете смешивать формы в зависимости от целей и задач, как это и происходит в реальной документалистике. Фильм должен быть продолжительностью двенадцать - пятнадцать минут. Не используйте в ленте больше трех синхронов, чтобы избежать синдрома "говорящих голов". Теперь Вы знаете основы и можете экспериментировать. Прежде, чем приступить к съемкам, напишите заявку. Помните, что удачный документальный фильм: Рассказывает по-настоящему интересную историю. Воздействует на эмоции зрителя. Обычно несет в себе ярко выраженную авторскую позицию. Содержит традиционные элементы развития драмы. Критерии оценки: В фильме успешно использованы визуальные возможности материала. Режиссер демонстрирует владение приемами жанра "киноправды", наблюдающего и отражающего кино. Режиссер демонстрирует владение статичной и подвижной камерой. Автор полностью контролирует развитие экранного действия, а при необходимости отпускает бразды правления. Разнообразный звуковой ряд. Световые возможности использованы в соответствии с задачами фильма. Грамотный монтаж. В работе удачно сочетаются звук и изображение. Четкая структура фильма. Противоположные стороны вступают в конфликт. Фильм прослеживает изменения, приводящие к убедительным выводам. Авторская позиция аргументирована и независима. Глава VI. МОНТАЖ ПРЕДИСЛОВИЕ Мы можем только сожалеть, что ни одно солидное отечественное издательство за последние полвека не посчитало необходимым выпустить книгу, подобную той, которую написал известный американский режиссер и педагог Майкл Рабигер. Учебник “Режиссура документального кино” на раз переиздавался. переведен на несколько языков. В Европе и Америке его покупают студенты, работники телеепдения и все. кто учится делать фильмы и передачи В учебнике девять частей В настоящем издании мы публикуем топько выдержки из шестой части, которая называется “Постпродакшен” В англоамериканской терминологии так именуется этап работы над фипьмом после окончания съемок, в русской - монтажно-тонировочный период или период монтажа и'озаучания. Пожалуй, главным достоинством публикуемой работы можно считать подробное и доходчивое изложение технологии творческого процесса на этом этапе создания экранного произведения. Рабигер скрупулезно описывает организацию работы режиссера и монтажера и дает мягкие рекомендации по основам этих профессий. Для опытного режиссера здесь нет особых творческих открытий, но доходчиво изложенный систематизированный подход к творчеству делает учебник неоценимым пособием для начинающих Уже в начале профессионал обратит внимание на принципиальное различие во взглядах на монтаж (на употребление этого термина в отечественной и западной школах) Со времен Льва Кулешова, с его легкой руки и пера российская теория кино, а следом за ней и российская теория телевидения подразумевают под емким словом “монтаж” не только и не столько сборку фильма или передачи из отдельных кадров в целостное произведение. За этим термином стоит и “сборка” мыслей автора в сценарий, и “сборка” режиссером пластических и звуковых образов в его воображении, и разработка постановочного проекта, и умение профессионалов монтировать фипьм до с-ьемок на внутреннем “экране” сознания.Л. Кулешов не только первым в мире заявил, что в основе всех монтажных действий лежит принцип сопоставления, но неоднократно экспериментально подтвердил этот вывод и даже провел аналогию между кино, музыкой и живописью Глобальность участия принципа сопоставления во всех проявлениях осмысленной человеческой деятельности и плодах этой деятельности обосновали его последователи. Принцип сопоставления безраздельно и единолично охватывает человеческое мышление и все процессы приема и выдачи информации нашим сознанием. Люди способны выражать и воспринимать речь и мысли друг друга только потому, что они рождаются в сопоставлении слов. Вы, произнося слова, монтируете их во фразы, а ваш друг, оказывается, точно так же умеет, воспринимая слова, монтировать их И только поэтому он способен понимать вашу радость и ваше горе. По своей сути монтаж - это действие и его результат, выполненные по методу сопоставления. Он проявляется во всем. Он - в образе, он - в сочетании образов, он - в кадре, он - в сопоставлении кадров, он - в сложении сцен, он - в построении драматургии и композиции произведения, он - и в самом творческо-технологическом процессе монтажа фильма. На такое понимание сути и функций монтажа Рабигер не претендует. Он рассматривает только завершающий этап работы режиссера, раскладывает его “по полочкам” режиссерской кухни и советует, как лучше создателям экранного произведения достичь своей цели. Рекомендуем тем, кто собирается войти в самостоятельное творчество, читать книгу не по диагонали, а изучить и запомнить последовательность и методы эффективной организации труда, предлагаемые Майклом Рабигером. А мы своими комментариями поможем вам в них разобраться. Американцы неоспоримо правы в том, что “время - это деньги”. И Рабигер помогает их экономить.
|